Мопеды
Мопед — сверхлёгкий педальный мотоцикл, на котором в случае отсутствия горючего или неисправности двигателя можно продолжать движение с помощью педалей, как на велосипеде. Педали служат также подножками для водителя.
По конструкции этого узла (двигатель и педали) мопед приближается к мотовелосипеду; все остальные узлы и агрегаты — рама, колёса, передняя и задняя вилки, бак, электрооборудование — соответствуют мотоциклетам.
Мопед
На советском мопеде модели МП-60 был установлен двухтактный одноцилиндровый двигатель с рабочим объёмом цилиндра 60 см³ и мощностью 1,5 л. с. Максимальная скорость при езде по ровной дороге 50 км/час. Расход топлива на 100 км пути 1,5 л. Топливо — смесь бензина с маслом. Мопед МП-60 был оборудован фарой и электросигналом. Вогнутая форма рамы делает мопед одинаково удобным как для мужчин, так и для женщин. В мопеде были устранены недостатки мотовелосипеда. Передняя вилка мопеда была усилена и имела эластичную подвеску рычажного типа, что обеспечивало хорошую устойчивость при езде с повышенной скоростью. Задняя вилка качающегося типа была снабжена телескопическими амортизаторами, поглощающими толчки от неровностей дороги. Колеса усиленного тина обеспечивали длительную эксплуатацию мопеда без замены спиц и ниппелей. Глубокий передний и задний щитки предохраняли водителя от брызг и грязи. Вес мопеда составлял 45 кг.
Мопед "Турист"
В 1971 году Львовский мотозавод выпустил две модели мопедов "Турист" и "Верховина-3" для туристов - любителей веломотоспорта. Мопед «Турист» был достаточно экономичен, лёгок в управлении и практически безотказен. Рассчитан он был для дальних поездок, причем по любым дорогам. Мопед оснащался ветровым щитком и большим съёмным багажником. Двигатель мощностью 2 лошадиные силы позволял развивать скорость до 50 километров в час. Объём топливного бака — 5 литров, а рабочий объём двигателя — 49,8 сантиметра. Длина мопеда — 177 сантиметров, ширина — 68, высота — 98, база — около 115 сантиметров. Вес мопеда 51 килограмм.
Мопед "Верховина-3"
Одинаковый по техническим характеристикам с «Туристом» мопед «Верховина-3» отличался силуэтом, оригинальной формой руля. Запаса горючего в мопедах «Турист» и «Верховина-3» хватало примерно на 300 километров пути.
К середине семидесятых годов появились новые модели мопедов.
Мопед «Рига-12» выпущен на смену мопеду «Рига-4». Эта модель отличалась от предшественника не только внешне. На этом мопеде был установлен более мощный двигатель и новый глушитель, который заметно снижал шум двигателя, топливный бак — большей ёмкости (5,5 л). Мопед имел удлинённое седло подушечного типа, под которым располагался вместительный ящик для инструментов.
Мопед "Верховина-4"
Мопеды «Верховина-4» и «Верховина-5» являлись модификациями мопеда «Верховина-3». У новых мопедов был улучшен внешний вид, установлен высокий, удобной формы руль. Двигатель такого же типа, как и на мопеде «Рига-12». Мопед мог быть использован для езды в одиночку и для перевозки груза (на багажнике) массой до 15 кг. Топливный бак вмещал 5 л бензина, что позволяло без заправки проехать 220—250 км.
Мопед «Автоматик», созданный на Львовском мотозаводе, был внешне похож на «Верховину» и имел те же достоинства. В отличие от мопеда «Верховина» он имел силовую передачу с клиноременным вариатором, автоматически меняющим отношение трансмиссии в зависимости от нагрузки двигателя, что позволяло более полно использовать его мощность.
Мопеды выпускают их Рижский и Львовский мотозаводы, а реализовывались они через магазины Спортторга.
Мопед "Рига-7" ("Riga-7"), 1968 год
Правила приёмки, торговля, транспортирование, упаковка, маркировка, хранение, снабжение запасными частями — см. Мотоциклы.