Магазины стандартных цен

 
 
 
     Магазины стандартных цен Советского Союза повторяли опыт Франка Уинфилда Вулворта (F.W. Woolworth, 1852–1919), который открыл в городе Ютика, штат Нью-Йорк, первый «Магазин стандартных цен», с продажей всех предлагаемых товаров по одной трёрдо установленной цене. Первый магазин, продававший товар строго по 5 центов, принеся убытки, был закрыт. Вместо него в Пенсильвании был организован новый, а затем целая сеть магазинов, где были определены несколько определённых ценовых позиций.
 
 
 
        Магазины стандартных цен осуществляли продажу товаров, цены которых были округлены до рубля.
 
 
 
      Этот метод торговли значительно упрощал расчёты с покупателями и ускорял их обслуживание. Округление цен проводят по инструкции Министерства торговли СССР «О порядке округления цен на товары в промтоварных магазинах единых стандартных цен».
 
 
      В магазинах стандартных цен продажа товаров производилась по ценам от 1 рубля до 500 рублей.
 
 
      По товарам стоимостью от 5 до 500 рублей отбрасывались все копейки до 49 включительно, а 50 копеек и выше округлялись до полного рубля в сторону увеличения. Например, при прейскурантной цене за какой-либо товар в сумме 5 рублей 49 копеек цена округлялась до 5 рублей, при цене 10 рублей 50 копеек или 20 рублей 50 копеек — до 11 рублей или 21 рублей соответственно. Принцип округления цен давал возможность избежать излишней множественности цен, улучшал для покупателей ориентировку в ценах. Округление цен производилось на складах магазинов и оформлялось актами-калькуляциями. В торговый зал товары поступали уже по округлённым стандартным ценам. Организация торговли по заранее установленному небольшому количеству стандартных цен (например, в 1, 3, 5, 8, 10, 15 рублей и т. д.) с учётом достоинства денежных купюр в значительной степени ограничивала ассортимент товаров, т. к. многие товары стоимостью 4, 6, 7, 9, 11, 12 рублей и т. д. не могли быть пущены в продажу, потому что не соответствовали установлённым стандартным ценам даже при допускаемом их округлении. Торговля по этому принципу вынуждала была применять комплектование товаров (до установленной стандартной цены), что порождало по существу принудительный ассортимент.
 
 
      В магазинах стандартных цен, когда цены были установлены в рублёвом исчислении без разрыва, прибегать к комплектованию приходилось по товарам, стоимость которых не была предусмотрена таблицей округления, как например: до 90 копеек, от 1 рубля 11 копеек до 1 рубля 79 копеек, от 2 рублей 21 копейки до 2 рублей 69 копеек.
 
 
       В ассортимент магазинах стандартных цен могли включаться товары, продаваемые в штучном виде. Для продажи организовывались специализированные бригады в составе 2—3 продавцов, причём фронт прилавка на одного продавца должен был составлять до 2 м, и на каждую бригаду, состоявшую из 2—3 продавцов, устанавливался один контрольно-кассовый аппарат. Размещение бригад могло производиться на «островках» и у прилавков с односторонней, двухсторонней и трёхсторонней торговлей. Как правило, рабочие места продавцов организовывались по 1 до 10 рублей, от 11 до 25 рублей и т. п.
 
 
      Порядок продажи был такой же, как и в магазинах с открытой выкладкой товаров: покупатель сам отбирал нужные ему товары, передавал их продавцу и производил с ним расчёт.
 
 

Магазины (типы магазинов)

Магазины Алма-Аты

Магазины Москвы

Магазины проката (пункты проката)

Магазины с открытой выкладной товара

Магазины самообслуживания

Магазины фасованных товаров

Магазины, торгующие по образцам
 
 
Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме