Велосипеды

 

 

Велосипед деревянный (экологичный байк)

 

 

 

 

     Велосипеды в Западной Европе более или менее привычного нам вида появились в середине XIX века. В 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ создал, а в 1818 запатентовал первый двухколёсный самокат, который он назвал «машиной для бега» (Laufmaschine). Самокат Дреза был двухколёсным, снабжён рулём и выглядел в целом, как велосипед без педалей; рама была деревянной.

"Велосипед был изобретён русским крепостным Артамоновым в 1801 году". К сожалению это утверждение, бытовавшее в Советский период, не было документально подтверждено и не может быть принято за истину. А жаль, ведь металлический педальный велик - это был бы прорыв в то время! Но увы!..

Начало промышленного производства велосипедов относится к концу XIX века, когда конструкция велосипеда была коренным образом усовершенствована применением пневматических шин, шариковых подшипников и цепной передачи на заднее колесо.

Со временем изменились материалы, из которых производятся велосипеды, но большая часть элементов самого велосипеда остаётся без изменений. Поэтому, проводить параллели на современные модели можно с учётом некоторых появившихся особенностей.

    

 

Основные части велосипедов и их характеристика. Велосипед состоит из следующих основных узлов: рамы, передней вилки, руля, кареточного механизма, двух колёс, цепной передачи, седла и двух грязевых щитков. Рама служит основанием, на котором монтируютсявсе другие узлы; изготовляется из стальных электросварных или цельнотянутых труб. Передняя вилка состоит из полого стержня,вращающегося в головке рамы, и двух перьев; служит для соединения руля с передним колесом.

 

 

Основные части велосипедов и их характеристика

 

Велосипед: 1 - рама, 2 - передняя вилка, 3 - руль, 4 - кареточный механизм, 5 - колёса, 6 - цепная передача, 7 -  седло, 8 - грязевые щитки

 

 

Руль велосипеда состоит из стальной трубы с ручками на концах и стержня. При помощи руля управляют велосипедом и поддерживают равновесие. Все более широкое применение начинают находить универсальные поворотные рули, которые устанавливаются, по желанию велосипедиста, в любом положении по высоте, наклону ручек и направлению изгиба. 

 

 

Велосипедный руль

 

Руль: 1 -  труба руля, 2 - стержень руля, 3 - ручки руля, 4 - затяжной болт, 5 - распорный конус; 6 - шайба руля

 

 

Кареточный узел расположен в нижней части рамы. Состоит из кареточного механизма и шатунов с педалями. Колёса состоят из стального обода и втулки (передняя втулка и задняя втулка), соединённых стальными спицами. На обод надеты пневматические шины, состоящие из резиновой покрышки и камеры, в которую накачивается воздух. Во втулке заднего колеса большинства велосипедов имеется тормозное устройство и механизм свободного хода. Цепная передача соединяет втулочно-роликовой цепью кареточную (ведущую) шестерню с ведомой шестерней заднего колеса и передает на него рабочее усилие велосипедиста. Седло служит сидением для велосипедиста; состоит из металлического каркаса с пружинами и кожаной покрышкой и специального замка, при помощи которого крепится на раме. В зависимости от конструкции и материала покрышки различают сёдла мягкие, жёсткие и спортивные. Грязевые щитки устанавливаются на переднее и заднее колёса для предохранения велосипедиста при движении от забрызгивания грязью. Изготовляются из стали, алюминиевого сплава или пластмассы.

 

 

Кареточный узел велосипеда

 

Детали механизма каретки: 1 - шатун правый, 2 - вал каретки, 3 - шестерня ведущая, 4 - чашка каретки правая, 5 - чашка каретки левая, 6 - контргайка каретки, 7 - шатун левый, 8 - клин шатуна, 9 - винт, 10 - гайка, 11 - шайба, 12 - шарикоподшипник специальный

 

 

Техническая характеристика велосипеда определяется следующими основными данными: расстоянием от центра каретки до края подседельной трубы (высотой рамы), расстоянием между центрами колёс (базой велосипеда), высотой от уровня дороги до центра оси каретки (высотой каретки), диаметром колёс, длиной шатунов, числом зубьев ведущей и ведомой шестерён, передачей.

 

 

 

Втулка передняя

 

Втулка передняя: 1 - корпус втулки, 2 - ось втулки, 3 - конус втулки, 4 - шарики, 5 - гайка втулки с шайбой

 

 

Передачей называется частное от деления числа зубьев большой (ведущей) шестерни на число зубьев малой (ведомой) шестерни, умноженное на диаметр колеса, выраженный в дюймах. Чем больше передача, тем больше путь, который проходит велосипед за один оборот педалей.

 

 

Втулка задняя

 

Втулка задняя: 1 - корпус, 2 - зубчатка, 3 - ось втулки, 4 - тормозной рычаг

 

 

 

Классификация велосипедов

 

В зависимости от назначения различают велосипеды: дорожные, легкодорожные, спортивные, подростковые, детские и специальные (например, для цирковых представлений).

 


Дорожные велосипеды имеют наибольшее распространение и применение, используются для езды почти по любым дорогам (Велосипеды дорожные). Разновидностью дорожных велосипедов являются велосипеды типа "Тандем", отличающиеся тем, что они рассчитаны на двух и более велосипедистов. Эти велосипеды представляют собой как бы два спаренных велосипеда с одним рулём, двумяили более седлами и двумя или более ведущими колесами. Легкодорожные велосипеды имеют по сравнению с дорожными облегчённый вес. Они приспособлены для езды главным образом по городу и дорогам с усовершенствованными покрытиями (Велосипеды легкодорожные).

 

Спортивные велосипеды применяются в гонках и тренировках спортсменов-велосипедистов на шоссе, просёлочных дорогах и велодромах (треках); подразделяются на Велосипеды спортивные шоссейные и Велосипеды спортивные трековые.

 

Подростковые велосипеды предназначены для мальчиков и девочек в возрасте от 10 до 15 лет. Отличаются от дорожных велосипедов длявзрослых меньшими размерами рам и колёс (Велосипеды подростковые).

 

Детские велосипеды выпускаются двухколесные, трёхколесные и комбинированные. Имеют упрощенную конструкцию (Велосипеды детские).

 

Горные велосипеды и Горно-туристские велосипеды в СССР отсутствовали.

 

Элементы специальной экипировки для велосипедистов в СССР, например велошлемы, использовались только велоспортсменами. Статистики травм голов, вызванных падениями с велосипелов в СССР, нет.

 

 

 

Приёмка, транспортирование, хранение, продажа велосипедов

 

Приёмка

 

Количественную приемку велосипедов к шестидесятым годам производили согласно инструкции Наркомторга СССР (приказы Наркомторга СССР от 27/VIII 1942 г. за № 263 и от 28/VI 1943 г. за № 288). При приёмке дорожных и легкодорожных велосипедов следовало руководствоваться ГОСТ 5503-50, приёмку велосипедов детских, спортивных и типа "Тандем" производили по действующим ТУ. Приёмка производилась в следующем порядке: наружный осмотр, проверка качества сборки, проверка комплектности.

 

Наружный осмотр

 

Обращалось внимание на сохранность и целостность товара, устанавливалось наличие механических повреждений.

Эмалированные и лакированные детали должны были иметь чистую и гладкую поверхность, без шероховатостей, царапин, вздутий и соринок в слое отделки. Цвет эмалевого покрытия должен был быть ровным, без пятен и оттенков. Хромированные и никелированные детали должны были иметь чистую и блестящую поверхность. При осмотре шин их накачивали и проверяли.

 

Проверка качества сборки

 

Все резьбовые соединения должны быть надёжно закреплены. Не допускалось наличие помятой или сорванной резьбы. Гайки, контргайки и винты должны были быть прочно затянуты, их грани и шлицы должны быть неповреждёнными. Особое внимание обращалось на проверку ходовой части. Для этого велосипед подвешивали на кронштейне. В таком положении лёгкость вращения вилки в рулевой колонке проверяли поворачиванием руля влево и вправо, лёгкость вращения колёс - поворачиванием их на некоторый угол вокруг оси; при этом под действием веса вентиля колесо должно было совершить несколько маятниковых затухающих колебаний. Равномерность натяжения спиц проверяли ощупыванием их руками, боковое и радиальное биение обода - быстрым вращением колеса; биение не должно превышать 1 мм. Лёгкость хода кареточного механизма, биение кареточной шестерни, плавность работы цепи, лёгкость вращения задней втулки, наличие зазоров между шатунами и задней вилкой, а также между правым шатуном и цепной вилкой - вращением шатуна "по ходу" велосипеда; работу тормоза задней втулки - резким поворотом шатунов "против хода", задняя втулка должна была работать без шума и треска. Цепь велосипеда должна была быть натянута так, чтобы величина прогиба от собственного веса её верхней ветви при натянутой нижней ветви была равна 10-12 мм.

 

Проверка комплектности

 

Все велосипеды, кроме детских, снабжаюлись насосом со шлангом и насосодержателями, звонком, отражателем красного цвета на заднем щитке, велоаптечкой для ремонта шин и сумкой с набором инструментов. В набор инструментов входили: маслёнка, отвёртка, комбинированный ключ, конусный ключ, ниппельеый ключ и ключ с отвёрткой. Кроме того, велосипеды женские и велосипеды для девочек укомплектовываются сеткой для заднего колеса и предохранительным щитком цепи.

 


Упаковка и маркировка

 

Для предотвращения образования царапин, потёртостей, ржавчины велосипеды должны были быть перед транспортированием упакованы. Все не покрытые лаком металлические поверхности тщательно смазывались прогретым нейтральным техническим вазелином. Раму, переднюю вилку, щитки, руль и некоторые другие детали обёртывали водонепроницаемой бумагой. Велосипеды упаковывали по 5 штук в прочные деревянные решетчатые ящики (клетки). Места соприкосновения велосипедов с планками клетки защищали войлоком. Колёса крепили в специальных гнёздах, не позволяющих им перемещаться в стороны. Чтобы велосипеды во время транспортирования не выскочили из гнёзд, их прижимали сверху рейкой с вырезами, в которые входили верхние трубы велосипедных рам.

Все принадлежности и инструменты на каждые пять велосипедов упаковывались в отдельные ящики, выстланные водонепроницаемой бумагой. В каждый ящик должен был быть вложен подписанный ОТК завода-изготовителя упаковочный лист, в котором указывались: наименование завода-изготовителя, название и количество деталей, дата упаковки. После упаковки ящики обвязывались проволокой и пломбировались пломбой ОТК завода. На каждой клетке с велосипедом и на ящике с принадлежностями наклеивался ярлык, на котором указывалось: наименование завода-изготовителя, модель велосипеда, количество велосипедов, количество деталей, дата упаковки. На каждую клетку и на соответствующий ящик с принадлежностями наносились трафаретом одинаковый порядковый номер. При перевозках в пределах одного города или на небольшие расстояния для местной реализации допускалась сдача велосипедов без упаковки в деревянных клетках; в последнем случае велосипеды должны были быть обёрнуты водонепроницаемой бумагой.


К рулевой колонке каждого велосипеда прикрепляется товарный знак завода-изготовителя. Специальное клеймо завода должно быть нанесено на переднюю вилку, руль, корпуса и оси втулок, ободы и оси колес (шестерни), ось каретки, шатуны, оси педалей, ведущий конус, тормозной конус, левый и правый конусы, звонок, насос, ключи.

 

Транспортирование и хранение

 

Обычный двухосный ж.-д. вагон вмещал, в зависимости от упаковки, 80-90 велосипедов для взрослых, 100 велосипедов подростковых, от 100 до 200 велосипедов детских. На грузовых автомашинах (при перевозке на небольшие расстояния) велосипеды устанавливали поперёк кузова, плотно прижимая один к другому. Соседние велосипеды устанавливали рулями в противоположные стороны. Такое расположение позволяло размещать на трехтонной автомашине до 25 велосипедов.


Велосипеды, запасные детали к ним и узлы являются товаром сезонным, спрос на них сильно возрастает в весенне-летние месяцы и уменьшается с наступлением осени и зимы. Поэтому для хранения необходимых сезонных запасов торгующие организации должны были иметь специально оборудованные складские помещения, хорошо защищённые от атмосферных осадков. Не допускалось хранение велосипедов в помещении, где находятся химически активные или пылящие вещества. Все не покрытые лаком металлические части хранившихся длительное время велосипедов должны быть тщательно смазаны прогретым нейтральным техническим вазелином. Для правильного использования складской площади устраивали специальные стеллажи в несколько рядов в высоту, в зависимости от высоты помещения.

Устройство стеллажей различное. Наиболее удобны были стеллажи из газовых труб. Для более плотной установки соседние велосипеды устанавливались рулями в противоположные стороны. Стеллажи разгораживали вертикальными стойками на секции, с расчётом, чтобы в каждой из секций поместилось по 10 велосипедов. Большое количество велосипедов в одну секцию устанавливать не рекомендовалось, т. к. при этом они обычно заваливались в сторону и крайние машины за время хранения могли деформироваться. Применяли и другие способы хранения велосипедов, например их подвешивали под потолком на специальных подвесках. Хранили велосипеды также в деревянных стеллажах или в клетках, в которых они доставлялись с завода.


Запасные велосипедные детали хранились в ящиках, устанавливаемых в гнёзда на специальных стеллажах. На ящиках должны были быть ярлыки с указанием завода-изготовителя, наименования детали, её номера и цены. Крупные детали и узлы укладывались в деревянные ящики или непосредственно на стеллажи, группируя их по видам и заводам-изготовителям, это позволяло быстро найти в стеллаже необходимую деталь. Громоздкие детали и узлы (рамы, колеса, ободья, вилки и т. п.) укладывались так, чтобы их можно было легко подсчитать, не перекладывая. Все детали должны были быть тщательно смазаны нейтральным техничеким вазелином. Детали с точно обработанными поверхностями, а также крупные детали и узлы обёртывались промасленной бумагой. Детали с эмалевым покрытием обёртывали обычной бумагой для предохранения от царапин и пыли.

 

 

В Москворецком универмаге всегда в большом выборе мотоциклы, велосипеды мужские, дамские, детские

 

 

 

 

Оптовая и розничная торговля

  

Оптовая продажа велосипедов и запасных частей к ним осуществлялась преимущественно базами Министерства торговли СССР и Центросоюза. Роль оптовых баз по торговле велосипедов заключалась в основном в представлении промышленности сводных заявок торговых организаций и в постоянном комплектовании на базах ассортимента разных моделей и расцветок. Это было необходимо, чтобы небольшие магазины, которые из-за незначительности оборота и ограниченности складского помещения были не в состоянии принимать велосипеды непосредственно от промышленности вагонами, но имели возможность получать их небольшими партиями в нужном ассортименте.


Розничная продажа велосипедов и запасных частей к ним в советский период осуществлялась магазинами культтоваров, специализированными магазинами, универсальными магазинами, сельмагами, а также посредством посылочной торговли.

 

 

Оборудование магазина

 

Помещение для велосипедов и запасных частей обычно отводилось в первом этаже здания. Продажу велосипедов производили на свободной площади. Это место ограждали лёгким барьерным канатом, обшитым декоративной тканью. Для продавца устанавливали столик с ящиками, в которых хранился его личный инструмент и принадлежности. Для показа и осмотра имеющихся в продаже велосипедов на видном месте, около заграждения, устанавливался стенд высотой 45-50 см. На стенде помещалисьобразцы велосипедов и их краткие технические характеристики. Продажу запасных частей производили в специально отведённом в магазине месте, где устанавливали прилавки с прилавочными витринами и пристенные шкафы. Высота прилавков рекомендовалась в 90 см, ширина 70-90 см. С внутренней стороны прилавков делались гнёзда, в которые помещались металлические ящики для хранения мелких деталей.

Прилавочные витрины устраивались с таким расчётом, чтобы в них можно было поместить весь ассортимент имевшихся в продаже деталей. Крупные узлы и детали помещали в стеклянных витринах пристенных шкафов.

 

 

Подготовка велосипедов к продаже

 

Перед подачей в торговый зал велосипеды очищали от обёрточной бумаги и антикоррозийной смазки и подготовляли к продаже. В специализированных магазинах и в крупных универсальных магазинах подготовкой велосипедов к продаже занимались квалифицированные мастера, в небольших велосипедных секциях магазинов - квалифицированные продавцы. Подготовка велосипедов к продаже включала: полное его оснащение, т. е. установку звонка, насоса, сумки с инструментами, электрооборудования, зеркала обратного вида, счётчика, ручного тормоза, сетки заднего колеса на женском велосипеде; проверку работы всех узлов и механизмов. Для наполнения шин воздухом пользовались компрессорами, подающими воздух под давлением в 2,0-2,5 атм.

Подготовленный к продаже велосипед маркировался этикеткой с указанием: наименования торгового предприятия, артикула по прейскуранту, наименования товара, розничной цены. В торговом зале велосипеды расставлялись по моделям и типам с таким расчётом, чтобы покупатель мог свободно осмотреть любую машину. Велосипеды устанавливались на специальные подставки под выступающие концы оси заднего колеса. Такая подставка позволяла покупателям проверить лёгкость вращения колес, а также работу кареточного механизма и задней втулки.

 

 

Обязанности продавца велосипедов

 

Продавец должен хорошо знать устройство велосипеда и уметь им пользоваться. При выборе велосипеда покупателем продавец обязан сообщить ему сведения об устройстве и эксплуатации машины, дать практические советы. Для этого продавцу прежде всего необходимо знать, в каких условиях будут пользоваться велосипедом. Большое значение имеет форма руля.

Для дорожных поездок следует рекомендовать руль с загнутой кверху рулевой трубой; такой руль не утомляет велосипедиста при длительной езде. Для спортивных поездок удобнее руль с вынесенной вперед рулевой трубой и с опущенными вниз концами. Для разных целей удобны универсальные поворотные рули. При продаже велосипедов продавец даёт покупателю разъяснения по всем интересующим его вопросам, обращает его внимание на основные правила эксплуатации машины. Необходимо советовать покупателю, чтобы при обкатке велосипеда он строго соблюдал все правила, предусмотренные инструкцией по уходу, следил за креплением гаек, болтов и других резьбовых соединений. Особое внимание покупателя должно быть обращено на работу кареточного механизма, крепление педалей и шатунов, натяжение цепи, а также на своевременную регулировку конусов задней и передней втулок. Продавец должен помнить, что его советы будут во многом определять правильность эксплуатации продаваемых машин. При продаже велосипедов необходимо предлагать покупателю запасную камеру, электрооборудование, счетчик и другие принадлежности. Продавец обязан сообщить покупателю положение о гарантии для велосипеда.

Исправность работы велосипеда может гарантироваться заводами-изготовителями на протяжении года со дня его покупки потребителем при условии нормальной эксплуатации. На каждый выпущенный велосипед выдаётся паспорт. Отечественные велосипеды снабжались паспортами, содержавшими два гарантийных талона на право получения новых деталей взамен забракованных. На паспорте и талонах продавец ставил дату продажи и заверял их своей подписью и штампом магазина (секции).

При оформлении покупки продавец объясняет покупателю правила предъявления рекламации заводу в случае обнаружения какого-либо дефекта. Продажа запасных частей требует от продавца знания устройства всех выпускаемых велосипедов. Необходимо спросить у покупателя, для какой машины приобретаются отдельные детали и узлы, т. к. не все они взаимозаменяемы. Продавцам следовало помнить, что в велосипедах послевоенных выпусков резьбовые соединения выражены не в дюймовой, а в метрической системе.
    

Лит.: Серов А.В. и Пастухов А.П., Советские мотоциклы и велосипеды, М., 1949; Гладкий К.С., Велосипед. Инструкция по уходу, М., 1949.

 

 

 

Велосипед "Пенни-фартинг" (Выставка 95 лет Гараж Особого Назначения, Москва, Сокольники, 2016 год)

 

 

 

Велосипед с прицепом

Велосипедные моторы

Велосипедные принадлежности

Велосипеды детские

Велосипеды дорожные

Велосипеды легкодорожные

Велосипеды подростковые

Велосипеды спортивные трековые

Велосипеды спортивные шоссейные

 

 

Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме