Обозные товары

 

 

     Обозные товары — товары, предназначенные для оборудования гужевого транспорта.

 

      Обозные товары подразделяются на четыре группы:

1) колёсный обоз: телеги, повозки, хода, арбы, тарантасы, линейки, дрожки, полки, двуколки;

2) санный обоз: сани-дровни, сани-розвальни, сани-кошевки, сани-полки, легковые сани, подсанки;

3) обозные товарные детали: колёса, оси, полозья, ободья и др.;

4) обозные полуфабрикаты (берёзовые дрючки для оглобель и дышел, заготовки для ступиц и спиц, клёпка для вальков и ваг и т. п.).

 

 

     Колёсный обоз классифицируется по ряду признаков. По характеру перевозимых грузов — на грузовой, легковой и специальный (пожарный обоз, хлебовозки, мясовозки, заправочные повозки, водовозки, походные кухни и др.). По количеству лошадей в упряжке — на одноконный (оглобельный), пароконный (дышловой), троечный (русская тройка) и четвёрочный (тачанки).

 

     В одноконной упряжке можнобыло  использовать пару лошадей — одну в оглоблях, вторую сбоку на полуваге с вальком на постромках. В зависимости от назначения и других условий кузова бывали: прямоугольные, трапецеидальные, решётчатые (для объёмных грузов), корытообразные (у телег), в виде платформы и кузов «плетёнка» из прутьев (для легкового транспорта). Конструкции колёсного обоза могли быть: разводные, с меняющимся расстоянием между осями, позволявшие устанавливать различного вида и размера кузова, и неразводные, с постоянным расстоянием между осями, в большинстве случаев с несъёмными кузовами; по подрессориванию — рессорные с упругими опорами, связывающими кузов посредством двух (четырёх) pеccop с осями, и безрессорные с жёсткими опорами (деревянными подушками), которыми кузов посредством стремянок соединялся с осями. Рессорные часто бывали на пневматических шинах; безрессорные, как правило, — на металлических шинах.

 

      Основные эксплуатационные свойства колёсного обоза следующие.

 

       Лёгкость на ходу — способность конструкции двигаться наименьшим тяговым усилием; зависило от диаметра колеса, шейки оси, внутреннего диаметра втулки и веса самой конструкции.

 

       Устойчивость — способность не опрокидываться при переезде рытвин, бугров, ухабов и канав; зависила от ширины колеи, высоты расположения кузова (для одноконных 770 мм, для пароконных 820 мм) и диаметра колёс. Характеризовалась углом наклона, установленного для одноконных в 40° и для пароконных в 45°.

 

 

 

Устойчивость

 

Lα - угол устойчивости

а - ширина колеи

h - высота подъёма колеса 

 

 

      Поворотливость — способность делать круговые повороты при ширине дороги в 6 м для одноконных и 6—8 м для пароконных; зависила от диаметра передних колёс, длины осей, расстояния между передней и задней осями и от длины дышла или оглобли; стандартами угол поворота был установлен для одноконных 50°, для пароконных 32°.

 

 

 

Поворотливость

 

наименьшая ширина дорог и для кругового поворота
Lα - угол поворота
 
 
 
      Гибкость — способность дышла у пароконных и оглобли у одноконных подниматься вверх и опускаться вниз при переезде возвышений или углублений; характеризуется углом подъёма и наклона дышла или оглобли; стандартом были установлены для дышла подъём 35°, наклон 20°; для оглобли — подъём 45°, наклон 45°.

 

 

 

Гибкость

 

Lα - угол подъёма

Lβ - угол наклона

 

 

      Независимость ходов — способность передней и задней осей четырёхколёсной конструкции перекатываться в тот момент, когда одно из четырёх колес попадает на бугор или в яму. Угол независимости ходов стандартом был установлен в 10°. Независимость ходов достигалась главным образом благодаря соблюдению размера зазора (люфта) в шкворневом сцеплении переднего хода с задним. При определении качества различных конструкций конного обоза большое значение имели также их грузоподъёмность, собственный вес и объём кузова.

 

 

 

Независимость ходов

 

а - ширина хода

Lα - угол независмости xодов

 

 

 

      При определении качества различных конструкций конного обоза большое значение имели также их грузоподъёмность, собственный вес и объём кузова.

 

 

     Грузоподъёмность (предельная нагрузка для данной конструкции) была установлена (в т) для одноконных повозок 0,75, для пароконных 1,5; для телег различной конструкции 0,5—0,75, двуколок 0,5 и автокачек 2,0—2,5.

 

      Собственный вес должен был быть как можно меньше (без ущерба для прочности). Конструкции считались лёгкими, если их собственный вес не превышал ¼, средними — ⅓ грузоподъёмности и тяжёлыми, когда собственный вес превышал ⅓ грузоподъёмности. Конструкции, вес которых достигал ½ грузоподъёмности, были совершенно невыгодны в эксплуатации. Сегодня это интересно сравнить с автотранспортными перевозками - вес грузового автомобиля и вес его груза.

 

      Объём кузова. Кузов должен был быть достаточно ёмким, для того чтобы была полностью использована грузоподъёмность конструкции. Наиболее ёмкие кузова в форме ящика и дробин. Объём кузова по стандарту был установлен (в м³): для одноконных повозок 0,6, для пароконных 1,0; в других конструкциях колебался от 0,4 (двуколки) до 0,8.

 

 

      Санный обоз классифицировался также по назначению на грузовой и легковой, по количеству лошадей в упряжке — на пароконный и одноконный. Сани разделялись на окованные (с металлическими подрезами и оковками) и неокованные; по типу кузова — на обшитые досками, оплетённые верёвкой и плетённые из прутьев; по количеству копылов (короткие бруски, вставленные в полозья и служащие опорой для кузова) — на четырёх-, пяти- и шестикопыльные. Основные эксплуатационные свойства саней следующие.

 

      Лёгкость на ходу зависила от ширины подошвы полоза, постановки на нём подрезей и веса саней. Обычно ширина полоза у саней колебалась от 60 до 130 мм. Санный обоз в среднем требовал в два раза меньше тягового усилия, чем колёсный.

 

      Устойчивость зависила от ширины хода (расстояние между полозьями) и высоты саней. В целях предупреждения от опрокидывания в санях устанавливались боковые продольные грядки (поручни).

 

      Собственный вес — обычно у грузовых окованных 160—180 кг, неокованных 140—160 кг; у легковых окованных до 160 кг; неокованных до 140 кг.

 

      Грузоподъёмность — у грузовых до 1000 кг, у легковых 300—400 кг.

 

 

     Обозные товарные детали — части, используемые при изготовлении нового и ремонта старого обоза; к ним относились: колёса, оси, спицы, ободья, полозья, ступицы, втулки, оглобли, дышла, вальки, ваги и др. Характеристика каждой обозной детали зависила от конструкции, для которой она предназначалась.

 

 

      Обозные полуфабрикаты — обычно деревянные заготовки различного ассортимента, которые служили сырьём для изготовления обозных деталей. Такими полуфабрикатами являлись: дрючки для оглобель и дышел, клёпка для спиц, вальков и ваг, ступичный кряж и т. п. Характеристика каждого обозного полуфабриката зависила от детали, которая из него изготовлялась.

 

      Основными материалами для изготовления обозных товаров служили дерево и металл. В соответствии с действующими ГОСТ и ТУ при изготовлении обозных товаров применялись лесоматериалы следующих пород древесины: дуб, ясень, карагач, ильм, вяз, клён, бук, граб, берёза, лиственница, сосна. Из них изготовлялись подушки, надосники, сухари, спицы, бруски, насады, вальки, ваги, ручицы. Дышла, оглобли, разводы изготовлялись из берёзы, вяза, лиственницы, ясеня, бука, дуба и граба. Доски и бруски кузова — из сосны, ели, пихты и кедра. Металлические детали обозных товаров (оси, стремянки, кочетки, поворотные круги, тарели, тяжи, планки, сцепки, растяжки, контрфорсы, обоймы, шины, ступичные кольца и др.) изготовлялись из обычной углеродистой горячекатаной стали. Серый чугун употреблялся на отливку втулок и осевых колпаков.

 

 

      Требования к качеству обозных товаров были следующие: точность и аккуратность обработки и сборки (отсутствие зазоров, перекосов; правильность постановки болтов, заклёпок, шурупов; закрепление гаек, обеспечивающее от самоотвинчивания; шпаклёвка трещин и мест отколов и т. п.); доброкачественность материалов — древесина с влажностью точно в пределах установленных норм (8—15%), без гнили, значительных трещин, выпадающих сучков и т. п., металл хладнокрасноломкий, сталистый.

 

 

      Приёмка обозных товаров. Приёмку готовых обозных товаров следовало производить до окраски и шпаклёвки, т. к. после них значительно труднее было обнаружить пороки материалов и дефекты сборки. При приёмке окрашенных изделий особое внимание обращается на места постановки болтов, отверстия и гнёзда шипов, где могли быть незаметные трещины, отколы и отщепы, зазоры, щели, перекосы, неплотное прилегание. При сомнении в доброкачественности той или другой части деревянной детали производилась проба шилом (не очень острым), лёгкость проникновения которого в древесину определяло наличие заражения гнилью. Для проверки плотности соединения, отсутствия трещин, непроваров, плен и пережигов в отдельных местах осторожно снималась краска. Приёмка обозных товаров могла производиться также по образцам, утверждённым и опечатываемым обеими сторонами (поставщиком и покупателем). Для определения качества обозных изделий пользовались следующими приспособлениями, приборами и инструментами: деревянным или металлическим метром и двухметровой рулеткой для проверки размеров кузова, ширина хода, диаметра колес, длина оси и её шеек, ширина дороги при повороте, ширина шины, длина ступицы и пр.; штангенциркулем с нониусом для измерения диаметров шеек осей, втулок, шкворней, колпаков, толщина шины и прочее; угломером (транспортиром) для измерения угла поворота, угла устойчивости, угла независимости хода и др.; калибрами для проверки внутренних размеров втулок, чековых отверстий и др.; шаблонами (деревянными, фанерными, металлическими) для проверки правильности контуров деталей. При больших и постоянных торговых операциях необходимо было на торговых базах, складах-магазинах иметь станок для проверки колёс.

 

 

      Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение. Каждое обозное изделие маркировалось с указанием наименования предприятия или его товарного знака, года изготовления, номера ГОСТ, клейма ОТК. Маркировка производилаь отбойным клеймением (клеймо вдавливалось в деревянные или металлические детали) либо наносился несмываемой краской на самом изделии или на прикреплённой к изделию металлической пластинке. В зависимости от условий заказа и в целях увеличения ёмкости вагонов при ж.-д. перевозках обозные изделия отправлялось заказчику в разобранном виде (отдельно кузов, передний ход, задний ход, колёса); для предохранения их от потёртостей и повреждений при перевозке употребляются распорки и подкладки. Мелкие обозные детали упаковывались в ящики или надевались и закреплялись на осях; крупные детали (дышла, оглобли, ваги, вальки и др.) укладывались в вагон или баржу связками. Хранились обозные изделия в сухих просторных сараях (или под навесом) с деревянным или бетонным полом, поднятым выше уровня земляной площадки территории склада. Между рядами уложенных обозных изделий оставлялись свободные проходы. При хранении обозных товаров в помещениях, не имеющих пола или настила, они укладывались на деревянные подкладки из здоровой древесины высотой не менее 15 мм. Тщательный осмотр хранящихся обозных изделий производился обязательно весной или осенью. Особое внимание надо было обращать на появление гнили и червоточины. Обозные товары, заражённые гнилью и червоточиной, следовало немедленно изолировать. Появляющуюся на металлических деталях ржавчину счищали керосином или скипидаром, деталь насухо протирали тряпками и смазывали минеральным маслом.

 

Лит.: Зверев Н. Г., Обозно-щепные товары, М., 1954; Нахманович М. М., Производство-повозок и ходов. М.. 1954.

 

Автокачка

Арба

Вага

Валёк обозный

Двуколка

Колёса

Линейки

Ободья

Повозки конные

Полок

Сани

Тарантас 

Телеги 

Ходá

 

 

Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме