Художественные товары

     Художественные товары — красиво выполненные предметы декоративно-прикладного искусства, удовлетворяющие наряду с утилитарными эстетическим требованиям потребителя. Художественные товары играют важную роль в художественном воспитании народа, развивая вкус и любовь ко всему красивому, служа проводником культуры в широкие массы. К художественным товарам относятся фарфоровая, фаянсовая, майоликовая, металлическая, стеклянная и пластмассовая посуда и скульптура, вазы, кубки, ковры, декоративно-мебельные, набивные и жаккардовые ткани, текстильные изделия с росписью (косынки, шарфы, платки, галстуки), игрушки и другие виды продукции, в создании и оформлении которых участвуют архитекторы, художники прикладного искусства и мастера народных художественных промыслов. Большое значение для качества художественных товаров имеет расцветка, подбор тонов, фактура материала. В некоторых художественных товарах художественные достоинства заложены в самой скульптурной форме изделий (посуда, вазы, кубки) или в красоте материала, из которого они изготовлены (изделия из капа и корешка, камнерезные, ювелирные изделия). Для таких изделий не всегда обязательна дополнительная художественная обработка (роспись, рельефные украшения и др.). Показ специфических качеств и красоты материала является одним из существенных факторов, определяющих художественные качества изделий. Часть художественных товаров, в первую очередь своеобразные по форме и художественной отделке изделия народных художественных промыслов, широко используется как сувениры и подарки.

 

     Художественные товары вырабатывались различными отраслями промышленности (керамическая, стекольная, текстильная, металлическая, бумажная, деревообрабатывающая, камнерезная и др.), артелями промысловой кооперации и предприятиями Художественного фонда СССР.

 

     Художественные промыслы развиваются в местах наличия сырья главным образом на базе старинных народных промыслов; создавались и новые (косторезное производство в Хотькове, Сочи и Кисловодске, производство роговых изделий в Москве, Ленинграде и др.). Подробно см. Народные художественные промыслы.

 

     Художественные товары классифицируются по назначению, по материалу, из которого они изготовлены, и по способу отделки. По назначению художественные товары подразделяются на декоративно-прикладные, имеющие утилитарное и декоративное значение (посуда, ковры, декоративно-мебельные ткани и др.), и чисто декоративные, применяемые как украшение (декоративные вазы, скульптура, гобелены, панно и др.). По материалу художественные товары делятся на керамические, деревянные, из папье-маше, кости и рога, камня, металла, пластмасс, стекла, кожи, тканей.

 

 

 

Карта распространения народных художественных промыслов

 

 

 

 

 

Керамические художественные товары изготовлялись из фарфора, фаянса, терракоты, гончарной глины и каменной массы (Керамические товары и Художественная керамика) как государственной промышленностью, так и народными промыслами. Из народных промыслов основными являлись гжельские (см. Гжельские художественные изделия) и опошнянские (см. Опошнянские керамические изделия).

Деревянные художественные товары изготовляются из древесины различных хвойных и лиственных пород, из капа, корешка и бересты (Деревянные художественные изделия). Вырабатывались главным образом народными промыслами (Абрамцево-Кудринские изделия, Берестяные шемагодские изделия, Богородские изделия, Коссовские художественные изделия, Ункукульские художественные изделия, Хохломские художественные изделия).

Xудожественные товары из папье-маше изготовляются преимущественно народными промыслами. Покрываются лаком (Лаковые художественные изделия). Основные народные промыслы: Мстёра (Мстерские художественные изделия), Палех (Палехские художественные изделия), Федоскино (Федоскинские художественные изделия), Холуй (Холуйские художественные изделия).

Художественные товары из кости и рога изготовлялись как предприятиями государственной промышленности, так и народными промыслами (Косторезные художественные изделия, Роговые художественные изделия). Основные народные промыслы: холмогорский (Холмогорские косторезные изделия), тобольский (Тобольские косторезные изделия) и хотьковский (Хотьковские косторезные изделия).

Xудожественные товары из камня — Камнерезные художественные изделия.

Художественные товары из металла изготовляются из чугуна, стали, меди, серебра, цветных и других металлов (Металлические художественные изделия). Выпускались главным образом предприятиями государственной промышленности (Златоустовские художественные изделия, Жостовские подносы, Каслинское чугунное литьё, Кубачинские художественные изделия).

Художественные товары из пластмассы — Художественные изделия из пластмассы.

Художественные товары из стекла изготовлялись преимущественно предприятиями государственной промышленности (Художественные изделия из стекла, Посуда стеклянная).

Художественные товары из кожи — Художественные изделия из кожи.

Художественные товары из тканей изготовлялись как государственной промышленностью, так и артелями промысловой кооперации. К ним относятся золотошвейные изделия, гобелен, набойка, кружевные художественные изделия, панно и др.

 

По способу отделки Художественные товары могут быть расписные, филигранные (Филигранные художественные изделия), черневые (Черневые художественные изделия), эмалевые (Эмалевые художественные изделия).

 

 

 

Карта распространения народных художественных промыслов

 

 

 

 

       Все художественные товары выпускались одним 1-м сортом, за исключением изделий из пластических масс, кожи и жостовских подносов, которые выпускаются 1-го и 2-го сорта. Требования к качеству, сортировка, маркировка, упаковка, транспортирование —- см. статьи, посвящённые отдельным видам и изделиям художественных товаров.

 

 

 

Карта распространения народных художественных промыслов

 

 

 

 

Уход за художественными товарами

 

 

     Некоторые художественные товары требуют особого ухода.

Керамические изделия следует 1—2 раза в год промывать раствором соды (95 г на 1 л воды).

Дымковские игрушки промывать нельзя, пыль с них следует осторожно удалять мягкой щёткой.

Деревянные полированные или покрытые лаком изделия протираются мягкой тряпкой и полируются до зеркального блеска готовым составом полироль.

Некрашеные изделия («белые») промываются водой и мылом.

Изделия из серебра промываются раствором гипосульфита (100 г на 1 л воды) и насухо вытираются.

Изделия из папье-маше, покрытые лаком, очищаются мягкой тряпкой или ватой, слабо смоченными в растворе нашатырного спирта.

Камнерезные изделия можно очищать пастообразной смесью из равных частей глины и извести, разведенной в воде; смесь наносится на изделие и оставляется на несколько часов, затем смывается водой, а поверхность изделия протирается сухой тряпкой с мелом до блеска; ржавые пятна удаляются 5%-ным раствором щавелевой кислоты в горячем виде.

Каслинские металлические изделия, покрытые чёрным лаком, протираются тряпкой, губкой или ватой, смоченной в винном спирте, скипидаре или пиве.

Изделия из кожи промывать или протирать водой нельзя; пыль с них следует очищать щёткой.

 

 

Торговля художественными товарами

 

       Оптовую торговлю художественными товарами осуществляли культторги министерств торговли союзных республик, Главкоопкультторг Центросоюза и их областные и межобластные конторы и базы. Розничная торговля производилась специализированными магазинами, отделами универмагов государственной и кооперативной торговли.

 

       В специализированных магазинах и отделах крупных универмагов рекомендовалось размещать художественные товары в следующем порядке: отдельной группой на видном месте художественные лаковые изделия, рядом косторезные, затем деревянные. Особое место в магазине отводился для изделий из пластмасс, рядом с которыми размещались с одной стороны керамические, а с другой металлические изделия. Крупные каслинские изделия размещались на прилавках или на столах непосредственно в торговом зале. Отдельная часть магазина отводилась для текстильных изделий, располагавшихся группами — вышитые изделия, рядом с ними изделия ручного ткачества (дорожки, салфетки, головные платки и т. п.), затем ковровые (дорожки, паласы и др.) и т. д. Для лаковых изделий из папье-маше, серебряных, косторезных лучше всего подходили остеклённые прямые шкафы глубиной 40—50 см; для хохломских, капо-корешковых изделий, богородской игрушки — четырёхступенчатые открытые горки. Они же использовались и для размещения керамики и камнерезных изделий. При выкладке на горках придерживались обычно вертикального принципа размещения; например, на первой ступеньке горки размещались крупные опошнянские изделия (кувшины, вазы); на второй ступеньке — более мелкие (куманцы и др.); на третьей — наиболее мелкие (фляги и т. п.); рядом по такому же принципу (крупные, средние, мелкие) снизу вверх размещаюлись гжельские изделия и т. д. Такие камнерезные изделия, как чернильные приборы, расставляются комплектами. Так как выкладка художественных изделий на рабочих местах не обеспечивало условий для предварительного осмотра их покупателем, что очень важно в торговле этими товарами, образцы их теми же группами и в такой же последовательности выставлялись в остеклённых шкафах-витринах, устанавливаемых в зале для покупателей. Изделия Палеха, Мстёры, Федоскина вынимались из коробок и устанавливались на стеклянных полках витрин на ребро; крупные дорогие костерезные изделия ансамблевого типа вынимались из коробок и выставлялись вдоль, а не в глубину полки, чтобы покупатель мог осмотреть все фигурки ансамбля. Образцы изделий, выставляемые для обозрения, должны были обязательно иметь цену. У таких изделий, как палехские, федоскинские коробки, косторезные и камнерезные изделия и др., цена проставлялась рядом с изделиями. На всех текстильных изделиях мягкие ярлыки с ценой прикреплялись к изделиям. Ярлыки с ценами должны были быть художественно выполнены. Продавцам рекомендовалось пользоваться методом сравнения, т. е. показать на прилавке одновременно несколько изделий из различных групп, близких по цене к ориентировочной сумме, названной покупателем.

 

       Для упаковки крупных и средних по размеру изделий в магазине должен был быть запас коробок различных номеров, ваты и мягкой бумаги, а для мелких — мягкие бумажные пакеты. Перед упаковкой качество каждого изделия должно было тщательно проверяться продавцом. Если изделие требовало осторожного обращения при распаковке, покупатель должен был об этом предупреждаться.

 

Сувениры
 
Гжельские художественные изделия
 
 
 
 
 
Федоскинские лаковые художественные изделия
 
Холуйские художественные изделия
 
Хохломские художественные изделия (Хохлома)