Гжельская керамика

Гжельская керамика

     Гжельская керамика (гжель) - гончарные, фарфоровые и фаянсовые изделия, вырабатываемые на предприятиях местной промышленности и промысловыми кооперативными артелями, расположенными в районе станции Гжель, Раменского района Московской области. Гжельское керамическое производство существует с древнейших времён. Гжельские чайные сервизы, художественные статуэтки, игрушки отличаются яркой национальной самобытностью и оригинальностью художественной формы, носящей народный характер.

 

Образцы гжельской керамики первой половины XIX века характеризуются высоким декоративным мастерством; художественная отделка посуды - подглазурная и надглазурная роспись - отличается разнообразием форм, среди которых преобладает растительный орнамент обычно в виде крупных цветов и листьев, ярко выделяющихся на основном фоне. До третьей четверти XIX века Гжель была одним из основных районов фарфоро-фаянсового производства в России, но с развитием крупного фабрично-заводского производства значение ее резко снизилось.

 

В советское время своеобразные художественные традиции гжельских мастеров развивались на новой основе. Артель "Художественная керамика" в деревне Турыгино вырабатывала посуду, декоративные фигурки и вазы, Кузяевский фарфоровый завод - посуду, Гжельский керамический завод - декоративную скульптуру, майоликовые облицовочные плиты, архитектурные барельефы.

 

Современный бытовой гжельский фарфор - вазы, кувшины, кружки, пепельницы и т.п. - артели "Художественная керамика" известен характерной подглазурной росписью кобальтом по белому фону с последующей разделкой золотом. Роспись, наносимая до глазурования изделия, обладает прочностью, глубоким цветом и сильным блеском. Некоторые изделия гжельской керамики расписываются золотом по тёмно-синей кобальтовой глазури. Для гжельской керамики типичен несколько условный плоскостной растительный орнамент, иногда однотонный, в некоторых случаях нескольких тонов синего цвета. Роспись выполняется вручную беличьими кистями, что обеспечивает более высокие декоративные свойства изделий по сравнению с механическими способами нанесения рисунка (декалькоманией, печатью трафаретом), применяемыми при массовом производстве. Перед росписью на поверхность изделия наносится контур рисунка способом припороха, т. е. покрытием контура рисунка порошковым углем или сажей.

 

В последнее время применяется надглазурная роспись статуэток коричневым, зелёным и синим цветом (растворами азотнокислого никеля, хромпика и азотнокислого кобальта). Роспись этими растворами отличается мягкими тонами; краски как бы растекаются к краям и дают нечетко очерченный контур рисунка и высветленный цвет по краям живописного пятна.

 

Сырьём для гжельской керамики служат: просяновский каолин, часов - ярская глина, местный кварц, карельский полевой шпат. Глазурь изготовляется из тех же материалов, что и масса, но в других пропорциях. Используется сырье 2-го и 3-го сортов. Качество сырья отражается на внешнем виде готовых изделий. Черепок гжельского фарфора довольно толстый, не просвечивает, имеет слегка сероватый оттенок; на изделиях допускается мелкая черная "мушка" (образуется из включений окиси железа, содержащейся в массе). Иногда на поверхности изделий имеются небольшие неровности - ямки, возникающие при обжиге от выгорания органических примесей, порой загрязняющих массу.

 

Технологический процесс изготовления гжельского фарфора, дефекты производства, маркировка, транспортирование - см. Посуда фарфоровая и фаянсовая. Сбыт художественной гжельской керамики к середине пятидесятых годов торговым предприятиям осуществлялся через Главместпромсбыт.

 

 

Посуда фарфоровая и фаянсовая

 

 

 

 

Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме