Ящичная тара
Ящичная тара. Ящики для товаров разделяются на дощатые, фанерные и комбинированные. Ящики могут применяться для затаривания любой продукции, если они обеспечивают её сохранность и качество и если их применение не противоречит требованиям к упаковке, обусловленным в ГОСТ или ТУ на продукцию.
Ящичная тара (ящик)
Выбор типа и номера ящика производился по согласованию между поставщиками и потребителями продукции. Подробно номенклатура, размеры, вместимость, толщина деталей и другие показатели приводятся в прейскуранте № 01-Т, части 1, 2, 3 единых оптовых цен на новую, держаную и отремонтированную деревянную ящичную тару и упаковку, утверждённом Госпланом СССР.
Прейскурантами была предусмотрена следующая основная номенклатура ящичной тары.
Под продукцию промышленности продовольственных товаров:
ящики дощатые — для кондитерских изделий, макаронных изделий, пищеконцентратов, сахара в пачках, махорки, мыла хозяйственного, парфюмерно-косметических товаров, свечей парафиновых, пищевых жидкостей, дрожжей прессованных, чайных и кофейных напитков, соли фасованной;
ящики фанерные — для кондитерских изделий, пищевых концентратов, макаронных изделий, сушёных овощей насыпью, махорки, овсяных, кукурузных и пшеничных хлопьев, табачных изделий, чая, спичек.
Под плодоовощную продукцию:
ящики дощатые — для винограда, косточковых плодов, цитрусовых, помидоров, зелени, сухофруктов, яблок и груш свежих, капусты белокочанной и цветной, кабачков, баклажанов, дынь и огурцов.
Под продукцию мясо-молочной промышленности:
ящики дощатые — для колбасных изделий и копчёностей, шпика, яиц, гематогена, битой птицы, дичи, кроликов, масла сливочного, маргариновой продукции, меланжа яичного, сыра, эндокринных препаратов;
ящики фанерные — для масла сливочного, маргарина и застывающих жиров.
Под рыбную продукцию:
ящики дощатые —- для рыбной продукции солёной, мороженой, охлаждённой, холодного копчения, вяленой, рыбного филе мороженого, икры пастеризованной в стеклобанках;
ящики фанерные — для икры пастеризованной в стеклобанках.
Под консервы:
ящики дощатые — для консервов в стеклянных или жестяных банках, рыбьего жира в стеклянных банках, крабовых консервов.
Под продукцию лёгкой и текстильной промышленности:
ящики дощатые — для швейных, трикотажных, валяльно-войлочных, щетинно-щёточных и стекольных изделий, обуви и обувной фурнитуры, галантереи, технических изделий из кожи, х.-б., льняных, шерстяных, шёлковых тканей, головных уборов, ниток;
ящики фанерные — для тканей и штучных изделий из них, швейных, трикотажных, галантерейных, щетинно-щёточных и стекольных изделий, обуви и обувной фурнитуры.
Для музыкальных инструментов:
ящики дощатые — для гармоний, баянов, аккордеонов, смычковых, щипковых и духовых музыкальных инструментов, оркестровых барабанов, пионерских труб, пианино, рояля кабинетного;
ящики фанерные — для пианино Черниговской музыкальной фабрики.
Под электротехнические товары:
ящики дощатые — для стиральных машин, установочного провода и изделий ширпотреба, электропылесосов, электрополотёров, электробытовых приборов и настольных вентиляторов;
ящики фанерные — для электропылесосов и изделий ширпотреба.
Под ювелирные изделия:
ящики дощатые — для изделий из камня мягких пород и янтаря.
Под химическую продукцию:
ящики дощатые — для лаков и красок, расфасованных в жестяные и стеклянные банки и бутылки, стеклянные флаконы и трубы, обуви резиновой, лодок резиновых;
ящики фанерные — для обуви резиновой.
Под строительные материалы:
ящики дощатые — для различных видов стекла, шпингалетов оконных, плит кухонных и других санитарно-технических изделий.
Под продукцию из метизов:
ящики дощатые — для металлических кроватей, кастрюль, крепёжных изделий, стиральных досок.
Под медицинские товары:
ящики дощатые и фанерные — для медикаментов.
Под продукцию других отраслей промышленности:
ящики дощатые — для детских игр, фотоувеличителей, керосинок, холодильников, радиоламп, динамиков, радиоприёмников, охотничьих боеприпасов, ружей, фотообъективов, фотоаппаратов, биноклей, велосипедов, мотоциклов;
ящики комбинированные и фанерные — для динамиков, радиоламп и радиодеталей, кинескопов, ёлочных украшений.
Ящичная тара (ящик)
Устройство ящика
Ящики состоят из торцовой части (головки), на которую крепятся дно, бока и крышка. По конструкции составные части ящика бывают цельными, сделанными из одной доски; плотными, сделанными из нескольких досок, и решётчатыми. Для придания необходимой жесткости всей конструкции ящика головки усиливаются дополнительными планками: двумя вертикальными (две планки снаружи и внутри головки); двумя вертикальными и двумя продольными планками (головка в рамку). В некоторых конструкциях ящиков головка усиливается диагональной планкой. Прочность ящика обусловливается толщиной и шириной дощечек, прочностью древесины и креплений. Особенно на прочность ящика влияет скрепление его отдельных частей, а также применяемые при сколачивании ящика гвозди. Как правило, тонкие гвозди держат лучше, чем толстые. Гвозди, вбитые в сырое дерево, при его высыхании плохо держатся. Не рекомендуется вбивать близко один к другому несколько гвоздей, так как это ослабляет силу сцепления волокон древесины. Круглые гвозди лучше, чем четырёхгранные или кованые; последние при заколачивании разрезают большое количество древесных волокон. Скрепление головок с боками должно быть особенно крепким, часто для этого употребляются более длинные гвозди, чем для скрепления дна и крышки головки. Вколачивание более толстых гвоздей, чем того требует толщина дощечек, ведёт к их расщеплению. Забивка гвоздей близко к краям или центру вызывает ослабление ящика, вследствие деформации дощечек. Для усиления скрепления ящиков применяются обвязка и угольники, изготовляемые из стальной ленты. Прибиваются угольники проволочными гвоздями или привинчиваются шурупами в местах соединения планок. Обвязываются ящики главным образом проволокой и железными полосами. Дополнительные крепления ставятся при затаривании в ящики особо ценных грузов, а также при тяжёлых условиях транспортирования.
Упаковка и транспортирование ящичной тары
Ящики поставлялись в собранном виде или комплектами деталей. При поставке ящиков в виде комплектов детали подбираются по размерам и упаковывались в пачки, в зависимости от назначения, отдельно головки, боковые стенки, дно и крышка. Вес одной пачки не должен был превышать 30 кг. Для некоторых типов ящиков вес пачки не устанавливался, а определялся максимальное число деталей в одной пачке. При поставке ящиков комплектами в пачках, на наружной поверхности каждой пачки несмываемой краской проставлялось назначение деталей, которое обозначалось буквами: для головок — «Т» и «Г», для боковых стенок — «Б», для дна и крышки — «ДК», для планок, — «П». При перевозках снизу укладывалась более прочная и тяжёлая тара, сверху более лёгкая (фанерная, плодоовощная клетка и т. д.). Для более полного использования тоннажа транспорта тара более мелкого размера вкладывалась в более крупную. Верёвки при увязывании тары не должны были касаться середины ящика, а должны были протягиваться ближе к головкам, во избежание поломок боковин и планок.
Требования к качеству
Ящичная тара должна быть прочной, обеспечивать сохранность затариваемого продукта, быть простой в изготовлении и удобной в обращении. Не допускается изготовление ящиков из древесины, придающей посторонний запах или вкус затаренным продуктам. Дощечки и планки должны иметь взаимно-параллельные планки и кромки, а торцы опилены под прямым углом. В планках ящика не допускается гниль (кроме внутренней краснины) и глубокая червоточина, наличие большого количества сучков; допускаются поверхностные (волосяные) трещины; торцовые трещины не допускаются. Допускается небольшой косослой. Фанерные детали должны быть опилены под прямым углом и не иметь расщепов, покоробленности и загрязнения.
Маркировка наносилась несмывающейся краской или выжиганием на левом верхнем углу головки ящика, а также путём наклейки специальных ярлыков-этикеток, где указывался порядковый номер данного ящика по прейскуранту оптовых цен на тару. Перед порядковым номером проставлялась буква «Т» — условное обозначение прейскуранта на тару. За несоблюдение правил маркировки деревянной тары поставщик уплачивал штраф в размерах, установленных основными условиями поставки соответствующих товаров.
Хранение ящичной тары
Хранение ящичной тары производилось как в собранном виде, так и комплектами, в правильно выложенных штабелях на складах и в кладовых предприятия или под навесом. Ящики укладывались на подтоварнике плотно один к другому, верхние ряды на стыках нижележащих, отдельно по видам. Не допускалось хранение тары в торговом зале, а также использование порожней тары под временное хранение портящих или грязнящих её предметов или продуктов
Порядок приёмки и вскрытия ящика
Поступившие ящики с товаром или порожние принимались материально ответственными лицами и приходывались как материальная ценность. Лица, принимавшие товар, были обязаны одновременно с приёмом товара проверять соответствие поступающей тары действующим ГОСТ и ТУ, наличие на таре установленной маркировки, правильность указанной цены за ящик. Приём тары, не отвечающей требованиям соответствующего ГОСТ или ТУ, мог производиться лишь в исключительных случаях, предусмотренных особыми решениями или указаниями Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР или министерств торговли союзных республик.
Держаная (сколоченная) ящичная тара по состоянию подразделялась на тару с неповрежденными деталями и тару, требовавшую ремонта (мелкого, среднего или капитального). В ящиках с неповреждёнными деталями допускалась незначительная расшатанность и повреждение угольников, проволоки или ленты, но только в местах вскрытия; крышка должна была быть приколочена или приложена отдельно.
К требовавшим мелкого ремонта относились ящики, имевшие одно из следующих повреждений: поломку 1—2 дощечек или планок, за исключением вертикальных планок головок; поломку фанеры в щитке крышки; повреждение металлических креплений ящика (угольники, проволока, лента) не в местах его вскрытия. Крышка должна была быть приколочена или приложена отдельно.
Требующими среднего ремонта считались ящики, которые имели одно из следующих повреждений: поломку 3—4 дощечек или планок, но не более чем в трёх щитках ящика, за исключением вертикальных планок головок; поломку или отсутствие дна или боковой стенки (бока); поломку фанеры в одном щитке ящика, дна или боковой стенки (крышка должна была быть приколочена или приложена отдельно).
Требующими капитального ремонта считались ящики, имевшие одно из следующих повреждений: поломку 1—2 вертикальных планок в одной головке; поломку 5—6 дощечек или планок не более чем в трёх щитках; поломку до четырёх дощечек или планок и одного щитка ящика, крышки или дна, или боковой стенки; повреждения двух фанерных щитков ящика, крышки, дна или боковой стенки.
Вскрытие ящичной тары производится со стороны крышки гвоздодёром или топором универсальным, проволока перекусывается кусачками в местах крепления, а не срывается. По вскрытии ящиков должны быть сохранены все их детали (крышка, головка, бока, планка). При освобождении ящика от товара крышка вкладывается внутрь ящика. Крышки фанерных ящиков прикрепляются на прежнее место двумя гвоздями, по одному с каждой стороны, в старые гнёзда.
Правила сдачи тары
Вся освобождённая ящичная тара из-под пищевых и промышленных товаров, сырья и оборудования сдавалась независимо от ее качественного состояния на тароремонтные базы, лесоторговые склады или приёмные пункты Лесстройторга, а в городах Москве и Ленинграде — на тароремонтные заводы трестов «Мостара» и «Лентара». Не сдавалась инвентарная тара поставщиков, а также ящичная тара, завозимая торгующими организациями в пункты, находящиеся далее чем в 40 км от станций железных дорог и пристаней водных путей сообщения или тарособирающих предприятий. Тара из-под нефтепродуктов, взрывчатых веществ, биопрепаратов, медикаментов, отравляющих и ядовитых веществ не сдавалась. Правила оборота этой тары регулировались отдельными положениями, утверждавшимися совнархозами. Мебельная обрешётка сдается тарособирающим организациям, которые принимали её, исходя из фактического объёма древесины. Не возвращали ящичную тару оптовые торговые базы, а также сбытовые и снабженческие базы, отправлявшие в этой таре товары торгующим организациям и предприятиям. В этом случае, таросдатчиком являлся последний получатель, который освобождал тару. Организациям и предприятиям, находившимся далее 40 км от ж.-д. станций (пристаней) или тарособирающих организаций, предоставлено было право продавать тару, бывшую в употреблении, на месте государственным, кооперативным и другим организациям. Загрязнённая тара, не допускавшая повторное её использование как по прямому назначению, так и для затаривания других продуктов, могла приниматься только при согласии тарополучателя. Освобождённая деревянная тара должна была сдаваться тарособирающим организациям не позднее чем через 10 дней с момента освобождения или по мере накопления её до нормы погрузки на транспорт. В сельских местностях эти сроки на период весенней и осенней распутицы могли быть увеличены. Сдача и приём тары производились на основании накладной таросдатчика. Доставка держаной тары на склады тароремонтных или тарособирающих предприятий на расстояние не далее 40 км производилась силами и средствами таросдатчиков. Если расстояние было выше 40 км, то размеры расходов и порядок их покрытия определялись на основании соглашения поставщика с тарособирающей организацией.
Порядок отпуска отремонтированной ящичной тары
Склады тароремонтных предприятий производили отпуск ящичной тары всем заказчикам в отремонтированном виде, годной для повторного использования. Отпуск неотремонтированной тары допускался при транзитных поставках и отгрузках или при отгрузках тарособирающими организациями, не имевшими тароремонтных мастерских, по согласованию с заказчиком. Тароремонтные и тарособирающие предприятия при отпуске держаной неотремонтированной ящичной тары получали с покупателей за каждую единицу тары сверх цен по прейскуранту на держаную тару 5% от стоимости отпущенной неотремонтированной тары для покрытия расходов по её сбору и хранению. В тех случаях, когда держаная ящичная тара отгружалась тароремонтным предприятием по железной дороге или водным путём, заказчик обязан был возместить поставщику ящичной тары все расходы по доставке тары до вагона (баржи), погрузке в вагон (баржу) и другие связанные с отгрузкой тары расходы. Размеры расходов определялись соглашением поставщика с заказчиком. При отгрузке тары по требованию заказчика в разобранном виде последний оплачивал также расходы по разборке, комплектованию и увязке разобранной тары по определённым расценкам. Оплата ящичной тары производилась по прейскуранту единых оптовых цен на новую, держаную и отремонтированную деревянную тару и упаковку, утверждённому Госпланом СССР 31 октября 1959 году за № 57/116цо, введённому в действие с 1 января 1960 года. На ящичную тару, изготовляемую по новым ГОСТ и ТУ, не вошедшим в действующий прейскурант, применялись цены, установленные соглашением сторон: а) на новую тару — поставщиком с заказчиком (получателем); б) на держаную — таросдатчиком с тарособирающей организацией; в) на отремонтированную — тарособирающей организацией с покупателем. Цена устанавливалась применительно к ценам прейскуранта, причём за основу принималась наиболее близкая по размеру и качеству тара. По ценам, установленным на новые ящики, оплачивалась тара организациями, покупающими тару для затаривания продукции. Тара, поступавшая с товаром (независимо от того, какая это тара — новая или отремонтированная), оплачивалась по ценам, указанным в прейскуранте.
Тарособирающие организации принимали тару по ценам, указанным в разделе прейскуранта «Держаные ящики». Цены на держаные ящики были дифференцированы в зависимости от их качественного состояния. В прейскуранте единых оптовых цен предусматривались также цены отремонтированной ящичной тары. По этим ценам отпускалась ящичная тара, отремонтированная специализированными тароремонтными предприятиями — трестами «Мостара» и «Лентара», тарными базами, лесоторговыми складами и тароремонтными предприятиями министерств торговли союзных республик, тарными предприятиями других министерств и ведомств и Центросоюза.
Ответственность за несдачу и порчу ящичной тары
За нарушение правил оборота ящичной тары между поставщиком товара, покупателем (таросдатчиком) и таропринимающими организациями была установлена имущественная ответственность. В каждом предприятии на одного из администраторов возлагался контроль за бережным обращением с тарой и своевременным возвратом её на тароремонтные пункты или поставщикам. В соответствии с инструкцией Министерства торговли СССР от 10 мая 1957 года № 234 за недостачи и повреждение тары виновные несли материальную ответственность в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с основными условиями поставки продовольственных и промышленных товаров за поставку товаров без тары и упаковки или в таре, не соответствующей ГОСТ, ТУ или договору, поставщики платили штраф: по продовольственным товарам — в размере до 5% стоимости товаров, отпущенных без тары или в ненадлежащей таре; при поставках в районы Крайнего Севера, отдалённые районы или другие районы досрочного завоза штраф удваивался; по промышленным товарам — в размере 2% стоимости товаров. Кроме того, покупатель вправе был отказаться от приёмки и оплаты товаров, поступавших в ненадлежащей таре и упаковке или без неё, а также потребовать соответствующего затаривания и упаковки товаров.
За несдачу или несвоевременную сдачу ящичной тары и упаковки тарособирающим или тароремонтным организациям торговые организации уплачивали штраф в размере двухкратной стоимости несданной тары по ценам, установленным на новую тару. Штраф не освобождал таро-сдатчика от обязанностей сдать тару, но если повторной проверкой было установлено, что торгующая организация или предприятие и после уплаты штрафа не сдало тару, она подлежала уже изъятию через органы арбитража с возмещением таросдатчиком всех убытков. За несвоевременную сдачу ящичной тары (свыше 10 дней после её освобождения в случае если тары накопилось до нормы погрузки на грузовую машину или подводу) торгующие организации уплачивали штраф. В основных условиях и договорах на поставку товаров, а также в инструкции о порядке сдачи тары предусматривались штрафы за отказ тарособирающих организаций принять возвращаемую покупателем тару, либо за просрочку вывоза тары при наличии соглашения сторон о вывозке тары средствами поставщика.
В пятидесятые годы за сбор, сохранность и своевременный возврат ящичной тары работникам торгующих организаций и предприятий выплачивались денежные премии. Размер премий и порядок их выплаты определялись положением о премировании, за своевременный возврат (сбор) и сохранность деревянной тары (приказ Министерства торговли СССР № 974 от 15 ноября 1951 года). Отчисления в фонд премирования за сбор и возврат деревянной тары должны были производиться в следующих размерах (таблица ниже).
Отчисления в фонд премирования за сбор и возврат деревянной тары
До 90% премиального фонда выплачивалось работникам магазинов, складов, баз, на которых была возложена работа по сбору, ремонту, возврату и учёту тары, заведующим (директорам), их заместителям, заведующим секциями, кладовщикам, рабочим, товароведам и агентам по таре, бухгалтерам или счетоводам, ведущим учёт тары. До 10% премиального фонда расходовалось в торгах, конторах, отделениях на премирование товароведов, занимавшихся вопросами тары, и счётных работников. Основным условием выплаты премии являлся своевременный или досрочный возврат тары, отсутствие нарушений порядка сдачи, хороший учёт.
Тара для товаров широкого потребления