Ходá
Ходá — вид грузового конного транспорта.
Ходá применялись для перевозки длинномерных грузов, главным образом лесных материалов. Ходá относились к группе обозных товаров.
Ходá изготовлялись для пароконной запряжки по ГОСТ 706—50 (пароконный ход) и для одноконной по ГОСТ 110—53 (одноконный ход).
Пароконный ход состоял из двух частей — передней и задней, соединённых между собой продольным бруском — разводом. Передняя часть состояла из металлической оси, вадосника, подушки, двух спиц и заднего бруска (все детали были соединены с осью стремянками; задний брусок был окован металлической полосой, называемой склизом), двух колёс диаметром 900 мм, дышла, ваги и двух вальков. Задняя часть состоит из металлической оси, деревянных — надосника, подушки и двух спиц, соединённых металлическими стремянками, двух ручиц, впрессованных в подушку, и двух колёс диаметром 1080 мм.
Во время эксплуатации передняя и задняя части разводились на некоторое расстояние, зависящее от длины перевозимого груза.
Грузоподъёмность 1500 кг, вес 270—290 кг; ширина колеи 1250 мм.
Ход пароконный
а — надосник задний; б — подушка задняя; в — спица задняя; г — ручица эадней подушки; д — колесо заднее; е — подосник передний; ж — подушка передняя; з — спица передняя; и — склиз; к — насад; л — ручица насада; м — дышло; п — вага; о — валёк; п — колесо переднее; р — кочеток
Одноконный ход по конструкции был аналогичен пароконному со следующими различиями: для поворота передней части одноконный имел металлический поворотный круг; вместо дышла, ваг и вальков — две оглобли; колёса меньшего диаметра.
Грузоподъёмность одноконного хода 750 кг, вес 190 кг, ширина колеи 1000 мм.
Одноконный ход
а — надосник задний; б — подушка задняя; в — спица задняя; г — развод; д — колпак чугунный; е — чека; ж — ручица; з — подушка верхняя; и — оглобля; к — тяж
Деревянные детали ода изготовлялись из древесины различных лиственных и хвойных пород. Xодá окрашивались масляной краской или покрывались олифой.
Требования к качеству, маркировка, хранение — см. Повозки