Мстёрские лаковые изделия

Мстёрские лаковые изделия

     Мстёрские лаковые изделия — художественные изделия из папье-маше покрытые лаком и украшенные тончайшей миниатюрной живописью; один из видов народного декоративно-прикладного искусства.

 

      Мстёрские лаковые изделия изготовляются народными мастерами поселка Мстёра, находящегося в Вязниковском районе Владимирской области в 14 км от станции того же наименования Горьковской железной дороги.

     Мстёра с XVII века была значительным центром иконописного промысла и народных художественных ремёсел. После революции 1917-го года, с падением иконописного производства, бывшие иконописцы объединились в промысловую артель «Пролетарское искусство», обратились к новой тематике и, позаимствовав технику и формы вещей у мастеров Федоскина (см. Федоскинские лаковые изделия), создали лаковое производство.

 

     Мстёрские мастера выпускают лаки того же ассортимента, что и мастера других центров лаковой живописи — Федоскина, Палеха, Холуя. Это разные по формам и размерам шкатулки, ларцы, пудреницы, туалетные коробочки, марочницы, очешники, папиросницы и другие предметы декоративно-бытового назначения. В тематике мстёрских миниатюр периода СССР преобладали пейзажи, мотивы, заимствованные из народных сказок, песен и литературы, а также отражающие жизнь советской деревни; встречались индустриальные мотивы, новостройки и пр.

     Сцены изображаются на фоне очень красочных, декоративно решённых пейзажей, составляющих отличительную особенность мстерского стиля. Композиция обычно обрамляется тончайшим золотым орнаментом. Отдельные вещи (шкатулки и ларцы) содержат не одну, а несколько сюжетно связанных миниатюр, расположенных на крышке и на боковых стенках изделия. Выпускаются также изделия, расписанные только орнаментальными рисунками из узоров трав, листьев, фруктов.

 

 

 

     Техника изготовления как самого папье-маше, так и изделий из него, состоит в склеивании листов картона до требуемой толщины и закрутке их на болванки для придания нужной формы; в пропитке картона маслом, в его опиловке, шпаклёвке, многократном его лакировании и полировании. Окончательная отделка изделия заключается в придании ему твёрдости дерева и его поверхности стекловидно-зеркального блеска. Эти процессы в основном одинаковы во всех лаковых производствах и отличаются только небольшими отступлениями.

     По технике живописи и по применяемым краскам мстёрские лаковые изделия  существенно отличаются от федоскинских лаковых изделий. Мастера, как и Палех, сохраняя традиции древнерусского искусства в иконописи, пользуется темперными красками, где связующим веществом служит яйцо, в то время как Федоскино пользуется исключительно масляными красками. Палитра мстеряков очень богата, по количеству красок она близка к персидской миниатюре, выполняемой тоже темперой. Применение темперных яичных красок в живописи на папье-маше даёт особенно декоративный колористический эффект. Мстёра сохранила, творчески переработала и обогатила традиции древнерусской живописи и создала свой характерный стиль, находящий выражение в сочности и вместе с тем мягкости колорита, в живописной и декоративной разработке сюжета миниатюры, в глубине и игре тонов; причём чёрный лак используется как цвет. Мстёрскую миниатюру легко отличить от палехской по холодным голубым и серебристым тонам, соседствующим с теплым киноварно-красным, а также по более реалистической трактовке пейзажа и человеческого образа. Мстёрский живописец сам готовит нужные ему краски по сохранившемуся старинному рецепту. Процесс живописи долгий и сложный. Найдя тему и вьшолнив рисунок на бумаге, художник подготовляет фон и переносит рисунок на вещь, покрытую предварительно белильной основой (ци-ровка). Затем наносятся основные цвета рисунка (роскрышь) и прозрачные краски "плави" (лессировка). Следующий процесс после роскрыши — детальная разработка рисунка, во время чего выявляются отдельные его формы, слабые и сильные места. При выполнении рисунка соблюдается определённая, ставшая традиционной, последовательность: сперва ведётся работа над пейзажем, его деталями и фоном, затем расписываются строения и, наконец, фигуры людей и животных. В процессе работы художник часто отказывается от первоначально взятых тонов, перерабатывая и видоизменяя их. Завершающим моментом является нанесение орнамента золотом. Готовое изделие с живописным изображением полируется до зеркального блеска. Все сюжеты мстёрских миниатюр оригинальны, созданы самими художниками; они представляют собой уникальные авторские произведения, которые служат эталонами для полных или частичных копий, выполняемых для продажи.

 

     Мстёрские лаковые изделия  пользуются большой известностью как у нас, так и за рубежом. Лучшим мастерам правительство присваивало звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. За высокое качество продукции мстёрской артели «Пролетарское искусство» Экспертным советом Всесоюзной торговой палаты артели был присуждён диплом первой степени. В создании искусства мстёрских лаковых изделий видную роль сыграли мастера-художники Н.П. Клыков, А.Ф. Котягин, А.И. Брягин, Е.В. Юрин и др. 

     Наряду с массовой продукцией для продажи, мстёрская артель «Пролетарское искусство» выполняла отдельные вещи по специальным заказам. Цены мстёрских лаковых изделий устанавливаются с учетом габаритов изделия, размера живописного поля на крышке и боковых стенках (в см²), сложности и оригинальности миниатюры (уникальная или копия), квалификации мастера-художника. На каждой вещи под миниатюрой обычно обозначается номер изделия, год производства и фамилия автора.

 

Сувениры
 
 
 
Федоскинские лаковые художественные изделия
 
Холуйские художественные изделия
 
Художественные товары