Мотоциклы

 

 

     Мотоциклы - (от латинского moto — движение и греческого ciclo — круг, колесо) появились в конце XIX века. Бывают двух- и трехколёсные с боковым или задним прицепом — коляской, служащей для перевозки 1—2 человек или небольшого груза до 0,2 т; приводятся в движение двигателем внутреннего сгорания.

 

 

 

 

 

      Всякий мотоцикл независимо от модели состоит из семи основных конструктивных групп: двигателя с основными узлами и деталями; силовой передачи, состоящей из механизмов сцепления, коробки передач, передней и задней передач; ходовой части, включающей раму с задней вилкой и подвеской, переднюю вилку, колеса, сёдла и т. п.; механизмов управления, служащих для управления работой агрегатов и приборов мотоцикла; электрооборудования, обеспечивающего получение необходимой электрической энергии для системы зажигания, приборов освещения и сигнализации; коляски; инструмента и принадлежностей для ремонта и технического обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

      Двигатель. На мотоциклы советского периода устанавливались двигатели двух типов — четырёхтактные и двухтактные, различающиеся конструкцией газораспределения.

     К преимуществам четырёхтактного двигателя относится более четкое газораспределение, выполняемое довольно сложным механизмом, который значительно повышает вес и стоимость мотоцикла, но дает экономию в расходе топлива. Двухтактный двигатель при газораспределении теряет часть топлива, его работа на малых оборотах недостаточно устойчива; однако, благодаря простоте изготовления и невысокой стоимости, он имеет более широкое распространение.

     По количеству цилиндров двигатели разделяются на одно-, двух- и четырёхцилиндровые. Наибольшее распространение имели мотоциклы с одноцилиндровым двухтактным двигателем. Рабочий объём цилиндра двухтактного двигателя обычно не превышал 350 см³; дальнейшее его увеличение приводит к ухудшению условий охлаждения двигателя и повышению расхода топлива; при рабочем объёме от 250 до 350 см³ чаще всего использовались конструкции, имеющие два поршня в одном блоке цилиндра, чем достигалась большая мощность двигателя и экономия в расходе топлива.

     Для езды в одиночку или с пассажиром на заднем седле обычно использовались мотоциклы с рабочим объёмом цилиндра до 350 см³. Для езды с коляской при условии хороших дорог можно использовать мотоцикл с рабочим объёмом цилиндров от 350 см³ и выше, в более тяжёлых условиях — не менее 500 см³.

 

  

 

Виды мотоциклов 50-х годов

 

Виды мотоциклов: 1 - гоночный С-354; 2 - спортивный К-55-С1М; 3 - дорожный М-72-М; 4 - дорожный ИЖ-56; 5 - дорожный К-55; 6 - дорожный К-175

 

 

 

      Упаковка. Каждый мотоцикл СССР должен был быть упакован в прочную деревянную клетку. Мотоциклы с прицепом упаковывались в деревянные клетки раздельно. Мотоциклы в собранном виде, отправляемые в районы Арктики, Крайнего Севера и в отдалённые районы, требующие морских перевозок, упаковывались в дощатые ящики, прочные и плотные (с укладкой в каждый ящик по одному мотоциклу), по торцам обтянутые стальной упаковочной лентой, скреплённой в замок. Для местной реализации допускалось по соглашению с заказчиком транспортирование мотоцикла без упаковки. Поверхности всех неокрашенных металлических деталей должны были быть покрыты нейтральной смазкой. Завод-изготовитель был обязан безвозмездно производить замену преждевременно вышедших из строя (по вине завода) деталей, агрегатов и механизмов, включая все изготовленные другими заводами изделия (кроме шин, аккумуляторов и цепей), в порядке гарантии и в пределах установленного гарантийного срока, предоставляемого заводами в соответствии о ТУ или ГОСТ.

 

      Маркировка. Каждый мотоцикл должен был иметь марку, выбитую на левой стороне картера и состоящую из наименования завода или его товарного знака, номера ТУ или ГОСТ, года выпуска, порядкового номера мотоцикла, порядкового номера двигателя. Рама мотоцикла должна была иметь порядковый номер, выбитый на её колонке.

 

      Хранение. Мотоциклы должны были храниться в помещениях, предохраняющих их от атмосферных осадков. Не допускалось их хранение в одном помещении с химически активными или пылящими веществами, а также более чем двухрядная установка друг на друге в упакованном виде. При хранении на складах мотоциклы должны были быть подвергнуты консервации. Срок консервации при нормальных условиях хранения — не свыше 6 месяцев, после чего должна была быть проведена переконсервация.

      Обкатка являлась и является одним из условий безотказной и долговечной работы мотоцикла. В период обкатки необходимо было своевременно производить подтяжку резьбовых соединений и регулировку, т. к. во время обкатки происходит приработка всех деталей и осадка резьбовых и других соединений. На период обкатки в карбюраторах устанавливался ограничитель подъёма дросселя, снятие которого до конца обкатки воспрещалось. Продолжительность обкатки устанавливалась заводом-изготовителем и была указана в заводской инструкции для каждого типа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотоциклы лёгкого класса

 

     К ним относятся мотоциклы «Восход» производства Ковровского завода имени Дегтярева, а также мотоциклы, выпускавшиеся Минским мотовелозаводом. Они были рассчитаны на езду с пассажиром и эксплуатировались в самых различных дорожных и климатических условиях.

 

 

Техническая характеристика лёгких мотоциклов

 

 

 

     Мотоцикл «Восход-2» обладал хорошими эксплуатационными свойствами: на нём были установлены довольно мощный двигатель, телескопическая вилка новой конструкции и задняя подвеска, обеспечивающая плавность хода и устойчивость на больших скоростях. Машина была оборудована генератором переменного тока и безбатарейным зажиганием, что значительно повысило его надёжность и упростило эксплуатацию. На мотоцикле установлены также указатели поворота.

 

      Мотоцикл «Восход-3» — модернизация предшествующей модели. По сравнению с моделью «Восход-2» он был снабжён более мощным двигателем и развивал скорость до 105 км/ч; в нём была применена электронная система зажигания.

 

 

ММВЗ-3.111

 

 

     Мотоцикл MMB3-3.111 имел мощный двигатель, хорошие динамические свойства, высокую проходимость. Установка указателей поворота, зеркала заднего вида и специальных дуг (дуг безопасности) повышали безопасность езды.

 

 

 

Мотоциклы среднего класса

 

      К этому классу относились мотоциклы «ИЖ-Планета-3» и «ИЖ-Юпитер-3», выпускаемые Ижевским машиностроительным заводом. 

 

 

Техническая характеристика средних мотоциклов

 

 

 

     «ИЖ-Планета-3» — мотоцикл, обладающий высокой надёжностью, скоростью и долговечностью. Внешний его вид отвечал требованиям технической эстетики его времени: оригинальная форма бензинового бака, хромированные ободья колес и глушителей, двухцветная окраска и т. д. Кроме того, машина по сравнению с ранее выпускаемыми моделями «ИЖ» характеризовался более мощным двигателем и аккумулятором увеличенной ёмкости.

 

 

"ИЖ-Юпитер-3"

 

 

 

     «ИЖ - Юпитер-3» имел те же потребительные свойства, что и «ИЖ-Планета-З», но в отличие от неё мощность двигателя увеличилась до 25 л. с. Также были внесены изменения и в ходовую часть. Подвеска стала мягче, ход передней вилки — больше.

     В результате этих изменений, а также благодаря новой форме руля и механизму автоматического выжимания сцепления на мотоцикле стало легко ездить по любым дорогам. Мотоцикл «ИЖ-Юпитер-3» мог быть оборудован коляской новой конструкции.

 

 

Мотоциклы тяжёлого класса

 

     Мотоциклы этого класса выпускали Киевский и Ирбитский мотозаводы. Эти мотоциклы были рассчитаны на эксплуатацию с коляской. Основные технические характеристики мотоциклов, выпускаемых этими заводами, сходны, в них имелось много взаимозаменяемых узлов и деталей.

 

 

Техническая характеристика тяжёлых мотоциклов

 

 

 

     Мотоцикл «Урал М-67» — был оснащён коляской и отлично зарекомендовал себя в эксплуатации на дорогах с различным покрытием. Выпускался Ирбитским мотозаводом.

     Высокая скорость, экономичность, хорошая проходимость — вот основные достоинства этого мотоцикла. Мотоцикл устойчив при больших скоростях, маневрен, прост в обслуживании. Приборы электрооборудования питались постоянным током напряжения 12 В.

 

 

"Днепр-МТ-9"

 

 

 

     Мотоциклы «Днепр МТ-9» и «Днепр МТ-10» Киевского мотозавода были снабжены мощным верхнеклапанным двигателем и отличались высокой проходимостью, прочностью и надёжностью. Они имели передачу заднего хода, благодаря чему значительно повысилась их маневренность. Педаль переключения передач была сблокирована с механизмом выключения сцепления.

     Мотоцикл «Днепр МТ-10» являлся дальнейшим совершенствованием модели «Днепр МТ-9». Основное отличие его заключалось в том, что на нём было установлено 12-вольтовое электрооборудование. Мотоцикл развивает большую мощность.

 

 

Мотоцикл К-750 (1958 год)

 

 

 

       Дорожный мотоцикл К-750 Киевского завода создан на базе мотоцикла М-72; в нём изменены и улучшены двигатель и вся ходовая часть (включая главную передачу).

       Двухцилиндровый четырёхтактный двигатель с рабочим объёмом 746 см³ развивает мощность в 26 л. с. при 4600— 4900 об/мин (М-72—22 л. с. при 4500—4900 об/мин). Мощность повышена благодаря установке нового распределительного вала. Рёбра на масляном резервуаре картера делают менее напряжённым тепловой режим двигателя. Наибольшая скорость мотоцикла с коляской 90 км/час, грузопдъёмность приблизительно 300 кг. Расход горючего сокращен на 1 л, масла — на 0,1 л (на 100 км пробега).

       Уменьшены крышка распределительной коробки картера и передняя защитная крышка, которым придана обтекаемая форма.

       Подверглась изменению и конструкция передней рычажной вилки, в результате чего работа подвески стала более плавной. Рабочий ход увеличился до 140 мм. Резиновые буфера смягчают толчки на неровностях дороги. Устойчивость хода мотоцикла на плохих дорогах повышается также удачно примененным вылетом вилки. По сравнению с телескопическими вилками мотоцикла М-72, новая, маятникового типа, вилка более износоустойчива.

       Рычажная задняя подвеска установлена на резиновых сайленблоках, исключающих износ шарниров и упрощающих обслуживание.

       В мотоцикле К-750 усилены колеса, увеличена прочность спиц: все они — одинаковой длины, диаметр их увеличен на 0,5 мм, головки изгибом опираются на мягкий металл, что исключает возможность подреза спиц.

       Ширина тормозных колодок увеличена до 35 мм (с 25 мм на М-72), благодаря чему путь торможения сокращается до 8 м. Регулировку тормозных конусов производят снаружи, не снимая колес.

       Новое седло комфортабельнее и легче старого: вместо пружин установлен резиновый амортизатор, который устраняет износ шарниров, характерный для сёдел с пружинами, и уменьшает шум.

       Глубокие щитки колёс надёжно защищают водителя и пассажира от грязи. Мотоцикл оборудован стоп-сигналом.

       Длина мотоцикла с коляской 2400 мм, ширина 1650 мм, вес (с коляской) 335 кг.

       Массовый выпуск мотоциклов К-750 начнется в 1959 г.

       Цена машины (с коляской) 9800 рублей.

"Новые товары" 1958

Н. КУЗНЕЦОВ

 

 

Мотоцикл К-650 (1988 год)

 

Мотоцикл с бвигателем МТ-8. Цена мотоцикла 1400 рублей.

 

 

"Мотоциклы СССР"

 

 

 

 

 

Техническая характеристика спортивных мотоциклов

 

 

 

Мотоцикл С-254

 

 

 

Техническая характеристика гоночных мотоциклов

 

 

 

 

Максимально допустимый путь торможения на горизонтальном участке сухой асфальтовой дороги

 

 

 

Мопеды

Мотоаптечка

Мотовелосипеды (лёгкие мопеды)

Мотороллеры

Мотоциклетные прицепы