Художественные товары
Художественные товары — красиво выполненные предметы декоративно-прикладного искусства, удовлетворяющие наряду с утилитарными эстетическим требованиям потребителя. Художественные товары играют важную роль в художественном воспитании народа, развивая вкус и любовь ко всему красивому, служа проводником культуры в широкие массы. К художественным товарам относятся фарфоровая, фаянсовая, майоликовая, металлическая, стеклянная и пластмассовая посуда и скульптура, вазы, кубки, ковры, декоративно-мебельные, набивные и жаккардовые ткани, текстильные изделия с росписью (косынки, шарфы, платки, галстуки), игрушки и другие виды продукции, в создании и оформлении которых участвуют архитекторы, художники прикладного искусства и мастера народных художественных промыслов. Большое значение для качества художественных товаров имеет расцветка, подбор тонов, фактура материала. В некоторых художественных товарах художественные достоинства заложены в самой скульптурной форме изделий (посуда, вазы, кубки) или в красоте материала, из которого они изготовлены (изделия из капа и корешка, камнерезные, ювелирные изделия). Для таких изделий не всегда обязательна дополнительная художественная обработка (роспись, рельефные украшения и др.). Показ специфических качеств и красоты материала является одним из существенных факторов, определяющих художественные качества изделий. Часть художественных товаров, в первую очередь своеобразные по форме и художественной отделке изделия народных художественных промыслов, широко используется как сувениры и подарки.
Художественные товары вырабатывались различными отраслями промышленности (керамическая, стекольная, текстильная, металлическая, бумажная, деревообрабатывающая, камнерезная и др.), артелями промысловой кооперации и предприятиями Художественного фонда СССР.
Художественные промыслы развиваются в местах наличия сырья главным образом на базе старинных народных промыслов; создавались и новые (косторезное производство в Хотькове, Сочи и Кисловодске, производство роговых изделий в Москве, Ленинграде и др.). Подробно см. Народные художественные промыслы.
Художественные товары классифицируются по назначению, по материалу, из которого они изготовлены, и по способу отделки. По назначению художественные товары подразделяются на декоративно-прикладные, имеющие утилитарное и декоративное значение (посуда, ковры, декоративно-мебельные ткани и др.), и чисто декоративные, применяемые как украшение (декоративные вазы, скульптура, гобелены, панно и др.). По материалу художественные товары делятся на керамические, деревянные, из папье-маше, кости и рога, камня, металла, пластмасс, стекла, кожи, тканей.
Карта распространения народных художественных промыслов
Керамические художественные товары изготовлялись из фарфора, фаянса, терракоты, гончарной глины и каменной массы (Керамические товары и Художественная керамика) как государственной промышленностью, так и народными промыслами. Из народных промыслов основными являлись гжельские (см. Гжельские художественные изделия) и опошнянские (см. Опошнянские керамические изделия).
Деревянные художественные товары изготовляются из древесины различных хвойных и лиственных пород, из капа, корешка и бересты (Деревянные художественные изделия). Вырабатывались главным образом народными промыслами (Абрамцево-Кудринские изделия, Берестяные шемагодские изделия, Богородские изделия, Коссовские художественные изделия, Ункукульские художественные изделия, Хохломские художественные изделия).
Xудожественные товары из папье-маше изготовляются преимущественно народными промыслами. Покрываются лаком (Лаковые художественные изделия). Основные народные промыслы: Мстёра (Мстерские художественные изделия), Палех (Палехские художественные изделия), Федоскино (Федоскинские художественные изделия), Холуй (Холуйские художественные изделия).
Художественные товары из кости и рога изготовлялись как предприятиями государственной промышленности, так и народными промыслами (Косторезные художественные изделия, Роговые художественные изделия). Основные народные промыслы: холмогорский (Холмогорские косторезные изделия), тобольский (Тобольские косторезные изделия) и хотьковский (Хотьковские косторезные изделия).
Xудожественные товары из камня — Камнерезные художественные изделия.
Художественные товары из металла изготовляются из чугуна, стали, меди, серебра, цветных и других металлов (Металлические художественные изделия). Выпускались главным образом предприятиями государственной промышленности (Златоустовские художественные изделия, Жостовские подносы, Каслинское чугунное литьё, Кубачинские художественные изделия).
Художественные товары из пластмассы — Художественные изделия из пластмассы.
Художественные товары из стекла изготовлялись преимущественно предприятиями государственной промышленности (Художественные изделия из стекла, Посуда стеклянная).
Художественные товары из кожи — Художественные изделия из кожи.
Художественные товары из тканей изготовлялись как государственной промышленностью, так и артелями промысловой кооперации. К ним относятся золотошвейные изделия, гобелен, набойка, кружевные художественные изделия, панно и др.
По способу отделки Художественные товары могут быть расписные, филигранные (Филигранные художественные изделия), черневые (Черневые художественные изделия), эмалевые (Эмалевые художественные изделия).
Карта распространения народных художественных промыслов
Все художественные товары выпускались одним 1-м сортом, за исключением изделий из пластических масс, кожи и жостовских подносов, которые выпускаются 1-го и 2-го сорта. Требования к качеству, сортировка, маркировка, упаковка, транспортирование —- см. статьи, посвящённые отдельным видам и изделиям художественных товаров.
Карта распространения народных художественных промыслов
Уход за художественными товарами
Некоторые художественные товары требуют особого ухода.
Керамические изделия следует 1—2 раза в год промывать раствором соды (95 г на 1 л воды).
Дымковские игрушки промывать нельзя, пыль с них следует осторожно удалять мягкой щёткой.
Деревянные полированные или покрытые лаком изделия протираются мягкой тряпкой и полируются до зеркального блеска готовым составом полироль.
Некрашеные изделия («белые») промываются водой и мылом.
Изделия из серебра промываются раствором гипосульфита (100 г на 1 л воды) и насухо вытираются.
Изделия из папье-маше, покрытые лаком, очищаются мягкой тряпкой или ватой, слабо смоченными в растворе нашатырного спирта.
Камнерезные изделия можно очищать пастообразной смесью из равных частей глины и извести, разведенной в воде; смесь наносится на изделие и оставляется на несколько часов, затем смывается водой, а поверхность изделия протирается сухой тряпкой с мелом до блеска; ржавые пятна удаляются 5%-ным раствором щавелевой кислоты в горячем виде.
Каслинские металлические изделия, покрытые чёрным лаком, протираются тряпкой, губкой или ватой, смоченной в винном спирте, скипидаре или пиве.
Изделия из кожи промывать или протирать водой нельзя; пыль с них следует очищать щёткой.
Торговля художественными товарами
Оптовую торговлю художественными товарами осуществляли культторги министерств торговли союзных республик, Главкоопкультторг Центросоюза и их областные и межобластные конторы и базы. Розничная торговля производилась специализированными магазинами, отделами универмагов государственной и кооперативной торговли.
В специализированных магазинах и отделах крупных универмагов рекомендовалось размещать художественные товары в следующем порядке: отдельной группой на видном месте художественные лаковые изделия, рядом косторезные, затем деревянные. Особое место в магазине отводился для изделий из пластмасс, рядом с которыми размещались с одной стороны керамические, а с другой металлические изделия. Крупные каслинские изделия размещались на прилавках или на столах непосредственно в торговом зале. Отдельная часть магазина отводилась для текстильных изделий, располагавшихся группами — вышитые изделия, рядом с ними изделия ручного ткачества (дорожки, салфетки, головные платки и т. п.), затем ковровые (дорожки, паласы и др.) и т. д. Для лаковых изделий из папье-маше, серебряных, косторезных лучше всего подходили остеклённые прямые шкафы глубиной 40—50 см; для хохломских, капо-корешковых изделий, богородской игрушки — четырёхступенчатые открытые горки. Они же использовались и для размещения керамики и камнерезных изделий. При выкладке на горках придерживались обычно вертикального принципа размещения; например, на первой ступеньке горки размещались крупные опошнянские изделия (кувшины, вазы); на второй ступеньке — более мелкие (куманцы и др.); на третьей — наиболее мелкие (фляги и т. п.); рядом по такому же принципу (крупные, средние, мелкие) снизу вверх размещаюлись гжельские изделия и т. д. Такие камнерезные изделия, как чернильные приборы, расставляются комплектами. Так как выкладка художественных изделий на рабочих местах не обеспечивало условий для предварительного осмотра их покупателем, что очень важно в торговле этими товарами, образцы их теми же группами и в такой же последовательности выставлялись в остеклённых шкафах-витринах, устанавливаемых в зале для покупателей. Изделия Палеха, Мстёры, Федоскина вынимались из коробок и устанавливались на стеклянных полках витрин на ребро; крупные дорогие костерезные изделия ансамблевого типа вынимались из коробок и выставлялись вдоль, а не в глубину полки, чтобы покупатель мог осмотреть все фигурки ансамбля. Образцы изделий, выставляемые для обозрения, должны были обязательно иметь цену. У таких изделий, как палехские, федоскинские коробки, косторезные и камнерезные изделия и др., цена проставлялась рядом с изделиями. На всех текстильных изделиях мягкие ярлыки с ценой прикреплялись к изделиям. Ярлыки с ценами должны были быть художественно выполнены. Продавцам рекомендовалось пользоваться методом сравнения, т. е. показать на прилавке одновременно несколько изделий из различных групп, близких по цене к ориентировочной сумме, названной покупателем.
Для упаковки крупных и средних по размеру изделий в магазине должен был быть запас коробок различных номеров, ваты и мягкой бумаги, а для мелких — мягкие бумажные пакеты. Перед упаковкой качество каждого изделия должно было тщательно проверяться продавцом. Если изделие требовало осторожного обращения при распаковке, покупатель должен был об этом предупреждаться.