Народные художественные изделия

Народные художественные изделия
       Народные художественные изделия — произведения декоративно-прикладного искусства, вырабатываемые народными художественными промыслами; предназначены для оформления интерьера и использования в быту, служат также сувенирами — памятными подарками, носящими яркий колорит района, в котором они производятся. Народные художественные изделия составляют обширную группу художественных изделий, охватывающих все стороны быта: это — мебель, предметы домашнего обихода (ковры ручной выработки, кружевные и строчевышитые изделия, художественные изделия из керамики, цветного камня, дерева и металла, изделия из папье-маше с миниатюрной живописью и пр.), ткани, одежда, ювелирные украшения, миниатюрная скульптура из кости и рога и др. Народные художественные изделия, будучи созданы народными мастерами и художниками, отличаются ярким национальным своеобразием. В них воплощены лучшие черты культуры народа, создающего их. В ярких красочных художественных образах народных художественных изделий находят выражение поэтическое видение мира, фантазия народа, живой народный юмор, а иногда и острая социальная сатира. Народные мастера и художники при оформлении своих произведений используют необыкновенное богатство мотивов и художественных приёмов. Народное искусство каждого народа имеет ярко выраженное своеобразие, которое проявляется в утилитарном назначении народных художественных изделий, выборе материала, из которого они сделаны, форме изделий и характере орнамента, украшающего их, приёмах художественного оформления.
 
       Подавляющее большинство народных художественных изделий характерно для какой-либо одной страны, одного народа. Всемирно известны китайские изделия из металла с художественной эмалью. Этот вид искусства существует не только в Китае, но именно там он получил наибольшее развитие и достиг высокохудожественного уровня. Большим признанием пользуются вьетнамские плетёные изделия, они своеобразны, красивы, легки, прочны и т. д. Национальным своеобразием отличаются и те народные художественные изделия, которые вырабатываются аналогичными народными художественными промыслами разных стран. Так, совершенно своеобразны благодаря яркому проявлению национальной художественной формы керамические изделия Средней Азии и Украины, Вьетнама и Болгарии, Индии и Румынии. Все они сделаны из одного материала; многие из них служат одним и тем же бытовым целям, однако они резко разнятся по своему художественному облику (свойственному для декоративного искусства каждого из народов): по форме, характеру орнамента, украшающего их, по техническим и художестенным приёмам оформления. Как правило, народные художественные изделия имеют утилитарное бытовое назначение и в то же время представляют собой произведения декоративно-прикладного искусства; сочетание этих двух сторон в народных художественных изделиях является их важной особенностью. Целесообразность той или иной вещи имеет преобладающее значение, а художественное оформление находится в зависимости от назначения вещи и помогает выявлению её служебных качеств. Утилитарное назначение вещи является определяющим в выборе материала, техники обработки, художественной формы и приемов её художественного оформления. Одновременно среди народных художественных изделий имеются изделия, предназначенные специально для украшения: мелкая настольная скульптура, декоративные вазы и блюда, кубки, бусы, броши и др.
 
 
      Ценной особенностью народных художественных изделий является их неповторимость. Среди этих изделий нет двух абсолютно одинаковых вещей, т. к. в отличие от продукции фабричной художественной промышленности народные художественные изделия изготовляются вручную. Основные и наиболее трудоёмкие процессы художественного оформления предметов — резьба, роспись, чеканка, гравировка, вышивка и пр. — производятся вручную мастерами-художниками, имеющими индивидуальные манеры. При работе вручную невозможно фотографически перенести одни и те же формы и мотивы с одной вещи на другую. Художественное оформление изделий — не механическое копирование и тиражирование образцов, а творческая работа мастеров и художников, создающих каждую вещь отдельно. Вследствие этого неизбежны разного рода отклонения и вариации, хотя иногда и очень мало заметные.
 
 
     То же самое относится к изделиям разных, хотя и аналогичных промыслов, которые значительно разнятся между собой и отличаются своеобразием: так, Палех, Холуй, Мстёра и Федоскино выпускают изделия из папье-маше с лаковой миниатюрной живописью, ассортимент изделий всех четырёх промыслов очень близок, техника и технология изготовления их примерно одинаковы, но стиль, характер художественного оформления изделий своеобразны в каждом из промыслов. Своеобразие каждого народного художественного промысла объясняется особенностями исторического развития промыслов, появление которых в ряде случаев относится к очень отдалённым временам.
 
 
 

Холуйские художественные изделия

 

 
 
     Характер изделий в ряде случаев определялся наличием доступных местных материалов. В лесных районах распространялись промыслы по художественной обработке дерева (например, деревянные изделия с хохломской росписью в Горьковской (Нижегородской) области, деревянные и берестяные изделия в Вологодской и Архангельской областях). На Урале, богатом поделочными камнями, получил развитие камнерезный промысел; в районах развития животноводства распространено ковроделие, изготовление войлока с художественной аппликацией и т. д. Специализация отдельных художественных промыслов и целых районов, наметившаяся в прошлом, сохраняется в большинстве случаев и в настоящее время.
 
 
     После Великой Октябрьской социалистической революции для подготовки высококвалифицированных кадров получила развитие широкая сеть специальных профессионально-технических школ, техникумов и училищ, в т. ч. художественно-промышленное училище им. М. И. Калинина (МХПУ им. М.И. Калинина, Московское художественное училище прикладного искусства (колледж) в составе Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова), дававшее высшее образование. Выдающимся мастерам и художникам народного декоративного искусства присваивались почётные звания и дипломы.
 
 
       Народные художественные промыслы объединялись в систему промысловой кооперации, в которой существовали специализированные художественные промысловые союзы (Росхудожпромсоюз, Вологодский кружевной промысловый союз, Укрхудожпромсоюз и т. д.), непосредственно руководящие промыслами. Научно-исследовательский институт художественной промышленности и экспериментальные лаборатории при промсоветах и наиболее крупных предприятиях оказывали народным мастерам и промыслам художественную и техническую помощь, помогали осваивать новые образцы, совершенствовать технологию производства, восстанавливать заглохшие промыслы и развивать новые. Художественные товары.
 
 
      Для народных художественных изделий применяют товарную упаковку, которая предназначается для индивидуального хранения изделий, и тарную, предназначенную для транспортирования. Товарная упаковка (индивидуальная коробка или специальный футляр) служит для хранения наиболее ценных изделии из папье-маше с миниатюрной живописью, косторезных и ювелирных. Для лаковых изделий с миниатюрой внутренние стенки предохранительных коробок выстилают ватой; для индивидуального хранения миниатюрной скульптуры из кости применяют коробки и ящики со специальными зажимами-держателями, при помощи которых основание скульптуры плотно прижимается к футляру, а мелкие хрупкие детали не касаются стенок упаковки. Большинство народных художественных изделий упаковывается в мягкую бумагу или пакеты из целлофана, поштучно или комплектами. Тарной упаковкой служат фанерные, досчатые или картонные ящики, в которые изделия упаковывают комплектами, наборами или специальным ассортиментом. Художественные керамические изделия сегодня транспортируют в индивидуальных упаковках, а раньше транспортировали большей частью навалом с подстилкой слоя соломы, стружки или других мягких упаковочных материалов. Каждый ряд керамических изделий прокладывался слоем упаковочных материалов. Для перевозки керамических изделий используют контейнеры, товарные вагоны и грузовой автотранспорт.
 
 
      Хранятся народные художественные изделия в сухом, отапливаемом помещении, разложенными отдельно по видам, артикулам и сортам на специальных стеллажах в упакованном виде, поштучно или комплектами. Изделия, подверженные растрескиванию, деформации и другим изменениям под влиянием резкой смены температуры, необходимо хранить вдали от отопительных приборов.
 
     Продажа народных художественных изделий может быть организована в специализированных магазинах, салонах и на выставках, в магазинах подарков, в специальных отделах универмагов и в отделах магазинов вместе с ювелирными изделиями и другими ценными товарами. Для выкладки применяются специальные остеклённые витрины и стенды.
 
     К продавцам народных художественных изделий должны предъявляться требования знания основных народных художественных промыслов, характера выпускаемых ими изделий, специфики выкладки, оформления витрин и торговли народными художественными изделиями
 
 
Сувениры
 
 
 
Федоскинские лаковые художественные изделия
 
Холуйские художественные изделия
 
Хохломские художественные изделия (Хохлома)
 
Художественные товары