Магазины самообслуживания

 

 

     Магазины самообслуживания — розничные торговые предприятия, осуществляющие продажу товаров без продавцов.

      Покупатель в таких магазинах сам отбирал нужные ему товары, которые выставлялись на пристенных и островных горках, платформах-подтоварниках и другом оборудовании.  

 

 

Общий вид торгового зала посудохозяйственного магазина самообслуживания

 

 

 

     Расчёт за отобранные товары покупатель производил с находящимся у входа контролёром-кассиром. Преимущества магазинов самообслуживания заключалось в том, что в них покупатель мог в 2—3 раза быстрее приобрести необходимые ему товары, сокращалось количество и повышается производительность труда работников магазинов самообслуживания, снижается уровень издержек обращения, значительно лучше используется площадь торгового зала, что приводит к увеличению товарооборота и повышению культуры обслуживания покупателей.

 

 

Внутренний вид зала магазина самообслуживания

 

 

 

 

      Наибольшее распространение в СССР имели магазины самообслуживания продовольственные, хлебные, по продаже обуви, посуды и других хозяйственных товаров, а также специализированные молочные, и рыбные. Как правило, товары в продовольственных магазинах самообслуживания продавались в штучном или предварительно расфасованном виде. Для продажи таких товаров, предварительная фасовка которых затруднена (сыр, рыба, сельди, отдельные сорта колбасных изделий, фрукты, ягоды, овощи и т. п.), организовывались прилавки обслуживания продавцами.

 

     Процесс продажи товаров в магазинах самообслуживания варьировался в зависимости от ассортимента. В продовольственных магазинах самообслуживания покупатель при входе брал корзинку (или специальную складную тележку) для отбираемых товаров. При этом покупатель при желании сдавал на хранение свою сумку, свёртки и другие имеющиеся при нём вещи, которые могли ему мешать при отборе товаров. Отобрав нужные ему товары, покупатель предъявлял контролёру-кассиру. Контролёр-кассир называл их цену, подсчитывал стоимость покупки, получал деньги, упаковывал, в случае надобности, покупку. Некоторые товары в мелкой расфасовке можно было приобрести через контролёров-кассиров. Контролёр-кассир при расчёте выдавал покупателю чек, гасил его надрывом и отдавал покупателю вместе с покупкой. В хлебных и промтоварных магазинах процесс продажи был аналогичен, но не практиковался приём на хранение вещей покупателей.

 

      Система материальной ответственности была принята, как правило, бригадная. Материально ответственные лица в небольших магазинах самообслуживания: директор, все контролёры-кассиры и администраторы по залу. В более крупных магазинах самообслуживания директор не являлся материально ответственным лицом. В целях упорядочения планировок магазинов самообслуживания в направлении более экономного и эффектного использования торговых площадей Министерство торговли СССР утвердило нормативы площадей фронта оборудования и ширины проходов для магазинов, рассчитанных на одно рабочее место контролёра-кассира.

 

       Считалось, что максимальное использование площади торгового зала магазина самообслуживания под выкладку товаров достигается тогда, когда площадь для выкладки товаров составляет не менее двух третей общей площади торгового зала, а торговое оборудование устанавливается не только вдоль стен, но и в центре зала. Вращающееся оборудование, за которым оставлялся загрузочный коридор, сокращающий площадь торгового зала, было удобно главным образом в хлебных магазинах самообслуживания. Для ликвидации возможности создания встречных потоков покупателей прилавки обслуживания располагались ближе к выходу. Перед прилавком обслуживания должна была быть свободная площадь шириной не менее 2 м, т. к. отпуск весовых товаров был замедлен по сравнению с фасованными. Более удобна была двухзальная планировка магазинов самообслуживания, когда в большом зале организовывалось самообслуживание, а в меньшем — прилавки обслуживания; оба зала сообщались между собой.

 

 

 

      Особое значение имела правильная организация узла расчёта с покупателями за отобранные товары. Узел расчёта должен был находиться обязательно перед выходом. Кассовые кабины располагались таким образом, чтобы вдоль каждой из кассовых кабин имелся проход шириной 600 мм, по которому одновременно мог пройти только один покупатель. Количество рабочих мест контролёров-кассиров должно было соответствовать максимальной пропускной возможности магазина самообслуживания в часы пик.

     Рабочее место корзинщиц организовывалось так, чтобы одна сторона стойки была у входа

 

 

      Движение потоков покупателей регулировалось соответствующим расположением островных горок. Направляющие и ограничивающие барьеры в торговом зале не употреблялись. На рисунках приводятся схемы планировок продовольственного, хлебного и посудохо- зяйственного магазинов самообслуживания. 

 

 

 

Схема планировки торгового зала одного из продовольственных магазинов самообслуживания

 

1 - стойка корзинщиц; 2 - кабины контролёров-кассиров; 3 - островные горки; 4 - пристенные горки; 5 - охлаждаемые открытые прилавки-витрины; 6 - прилавок обслуживания; 7 - прилавок по продаже штучных товаров; 8 - прилавок "Соки-воды"; 9 - кабинет директора

 

 

 

Схема планировки одной из булочных самообслуживания

 

1 - горка; 2 - вращающийся шкаф; 3 - кабина контролёра-кассира; 4 - кассовый аппарат; 5 - стеклянные ограждения; 6 - стол для упаковки товаров; 7 - направляющий барьер; 8 - контрольные весы; 9 - контейнер для хранения хлеба; 10 - полочный стеллаж: а - люминисцентные лампы для освещения шкафов. б - раздвижные дверцы шкафов

 

 

 

Схема планировки посудо-хозяйственного магазина самообслуживания

 

1 - пристенные горки; 2 - островная горка; 3 - рабочее место контролёра-кассира; 4 - контрольно-кассовый аппарат; 5 - направляющий барьер

 

 

 

     Основными типами стационарного оборудования являлись: пристенные и островные горки, специальные платформы-подтоварники, открытые холодильники-прилавки для рабочих мест, где продажа товаров производится при помощи продавца. Кабины кассиров-контролёров и стойки с гнёздами для корзин, выдаваемых покупателям, и для хранения сумок покупателей, оставляемых ими при входе в магазин, показаны ниже.

 

 

 

Кабина контролёра самообслуживания для магазинов самообслуживания

 

 

1 - кассовый аппарат; 2 - витрина для образцов товаров; 3 - полки для запаса товаров; 4 - выемка для корзины с товаром; 5 - вращающийся стул для контролёра-кассира

 

 

 

 

Стойка корзинщиц

 

 

Магазины (типы магазинов)

Магазины Алма-Аты

Магазины Москвы

Магазины проката (пункты проката)

Магазины с открытой выкладной товара

Магазины стандартных цен

Магазины фасованных товаров

Магазины, торгующие по образцам

Универсам

 

Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме