Возврат тары

       Возврат тары - обязанность возвращать освобождающуюся из-под товара тару в установленном количестве и в определённые сроки. Под возвратом тары понимают также комплекс мероприятий, обеспечивающих сбор, ремонт, возврат бывшей в употреблении (держаной) тары и её повторное использование. Порядок возврата тары и её повторного использования регулируется и стимулируется в ряде правительственных положений и инструкций, ведомственных приказов и договоров, определяющих порядок взимания штрафов за несвоевременный возврат тары и их размеры, залоговые суммы и амортизационные отчисления за повреждение тары или утерю её деталей, а также выплату поощрительных премий за сбор и возврат тары.
 
 
 

Правила приёма бутылок от населения

 

 

 

 

        Возврат тары являлся большой и важной народнохозяйственной задачей. При огромных масштабах социалистического народного хозяйства затраты на тару в СССР, по далеко не полным данным к 1956 году, превышали 10 млрд. рублей в год. Большая часть тары, особенно деревянной, повторно использовалась далеко не достаточно. Правильное использование тары должно было принести народному хозяйству крупную экономию. По одной только деревянной таре эта экономия в течение года составила бы миллионы кубометров лесоматериалов и многие сотни миллионов рублей, а многократное использование всех видов тары позволило бы государству сэкономить не только лесоматериалы, но и десятки миллионов метров меточной ткани, сотни тысяч тонн гвоздей, стали, бумаги, картона, стекла и других материалов, стоимость которых выражается в миллиардах рублей. Бережное обращение с тарой, её своевременный и полный возврат - источник дополнительных доходов и прибыли для торговых предприятий. Бесхозяйственное же отношение к таре, несвоевременная сдача, неполный возврат - источники больших потерь и убытков.

 

 

        Различали возврат тары многооборотной и обычной. В зависимости от материала и специфики обращения возврат тары подразделяли на: возврат деревянной тары, возврат инвентарной и многооборотной тары, возврат картонных ящиков (коробов), возврат металлической тары, возврат мешочной тары, возврат паковочных тканей, возврат стеклянной тары.
 
 
       Учёт тары производился в соответствии с инструкцией по бухгалтерскому учёту тары в предприятиях Министерства торговли СССР, утверждённой приказом по Министерству торговли СССР от 17 января 1955 г. № 43.

 

      Возврат деревянной тары - осуществлялся в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 сентября 1954 г. № 1967 (приказ по Министерству торговли СССР от 24 сентября 1954 г. № 1037), согласно Инструкции о порядке сдачи (возврата) деревянной тары и упаковки тарособирающим предприятиям Главлесстройторга Министерства торговли СССР. На новую, держаную и отремонтированную деревянную тару имелся прейскурант цен, утверждённый Советом Министров СССР (постановление от 25 февраля 1955 г. № 314; приказ по Министерству торговли СССР от 28 февраля 1955 г. № 47-ц). Государственные, кооперативные и общественные предприятия и организации, получавшие товары, сырьё, оборудование и другую продукцию в деревянной таре, обязаны были возвращать тару полностью на тароремонтные предприятия и лесоторговые склады Министерства торговли СССР для повторного использования по прямому назначению. Министерству торговли СССР было предоставлено право взимать в бесспорном порядке за несдачу деревянных ящиков, упаковки и бочек, бывших в употреблении, штраф в размере двукратной стоимости несданной тары по прейскуранту, исходя из цен на новую тару. Взимание штрафа не освобождало от возврата тары. В случае отказа тарособирающих организаций от приёма деревянной тары и упаковки, подлежавших возврату (сдаче), с этих организаций сдатчиками тары взимался штраф в бесспорном порядке в размере двукратной стоимости непринятой тары по прейскуранту, исходя из цен на новую тару.

 

      Предприятиям, торгующим и другим организациям предоставлено было право возвращать непосредственно поставщикам тару, не требовшую ремонта, с последующим оформлением этого возврата через соответствующие организации Главлесстройторга Министерства торговли СССР. Доставка возвратной тары должна была производиться силами и средствами сдатчика тары и за его счёт до ближайших тарособирающих предприятий, станции железной дороги или пристани, но не далее 40 км, а на расстоянии свыше 40 км - по взаимному соглашению между таросдающей и тарособирающей организациями. Станции железной дороги и пристани (порты) обязаны были принимать к перевозкам возвратную тару в собранном виде, в том числе бочки всех ёмкостей и ящики мелких размеров (объёмом до 59 дм³) и в разобранном виде (комплектами) ящики крупных размеров.

 

      Организации и предприятия - сдатчики тары - были освобождены от возврата на тарные базы Главлесстройторга Министерства торговли СССР:
1) инвентарной тары поставщика;
2) собственной тары, оборачивающейся внутри организации или предприятия;
3) тары, завозимой с товаром, сырьём, оборудованием или другой продукцией в пункты, находившиеся на расстоянии далее 40 км от станций железных дорог (пристаней) или тарособирающих организаций;
4) бочек и другой тары из-под нефтепродуктов, взрывчатых веществ, биопрепаратов, медикаментов, отравляющих и ядовитых веществ, корзин прутяных, кабельных барабанов и паков;
5) заливных бочек для консервированных плодоовощных продуктов, если по договору они не подлежали возврату.

 

      Организациям и предприятиям, находившимся на расстоянии далее 40 км от станций железных дорог (пристаней) или тарособирающих предприятий, предоставлено было право на месте продавать тару, бывшую в употреблении, государственным, кооперативным и другим организациям. Центросоюзу предоставлено было право продавать колхозам ящики и бочкотару (за исключением инвентарной), подлежавшую возврату, для повторного использования.

 

      При приёмке держаной тары необходимо следить за тем, чтобы качество её соответствовало требованиям. Так, например, ящики (дощатые или фанерные) должны были возвращаться в сколоченном виде, со всеми неповреждёнными деревянными деталями; допускалась незначительная расшатанность ящика и повреждение угольников, проволоки или ленты только в местах вскрытия ящика; крышка могла быть прибита или приложена отдельно; бочка с целыми уторами и клепчинами с одним обязательно вставным и исправным дном и закреплёнными обручами; другое исправное дно могло быть вложено в бочку. Подлежали приёмке также ящики и бочки, требовшие мелкого, среднего или даже капитального ремонта.

 

      Если таросдатчик сдавал решётчатые ящики, решётку, обрешётку, деревянную упаковку, обшивку с недостающими деталями, то они оплачивались по цене 110 руб. за 1 м³ древесины, сданной тарособирающим или тароремонтным организациям. Держаная тара, сдаваемая на тароремонтные предприятия, должна была быть свободна от посторонних предметов и могла иметь следы и запах только бывшей в ней продукции. Загрязнённая тара могла приниматься на условиях, устанавливаемых по соглашению сторон. Бочки с поломанными клепчинами в уторах принимались по ценам на бочки уменьшенной ёмкости (т. е. на номер меньше) с соответствующей новой маркировкой. Товаропроводящая сеть, предприятия общественного питания, плодоовощные заготовительные организации, все торговые базы и склады, предприятия промышленности и другие должны были сдавать держаную тару по ценам прейскуранта, в зависимости от качественного состояния этой тары, но не выше цены на тару, не требовшую ремонта.

 

        Премирование за возврат деревянной тары производилось в соответствии с приказом Министерства торговли СССР от 15 ноября 1951 г. № 974. Отчисления в фонд премирования должны были производиться в зависимости от суммы, полученной за сданную тару, в размере: 6,7% за тару, не требующую ремонта; 4,7% за тару, требующую мелкого ремонта, 2,7% за тару, требующую среднего ремонта, и 1,7% за тару, требующую капитального ремонта. Премии выплачивались лицам, на которых были возложены сбор, ремонт, возврат и учёт тары: в низовом звене (магазине, складе, базе) - директорам (заведующим, начальникам), их заместителям, заведующим секциями, кладовщикам, товароведам и агентам по таре, рабочим, бухгалтерам или счетоводам, ведущим учёт тары; в среднем звене (в торгах, конторах и отделениях) - товароведам и счётным работникам, непосредственно ведавшим сбором и возвратом держаной тары. Фонд премирования распределялся: 90% для низового звена и 10% для среднего; размер премии устанавливался и утверждался руководителем вышестоящей организации и не мог превышать месячного оклада премируемого работника. Премии выплачивались раз в квартал по приказу вышестоящей организации.

 

      Возврат инвентарной деревянной тары - производился в соответствии с Особыми условиями поставки по каждому виду товаров, предусмотренными Основными условиями поставки товаров народного потребления, утверждёнными постановлением Совета Министров СССР от 7 апреля 1954 г. № 644 (приказ Министерства торговли СССР от 11 апреля 1954 г. № 439).

 

        По хлебу и хлебобулочным изделиям. Хлебопекарные предприятия обязаны были отпускать хлеб и хлебобулочные изделия в стандартных лотках, являвшихся инвентарной тарой хлебобулочных предприятий. При доставке продукции транспортом поставщика покупатель обязан был возвратить поставщику лотки тем же транспортом, которым был доставлен товар. Если продукция была доставлена транспортом покупателя, последний был обязан возвратить лотки в сроки, установленные в прямых договорах, но не позднее 30 часов с момента отпуска продукции, затаренной в эти лотки.

 

      Все виды сухарей поставщик обязан сдавать упакованными в жесткую инвентарную или литую бумажную тару. Покупатель обязан вернуть поставщику 100% инвентарной сухарной тары на условиях и в сроки, установленные в прямых договорах. Покупатель обязан также возмещать поставщику расходы от амортизации лотков и другой инвентарной тары. За отпуск или доставку сухарей не в жесткой или литой бумажной таре поставщик уплачивает покупателю штраф в размере 2% стоимости данной партии товара по отпускным ценам пром-сти. За невозврат в установленные договором сроки инвентарной тары покупатель уплачивает поставщику штраф в размере трехкратной стоимости невозмещенной тары; уплата штрафа не освобождает покупателя от возврата тары. За загрязнение тары (лотков, ящиков) во время загрузки ее продукцией и неаккуратную укладку освобождающейся тары покупатель уплачивает поставщику в каждом отдельном случае ущерб в размере 100 руб. С другой стороны, поставщик за отпуск или доставку продукции в загрязненных лотках или ящиках уплачивает покупателю штраф в таком же размере.

 

        По пиву. Вся тара, в которой отпускалось пиво, подлежала обязательному возврату поставщику в размерах: бочки и ящики - 100% при одногородних и 98% при иногородних поставках. Бочки и ящики подлежали возврату на завод или базу поставщика в сроки:

1) при одногороднем обороте - от 4 до 11 дней, исключая день отпуска (на каждую партию бочек обязательно приложение политражной спецификации);

2) при иногородних поставках - не позднее 15 дней со дня прибытия тары с продукцией на станцию (пристань) назначения.

 

      Отпускаемая с продукцией деревянная тара (бочки, ящики и корзины) как тара - инвентарь завода при отпуске не оплачивалась, за бочки с покупателей взимался залог за тару в размере 15 рублей за 1 дкл ёмкости, а за алюминиевые ящики в размере 80 рублей за штуку (приказ Министерства торговли СССР от 4 августа 1951 г.). Зачёт бочек производился по литражу, а ящиков и корзин - поштучно. При систематическом невозврате в срок бочковой тары поставщик был вправе частично или полностью прекратить отпуск пива неисправному покупателю.

 

      За невозврат тары в установленный срок покупатель уплачивал поставщику штраф: за бочки и алюминиевые ящики в размере трёхкратной залоговой цены, за деревянные ящики в размере трёхкратной цены по прейскуранту; за невозврат бочек штрафные санкции исчислялись по их литражу.

 

      По винной продукции. Бочки подлежали обязательному возврату поставщику за его счёт в размере 100% по системе Министерства торговли СССР в течение 50 дней, а по системе Центросоюза в течение 80 дней со дня получения товара (этот же срок был установлен и для организаций Министерства торговли, находившихся на расстоянии свыше 60 км от станции железной дороги). Перед отгрузкой бочки должны были быть покупателем вымыты, а обручи закреплены костыльками. Инвентарные ящики также подлежали обязательному возврату в срок, устанавливаемый в прямых договорах; при отпуске вина за черту города, но на расстоянии не более 200 км, инвентарные ящики подлежали возврату за счёт поставщика. За бочки взимался залог в размере 15 рублей за 1 дкл ёмкости, за алюминиевый ящик - 80 рублей за штуку.

 

       Приёмка тары при одногородней поставке транспортом покупателя производилась на предприятии поставщика в день поставки, а при вывозе поставщиком - на предприятии покупателя; при иногородней поставке - в течение 3 дней со дня прибытия на предприятия поставщика. За неосновательный отказ в приёмке тары поставщик уплачивал штраф.

 

        По водке и ликёро-водочным изделиям. Водочные заводы и базы были обязаны безоговорочно принимать от покупателя посуду из-под водки и ликёро-водочных изделий, независимо от того, кем они были отпущены. Ящики подлежали возврату полностью.

 

      Инвентарные ящики с клеймом Главликёрводки отпускались и принимались по ценам действующего прейскуранта; стандартные и качественные ящики без клейма принимались по тем же ценам в погашение задолженности. За неприёмку исправной инвентарной тары поставщик уплачивал штраф в размере 50% стоимости непринятой тары по отпускной цене промышленности и фактические расходы по прогону транспорта, но не свыше ставок исполкома. За просрочку в возврате ящиков свыше 5 дней покупатель уплачивал поставщику пени в размере 0,05% стоимости ящиков за каждый день просрочки. Пеня взималась в течение 10 дней, а по истечении этого срока начисление пени прекращалось, но уплачивался штраф в размере 50% стоимости невозвращённых в срок ящиков. За невозврат ящиков налагался штраф в трёхкратном размере их стоимости.

 

      По газированным напиткам, квасу, морсу и сиропам. Тара подлежала возврату на завод или базу поставщика в количестве: бочки и ящики 100%, корзины 95%. Расходы по возврату бутылок и ящиков во всех случаях относились на счёт поставщика, а бочек - на счёт покупателя.

 

      По минеральным водам. Порядок получения, возврата и оплаты амортизации инвентарной тары определялся в договорах.

 

        По молочным продуктам. Молоко и молочные продукты отпускались в инвентарной таре, за которую взимался залог в устанавливаемом размере. Однако внесение залога не освобождало потребителей от возврата тары. За невозврат инвентарной тары торгующими организациями и другими оптовыми покупателями с них взимался штраф в размере трёхкратной залоговой цены на эту тару. За опоздание в возврате инвентарной тары штраф уплачивался в зависимости от установленного числа дней просрочки. За невозврат в установленный срок фляг, бочек, кадок взимался штраф в размере 2 рубля в день, ящиков - 1 рубль в день, но не более 100% их стоимости; за сдачу немытых фляг, бочек или кадок - штраф 1 рубль за штуку.

 

      По разным продуктам. За невозврат в сроки, установленные договором, инвентарной тары под разные бакалейные товары, но не более одного месяца со дня отпуска продукции с торгующих организаций взимался штраф в размере 45 рублей за многооборотный инвентарный ящик, а за ящики из-под дрожжей - 24 рубля за штуку - за каждый невозвращённый ящик.

 

      По обуви, трикотажу, чулочно-носочным, галантерейным и другим товарам. Разборные фанерные ящики, в которых перевозились, эти товары, подлежали обязательному возврату. Сроки возврата устанавливались сторонами с учётом времени нахождения товара в пути; на складах покупателя эти ящики могли оставаться не более 10 дней. За пользование разборным ящиком поставщик никакой платы не взимал, но покупатель нёс материальную ответственность за сохранность ящика и его своевременный возврат. В случае утери или повреждения отдельных деталей ящика поставщик взимал полную стоимость недостающей или повреждённой детали и штраф за небрежное обращение с инвентарной тарой в размере 50% стоимости детали. За несвоевременный возврат тары поставщику уплачивался штраф в размере 0,5% стоимости ящика за каждый день просрочки; при просрочке свыше 15 дней - штраф 25%, свыше 30 дней - 50% и более 45 дней - 75% стоимости разборного ящика, а при невозврате в течение 2 месяцев получатель товара уплачивал поставщику, кроме указанного штрафа, ещё и полную стоимость ящика. За досрочный возврат инвентарного ящика в хорошем состоянии поставщик уплачивал премию из расчёта 0,5% стоимости ящика за каждый день досрочного возврата.

 

      Возврат картонных ящиков - осуществлялся в соответствии с приказом Министерства пищевой промышленности СССР, Министерства торговли СССР и Центросоюза СССР и РСФСР от 5 июля 1948 г. № 567/486/716, по которому торгующие организации обязаны были организовывать в торговых предприятиях сбор картонных ящиков и ящиков из гофрированного картона из-под продукции пищевой промышленности и их возврат базам и предприятиям пищевой промышленности. Торгующие организации обязаны были следить за бережным вскрытием и хранением поступивших картонных ящиков и вести учёт их движения. Приёмка картонных ящиков, возвращаемых торгующими организациями предприятиям пищевой промышленности для их повторного использования, производилась по ценам: 1 рубль - за один исправный (годный) ящик; 25 копеек - за один ящик, требовавший ремонта.

 

      Возврат мешочной тары (тканевых мешков) - осуществлялся на основании Инструкции о порядке использования тканевых мешков из-под хлебопродуктов, сахара и семян с.-х. культур, утверждённой 16 декабря 1950 г. Возврату для повторного использования подлежали тканевые мешки - льняные, полульняные, льноджутовые, кенафные, х.-б., комбинированные (х.-б. с надставкой льняной горловины), служившие основной тарой для хлебопродуктов, сахара и семян.

 

       Порядок отпуска и возврата мешков. Организации и предприятия, получавшие у Министерства заготовок и Министерства промышленности продовольственных товаров СССР хлебопродукты, сахар и семена с.-х. культур в мешках, обязаны были  своевременно возвратить поставщикам эти мешки полностью. Министерство путей сообщения, Министерство морского флота, Министерство речного флота и Главсевморпути обязаны были принимать и отправлять (отгружать) мешки, возвращаемые потребителями муки, крупы и сахара. Если станция или пристань отправления по каким-либо причинам не могла принять предъявленные к отправке мешки, отправителю выдавалась официальная справка с указанием количества предъявленных, но не принятых к отправке мешков и срока, в течение которого станция (или пристань) не принимала мешки к отправке.

 

       Потребители были обязаны возвращать Министерству заготовок мешки из-под муки, хлебопродуктов и семян с.-х. культур той же категории (кроме новых) или не более чем на одну категорию ниже против полученных. Все потребители (за исключением организаций потребительской кооперации), находившиеся в том же населённом пункте, где и реализационная база, обязаны были возвращать ежедневно, но не позднее следующего дня все освобождённые из-под хлебопродуктов мешки.

 

      При иногороднем обороте приёмка возвращаемых мешков должна была производиться поставщиком в течение 48 часов с момента прибытия мешков на станцию или пристань назначения. Оплата ж.-д. и водного тарифов по возвращаемой таре относилась за счёт поставщика.

 

        Предотвращение порчи мешков и ответственность за сохранность и своевременный возврат мешков. Все новые мешки, поставляемые организациям и предприятиям Министерства промышленности продовольственных товаров СССР и Министерства заготовок, должны иметь по середине мешка с обеих сторон просновки цветными нитями. Категория мешка при сдаче и приемке его определяется поставщиком совместно с потребителем и обозначается поставщиком соответствующими штампами. При несогласии потребителя спор решается заключением Бюро товарных экспертиз (см.), обязательным для сторон. В соответствии с этим заключением производится расчет за возвращенные мешки. С каждого неклейменого или неправильно клейменого мешка поставщик уплачивает потребителю штраф в размере 2 руб.

 

       В целях предотвращения порчи мешков с хлебопродуктами, сахаром и семенами с.-х. культур запрещалось:
1) отбор проб способом, приводящим к порче мешков;
2) применение при погрузо-разгрузочных и других работах крючков;
3) бросание мешков;
4) погрузка мешков в загрязнённые вагоны и автомашины;
5) расшивка мешков при помощи неприспособленных для этой цели ножей;
6) волочение мешков.
 
      Запрещалось хранение порожних мешков в сырых и неприспособленных помещениях и погрузка их в загрязнённые вагоны и автомашины, а также выколачивание пыли из мешков на неисправных машинах. Во избежание порчи мешков грызунами руководители мест хранения продуктов были обязаны систематически проводить дератизацию этих помещений.

 

        Организации Министерства заготовок и Министерства промышленности продовольственных товаров СССР были обязаны взыскивать с потребителей за несвоевременный возврат мешков из-под хлебопродуктов, сахара и семян, а также за возврат испорченных мешков штраф в размере четырехкратной стоимости мешков I категории. Задержка возврата мешков свыше двух месяцев сверх установленного срока влекло за собой повторный штраф в размере пятикратной стоимости мешков.

 

        Премирование за возврат мешков производилось в соответствии с Положением о премировании за своевременный и досрочный возврат (сбор) мешков (приказ Министерства торговли СССР от 30 декабря 1950 г. №1080).

 

      Оплата мешков при получении их под товаром и возврат поставщикам производилась по действующим прейскурантам цен. Эти прейскуранты издавались периодически и включали все происшедшие в ценах изменения. Поэтому необходимо было пользоваться последним вышедшим изданием прейскуранта. Возврат металлической тары, освобождавшейся на предприятиях промышленности из-под нефтяных и химических продуктов, производился в соответствии с договорами и Основными условиями поставки. Непосредственно в товаропроводящую сеть попадали главным образом стальные бочки с растительным маслом и баллоны с углекислотой, аммиаком, фреоном и т. п. Все стальные бочки и баллоны подлежат возврату поставщику с отнесением расходов по возврату на счет покупателя. Сроки возврата металлической тары установлены в зависимости от дальности расстояния от потребителя до предприятий поставщика; за просрочку возврата установлены крупные штрафы, причем их уплата не освобождает покупателя от сдачи порожней тары, а при невозврате тары после уплаты штрафа за просрочку взимается пятикратный штраф. В условиях поставки предусмотрены размеры оплаты стоимости утерянных или испорченных деталей баллонов и бочек и штрафа за невозврат колпаков и вентилей баллонов.

 

       Возврат паковочных тканей (тары) - производился в соответствии с Инструкцией о порядке возврата и повторного использования паковочных тканей, высвобождаемых при распаковке промтоваров и хлопка, утверждённой 30 июня 1952 г. Министерством лёгкой промышленности и Министерством торговли СССР во исполнение постановления Совета Министров СССР от 25 апреля 1952 г. № 1914. К паковочным тканям, на которые распространялась инструкция, относились: льняные паковочные ткани, льноджутокенафные паковочные ткани, х.-б. паковочные ткани. Возврат паковочных тканей для торгующих организаций Центросоюза, Министерства обороны СССР, Министерства внутренних дел СССР был обязателен в размере 50%, а для остальных министерств и ведомств - 70% от поступившего количества паковочных тканей. По качеству возвращаемые ткани делились на три категории: I - сухая, не прелая ткань, не имеющая механических повреждений, II - сухая, не прелая, имеющая не более двух механических повреждений диаметром не более 10 см каждое, III - вся остальная сухая, не прелая; все с клеймом "МЛП". Категория возвращаемой паковочной ткани определялись сдатчиком тары и, по требованию поставщика, с участием представителей незаинтересованной организации. Доставка или отгрузка по железной дороге паковочных тканей в адрес поставщиков производилась покупателем, стоимость перевозки оплачивалась поставщиками, получавшими возвращаемую паковочную ткань. Одновременно поставщик возвращал покупателю внесённые им за тканевую тару залоговые суммы. За своевременный возврат и сохранность паковочной ткани выплачивались премии. Возвращаемая паковочная ткань, не подвергаясь стирке, должна была быть очищена от грязи и пыли, рассортирована по категориям и сложена комплектами.

 

      Возврат паковочных тканей должен был производиться покупателем не реже одного раза в месяц. За просрочку покупатель уплачивал штраф в зависимости от длительности задержки.

 

       Премирование за своевременный возврат и сохранность паковочных тканей производилось в соответствии с Положением о премировании, утверждённым 26 августа 1952 г. (приказ Министерства торговли СССР от 3 сентября 1952 г. № 879). Фонд премирования образовывался на предприятиях и сбытовых базах Министерства лёгкой промышленности СССР за счёт отчислений в сумме 75 копеек за каждый возвращённый комплект паковочной ткани I категории и 50 коп. за каждый возвращённый комплект паковочной ткани II категории. За возврат паковочной ткани III категории отчислений не производилось. Премии выплачивались один раз в месяц по приказу вышестоящей организации.

 

        Возврат стеклянной тары и посуды, освобождавшейся на предприятиях промышленности и у торгующих организаций был обязателен, в то время как населением эта тара возвращалась в добровольном порядке. Торгующие организации обязаны принимать стеклянную тару и посуду в неограниченном количестве и всячески облегчать операции по приёму от населения порожней посуды. Правила приёма должны быть вывешены на видном месте. Торгующие организации не вправе вводить какие-либо ограничения, тормозящие или мешающие покупателям возвращать порожнюю тару или посуду. Стеклянная тара и посуда принимаются от населения независимо от того, где был куплен товар и покупается ли при сдаче другой.

 

 

        Не подлежали приёму: бутылки, имевшие сквозные щербины в верхней части горла или с внутренней его стороны, щербины на дне, трещины в стекле горла или корпусе бутылки; бутылки загрязненные, имеющие стойкий запах - керосина, масла, краски, лекарств, или имеющие на внутренней поверхности осадки чернил, клея и т. п. Осадки продаваемых напитков не могут служить причиной отказа в приеме посуды. Бутылки с клеймом на корпусе в виде круга с буквой "Б", с надписью "техтара" или с ободком матового цвета в верхней части корпуса бутылки также не подлежат возврату. Не подлежит приему консервная стеклотара, имеющая сколы - щербины на венчике горла, трещины и посечки на горле и корпусе; загрязненная, со стойким посторонним запахом; маркированная матовым кольцом на горле, матовыми чертами на корпусе, с надписью "техтара" с винтовым горлом. В районах Крайнего Севера, Приморского и Хабаровского краев залог за стеклянную консервную посуду не взимался, торгующие организации были освобождены от её приёма и возврата. Сверх прейскурантной цены с покупателя взималось: за стакан - 40 копеек, за банку ёмкостью до 0,5 л - 50 копеек, 0,5 л - 60 копеек, 1 л - 85 копеек, за баллон ёмкостью 3 л - 2 рубля 20 копеек, за бутылку полулитровую - 75 копеек.

 

        Принимаемая от населения порожняя посуда оплачивалась по действующим в момент сдачи залоговым ценам. За неприём бутылок из-под водки, винных изделий, вина, пива, безалкогольных напитков и минеральных вод предприятия и базы промышленности уплачивали торгующим организациям штраф в размере 100% залоговой стоимости непринятых бутылок.

 

       Премирование за возврат промышленным предприятиям стеклянной посуды производилась в зависимости от видов тары (посуды). Премирование работников торговой сети и организаций за скупку от населения и сдачу промышленности бутылок из-под водки, водочных изделий, пива, безалкогольных напитков, минеральных вод и т. п. регулировалось особым положением. Распределение премий производилось директором магазина в зависимости от количества бутылок, принятых каждым из работников; руководителям торговых организаций (торгов, розничных контор, орсов всех министерств и ведомств, райпотребсоюзов, сельпо) предоставлялось право премировать торгово-складских и транспортных работников, обеспечивавших своей работой успешный сбор у населения и сдачу промышленности бутылок в установленной норме. Премия этим работникам могла выплачиваться в размере не выше месячного оклада в квартал; начисление и выплата денежных средств для премиального вознаграждения производилась предприятиями Министерства промышленности продовольственных товаров СССР помесячно, не позднее 20-го числа каждого месяца за предыдущий месяц, каждой торгующей организации, от которой принимались бутылки; торгующие организации обязаны были выплачивать премиальное вознаграждение работникам своей сети также помесячно не позднее пяти дней со дня получения суммы вознаграждения за возврат бутылок от промышленности.

 

      Премирование за возврат стеклянной тары из-под консервной продукции регулировался особым положением. Работникам пунктов, специально предназначенных для сбора стеклянной тары из-под консервной продукции, премии выплачивались только за тару, собранную сверх установленного плана. Общая сумма начисленной за месяц премии не должна была превышать 50% месячной ставки зарплаты премируемого работника.

 

        Выплата вознаграждения торговым организациям и премии торговым работникам за скупку, хранение и транспортирование посуды из-под растительного масла, фруктово-ягодных соков, сиропов, экстрактов, уксуса и томатопродуктов производилась в соответствии с приказом Министерства торговли СССР от 13 января 1950 г. № 31 и письмом Министерства торговли СССР от 3 февраля 1950 г. № 039.
 

Бондарная тара

Бочка древесноволокнистая

Бочка фанерная прессованная

Бюро товарных экспертиз

Тара для товаров широкого потребления

Тара металлическая

Ящичная тара