Мотороллеры

 

 

     Мотороллер — двух- или трёхколесная транспортная машина с двигателем внутреннего сгорания.

      Мотороллер несколько напоминает мотоцикл, но существенно отличается как конструкцией, так и эксплуатацией. В отличие от мотоцикла в мотороллере низко расположен центр тяжести что наряду с небольшим диаметром широких колес и большой длинной площадкой для ног водителя и пассажира делает мотороллер при движении очень устойчивым.   

 

 

 

  

 

     Двигатель и другие узлы размещены позади сиденья и под ним. Все узлы хорошо защищены кожухами. Широкий защитный щиток надёжно предохраняет двигатель и пассажира от встречного потока воздуха и забрызгивания. Эластичная подвеска колес и удобное сиденье создают большие удобства при езде.  

     Мотороллер имеет принудительное охлаждение двигателя, благодаря которому он может длительное время двигаться на малых скоростях. На всех советских мотороллерах имеется запасное колесо. Грузовой вариант мотороллера представляет собой трёхколесный экипаж с кузовом для груза.

     Ввиду низкой посадки мотороллеры могут быть использованы на относительно хороших дорогах. 

 

     В начале шестидесятых годов мотороллеры выпускались трёх моделей: пассажирские — «Вятка» в «Тула-200» и грузовой — ГТ-200.

 

 

Мотороллер "Вятка"

  

 

 

     Мотороллер «Вятка» (выпускался 1957-1966)— двухместная машина лёгкого типа; отличается отсутствием промежуточной ступени трансмиссии от коробки передач на колесо.

      Передняя вилка упрощённой конструкции, имеет консольное расположение колеса на оси. Двигатель одноцилиндровый, двухтактный, с рабочим объёмом цилиндра 148 см³, мощность 4,5 л. с.; установлен на качающемся рычаге, соединённом с кузовом пружинным и гидравлическим амортизаторами. Сцепление многодисковое в масляной ванне. Коробка передач в одном блоке с двигателем, трёхскоростная, ступенчатая, с ручным переключателем передач левой рукояткой руля. Рулевая колонка соединена с колесом пружинным и гидравлическим амортизаторами. Корпус штампованный, из листовой стали, сварной, с резиновым настилом для опоры ног водителя. Бензобак ёмкостью 12 л расположен внутри корпуса под седлом. Мотороллер имеет два тормоза независимого действия: на переднем колесе ручной, на заднем — ножной. Колёса дисковые, быстросъёмные; размер шин (в дюймах) 2 х 10. Давление в шинах переднего колеса 1 ат, заднего — 1,5 ат. Для поездки с пассажирами давление в колесах увеличивается — в переднем до 1,5 ат, в заднем до 2 ат. Карбюратор, воздухофильтр, бензопровод и краник расположены в отдельной камере и защищены от атмосферных осадков, пыли и грязи. Зажигание — от бобины переменного тока напряжением 6 в. В правой боковине мотороллера установлен стабилизатор напряжения с выпрямителем для зарядки аккумулятора. Аккумулятор питает лампы стояночного света в фаре и заднем фонаре при неработающем двигателе. Лампы дальнего света заднего фонаря и сигнала работают на переменном токе напряжением 6 в и управляются центральным переключателем, расположенным на правой рукоятке руля.

      Фара смонтирована в одно целое с рулем. Мотороллер оборудован спидометром со счётчиком пройденного пути. Габариты мотороллера (в мм) сравнительно небольшие: база 1200, длина 1850, высота 1100, ширина 800, дорожный просвет 150. Вес 108 кг. Расходует на 100 км пути 3,2 кг топлива и развивает скорость до 60 км в час. В качестве топлива применяется смесь автомобильного бензина с маслом в пропорции: для необкатанного мотороллера 18:1; для обкатанного мотороллера 25:1. К мотороллеру «Вятка» прилагаются необходимые инструменты, принадлежности и запасные части.

 

 

 

 

Мотороллер "Тула-200"

 

 

 

     Мотороллер «Тула-200» — двухместная машина среднего типа. Особенно удобен для езды с пассажиром, обладает достаточной мощностью и скоростью. Снабжён стартёром, что является большим преимуществом по сравнению с другими машинами аналогичного типа. Глубокий передний щиток хорошо предохраняет от забрызгивания, неподвижно закрёплен на раме и не изменяет своего положения при повороте руля. Мотороллер в качестве основы имеет прочную трубчатую раму. Задняя вилка штампованная, сварная с гидравлико-пружинньши амортизаторами заднего колеса. Двигатель одноцилиндровый, двухтактный, с принудительным охлаждением; рабочий объем цилиндра 197 см³; мощность 8 л. с. Коробка передач в одном блоке с двигателем; четырёхступенчатая с ножным переключением. Сцепление многодисковое в масляной ванне. Передача скоростная, на заднее колесо, осуществляется роликовой цепью. Передняя вилка качающаяся с пневмо-гидравлическими амортизаторами Колеса взаимозаменяемые размером (в дюймах) 4 х 10. Давление в шинах переднего колеса 0,85 + 0,15 ат, заднего — 2,35 + 0,15 ат. Мотороллер имеет два тормоза независимого действия: на переднее колесо ручной, на заднее — ножной. Бензобак ёмкостью 12,5 л размещён под сиденьем. Зажигание производится с помощью бобины от аккумулятора напряжением 12 в.

      На мотороллере установлены: фара, задний фонарь, переключатель дальнего и ближнего света, плафон внутреннего освещения, центральный переключатель, сигнал, выключатель стоп-сигнала, спидометр, указатель передач, сигнальные лампы. Мотороллер расходует 3,5 л топлива на 100 км пути при средней скорости 45—46 км/час. Максимальная скорость движения 80 км/час. Длина мотороллера 1930 мм, ширина 515 мм, высота 1010 мм, дорожный просвет не менее 120 мм. Вес 160 кг. Применяемое топливо — смесь автомобильного бензина с маслом в пропорции: для необкатанного мотороллера 20:1; для обкатанного мотороллера 21:1. К мотороллеру «Тула-200» прилагался необходимый инструмент, принадлежности и запасные части.

 

 

 

 

Грузовой мотороллер "ГТ-200"

 

 

 

      Грузовой мотороллер ГТ-200 трёхколесный: создан на базе мотороллера «Тула-200» и предназначается для перевозки мелких грузов общим весом до 250 кг. Техническая характеристика двигателя мотороллера ГТ-200 та же, что и мотороллера «Тула-200». Ходовая же часть его существенно отличается. ГТ-200 является самоходным экипажем, имеющим конический дифференциал с двумя сателитами. Крутящий момент от дифференциала на задние колеса передается посредством полуосей и карданных шарниров на игольчатых подшипниках. Основой мотороллера является трубчатая сварная рама. Передача от двигателя на коробку передач и далее на задние колеса осуществляется однородными роликовыми цепями. Для увеличения маневренности на мотороллере установлен задний ход. Помимо двух тормозов переднего и заднего колеса, мотороллер имеет стояночный тормоз, действующий от ручного рычага, расположенного слева от водителя. Дополнительным устройством является также ручка запуска двигателя, которая предусмотрена на случай неисправности динстартера. Ручной запуск осуществляется с помощью рычага, расположенного впереди кузова с левой стороны. Значительная грузоподъемность мотороллера осуществлена за счёт увеличения передаточных отношений, обеспечивающих скорость 50 км/час.  Основные габариты (в мм) следующие: база мотороллера 1780, колея задних колес 1070, дорожный просвет при ходовом весе не менее 145, длина 2630, высота 1610, ширина 1230; ёмкость топливного бака 15 л; колёса дисковые, штампованные, разборные. Давление воздуха в шинах переднего колеса 1,5 ат, заднего — 4 ат. ГТ-200 снабжается необходимым инструментом и запасными частями. Ко всем мотороллерам прикладывается запасное колесо, паспорт и инструкция по обслуживанию.

 

 

       Семидесятые годы добавили несколько моделей в ряд мотороллеров.

 

 

Мотороллер "Вятка-3-Электрон"

  

 

 

     Мотороллер «Вятка-З-Электрон» — мотороллер с электронным зажиганием. Имел световые указатели поворота, а главное — оригинальную конструкцию кузова, который был снабжён обтекаемыми кожухами, придающими машине красивый вид. Глубокие щитки колес надёжно защищали водителя и пассажира от дорожной пыли и грязи. Мотороллер был лёгок в управлении и прост в обслуживании.

      Мотороллер «Вятка-З-Электрон» имел электронную систему зажигания. Электронное зажигание обеспечивало устойчивую искру во всем диапазоне оборотов двигателя, повышает мощность двигателя. Генератор мотоцикла устойчиво работал независимо от загрязнения. На мотороллере были установлены боковые катафоты (передние и задние). Передний и задний багажники — увеличенной ёмкости, кожух и сиденье — улучшенной отделки.

 

 

      Мотороллер «Турист» был предназначен для повседневных поездок, прогулок и длительных путешествий. Особое устройство рамы обеспечивало удобную посадку водителя. На мотороллере установливался сильный двигатель и электрический стартёр, позволяющий быстро запустить двигатель. Машина имела изящный внешний вид и обладала хорошими динамическими свойствами.

 

     Мотороллер «Тулица» являлся модернизацией мотороллера «Турист». Эта модель обладала повышенной мощностью двигателя (до 15 л. с.) и скоростью до 100 км/ч.

 

 

 

     Требования к качеству мотороллеров были аналогичны требованиям к мотоциклам. Дополнительно предъявлялись следующие. Поворот руля должен был быть свободным в пределах ограничителей. Вертикальная качка рулевой колонки в подшипниках не допускалась. Кнопки сигнала и остановка двигателя должны были обеспечивать надёжный контакт на массу при нажиме пальцем и свободно возвращаться в исходное положение при опускании. Несовпадение плоскостей заднего и переднего колеса не должно было превышать 8 мм для «Вятки» и 5 мм для «Тулы» и ГТ-200. Окрашенные части должны были быть одного цвета с сохранением одного тона. Незначительная разность тонов или оттенков в окраске внешних поверхностей деталей допускалась в пределах эталонов. Сварка деталей должна была быть прочной. Замок, запирающий рулевую колонку, без ключа не должен открываться. Люфт корпуса замка в раме не допускался. На каждом выпускаемом мотороллере указывался товарный знак завода, порядковый номер машины и порядковый номер двигателя. Порядковый номер мотороллера «Вятка» выбивался на правой стороне кузова в задней части над двигателем, а у мотороллеров «Тула» и ГТ-200 — на левой боковине рамы в задней части. Порядковый номер двигателя мотороллера «Вятка» клеймился на правой половине картера в верхней части; «Тулы» и ГТ-200 — на левой половине картера.

 

 

     Мотороллеры с шинами в накачанном состоянии и сухим заряженным аккумулятором упаковывались в прочную деревянную клетку. Для местной реализации допускалось транспортирование без упаковки с предохранением от повреждений при перевозке. Мотороллеры поставлялись комплектно вместе с принадлежностями, инструментом и запасными частями. При сдаче на склад готовой продукции все неокрашенные узлы и детали должны были быть смазаны консервационной смазкой. В паспорте, удостоверяющем качество мотороллера, указывалось о прохождении приёмных испытаний. По особому договору с заказчиком завод готовил и поставляел к мотороллеру «Вятка» багажник, ветровые щитки и запасные колеса с кронштейнами, которые упаковывались в специальную тару и высылались отдельно от мотороллера. Транспортирование, хранение, торговля мотороллеров — как у мотоциклов.

 

 

Мотороллер (х/ф "Годы молодые" 1958 год)

  

 

 

 

Мотороллер с коляской

 

     Имеется информация, что с 1960 года на шоссе, уличных магистралях и просёлочных дорогах можно было увидеть мотороллер «Тула» Т-200 с лёгким боковым прицепом.

     Мотороллер широко известной в стране марки в новом варианте должен быть стать еще более популярным. Ведь теперь на нём могли совершать деловые, туристические поездки, загородные прогулки не два, как раньше, а три человека. Испытания показали, что, несмотря на сравнительно низкую мощность двигателя (8 л. с.), эксплуатация мотороллера с боковым прицепом возможна и на горных дорогах.

      В самом мотороллере была изменена звёздочка вторичного вала коробки передач; дополнительно введён кикстартер, который позволял заводить двигатель без применения династартера (это особенно важно при неисправной аккумуляторной батарее).

      Вместе с коляской ширина мотороллера 1455 мм; величина колеи — 1035 мм; вес мотороллера без горючего и инструментов 220 кг.


      Мотороллер с прицепом при двух пассажирах развивал скорость до 60 км/час; контрольный расход топлива — 5 л на 100 км пробега.

      Ориентировочная цена мотороллера «Тула» Т-200 с боковым прицепом 6870 рублей.

 

 

 

Мотороллер в прицепом (мотороллер с коляской)

  

 

 

Мотороллер "Manet S-100" (1959 год)

 

 

      Выпуск мотороллера «Манет S 100» — было новым достижением чехословацкой промышленности в конце пятидесятых годом.

       В мотороллере установлен был двухтактный одноцилиндровый двигатель мощностью 5,1 л. с. (при 5500 об/мин) с объёмом цилиндра 98 см³. Цилиндр расположен вертикально; охлаждение двигателя воздушное (с помощью вентилятора). Максимальная скорость машины 70 км/час.

       Мотороллер имел четырёхступенчатую коробку передач. Переключение передач ножное и ручное. Двигатель запускался при помощи электрического стартёра, кнопочное управление которого было расположено на щитке приборов. Зажигание производилось как от динамо, так и от батареи. «Манет S 100» отличался экономичностью в расходовании горючего. Расход бензина на 100 км при средней скорости 40 км/час равнялся примерно 1,8 л, при скорости 50 км/час — 2,3 л, при скорости 60 км/час — 2,8 л.

       Прочная конструкция, лёгкость в управлении при любой скорости, хорошая амортизация — таковы были особенности нового чехословацкого мотороллера. Им можно было пользоваться на дорогах с различным покрытием. Грузоподъёмность мотороллера составляла до 150 кг. Длина мотороллера 1990 мм, ширина 560 мм, высота 1300 мм. Вес 100 кг.

 

 

 

Мотороллер "Osa"

 

 

     На польском мотороллере «Оса» установлен двухтактный одноцилиндровый двигатель с рабочим объёмом 150 см³, развивающий мощность в 6,5 л. с. при 4800 об/минуту. (степень сжатия 6,3). Этот двигатель отличается от двигателей, которые имеются у отечественных мотороллеров «Вятка ВП-150» и «Тула Т-200», иначе решённой системой охлаждения. Он охлаждается по типу мотоциклетных двигателей — встречным потоком воздуха. Такая система даёт ряд преимуществ (например, простота конструкции, отсутствие потерь мощности на привод крыльчатки вентилятора). Единственный её недостаток — слабое охлаждение при езде на малых скоростях, особенно по плохим дорогам.

       Маятниковая подвеска обоих колёс в сочетании с амортизаторами двойного действия и мягкое седло обеспечивали плавный ход. Размеры шин: 3,25X14". Бензобак мотороллера вмещает 7,5 л; на 100 км расходовалось 3,2 л бензина.

       Вес мотороллера 125 кг, допускаемая нагрузка 180 кг, максимальная скорость 80 км/час.

 

 

Мотороллер "Электрон"

 

 

 

 

Предположительно Грузовой мотороллер "ГТ-200" (Москва, Сокольники, 2016)

 

  

 

 

Предположительно Грузовой мотороллер "ГТ-200"

 

 

 

 

Не удержались и размещаем фотоизображение мотороллера "Vespa".

 

Мотороллер "Vespa"

  

 

 

 

Мотороллер "Vespa"

  

 

 

Мотороллер "Vespa"

 

 

 

Велосипеды

Мопеды

Мотоаптечка

Мотовелосипеды (лёгкие мопеды)

Мотоколяска

Мотоциклы

 

Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме