Универсам

 

 

Раздел подготавливается 2015.09.20

 

     Универсамы - универсальные магазины, самообслуживания, имеющие в продаже продовольственные (в т.ч. хлеб и овощи) и некоторые виды непродовольственных товаров повседневноо спроса. Все товары в универмаме предварительно расфасованные и подготовленные к продаже, открыто выкладываются на торговом оборудовании или в контейнерах.

     В Москве первые универсамы появились в 1971 году. Универсамы размещались в типовых зданиях, торговый зал которых имел порядка 1200 кв. м. и располагался на одном этаже с подсобными помещениями. Каждый универсам обслуживал в день около 15 тысяч покупателей. К 1979 году в Москве было 43 универсама и магазинов, приравненных к ним. 

 

 

 

 

Внимание: универсам

     Директивы XXIV съезда КПСС предусматривают существенно улучшить организацию торговли и значительно расширить торговую сеть. А в чем заключается улучшение! Что за новые методы торговли будут вводиться в нашей стране! Какие удобные для потребителя магазины откроются в текущей пятилетке! С этими и другими вопросами, представляющими интерес для потребителей (следовательно, для всех), специальный корреспондент журнала Н. Зыков обратился в Научно-исследовательский институт торговли и общественного питания (НИИТОП) Министерства торговли СССР.

 

     Вот что рассказала руководитель отдела организации розничной торговли НИИТОПа, кандидат экономических наук К. ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ

 

     В текущей, девятой пятилетке перед торговлей стоят трудные, но почетные задачи, и прежде всего задача сбережения времени покупателей.
     Эта важная задача решается расширением сети магазинов самообслуживания.
      Как показали социологические исследования, проведенные во многих районах страны, метод самообслуживания позволяет сберечь каждой семье в среднем десять часов в неделю на покупку необходимых товаров, а если магазин оборудован по-современному, с учётом потребительских привычек, то покупатель экономит еще больше времени: почти вдвое по сравнению с затратами времени на покупку в обычном магазине. Метод самообслуживания позволяет существенно сократить и штат торговых работников.
      Статистика показывает, что перевести на самообслуживание 1 000 новых магазинов (в среднем по 8 рабочих мест) — всё равно что открыть 1 150 обычных магазинов. А 150 таких торговых предприятий — это лишних пять миллионов капиталовложений и пять тысяч работников, учитывая, что каждый магазин самообслуживания имеет «сокращенный штат».
      Современный крупный универсальный магазин самообслуживания — универсам — не только сберегает время покупателя, но и предлагает ему товары несколько лучшие по качеству и внешнему виду, чем могут предложить иные торговые предприятия. Это объясняется тем, что конструкция современного универсама и метод торговли в нем позволяют значительно сократить количество перевалок товаров, а известно, что, чем меньше перевалок, тем меньше теряет в качестве и виде товар на пути к потребителю.

      Сокращение перевалок, в свою очередь, позволяет снизить затраты рабочей силы, которой в системе торговли требуется много.

 

      По самым приблизительным подсчетам, количество товаров, продаваемых населению страны в год, превышает сто миллионов тони. Если же учесть перевалку их в магазинах, грузооборот составит около полумиллиарда тонн. И всю эту огромную массу перекладывают женские руки: на 1 января 1970 года в системе торговли нашей страны 80 процентов всех работников — женщины.

 

     К середине прошлого года, численность работников розничной торговли и общественного питания в Советском Союзе увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 1966 года на 77,4 процента и составила 5 800 000 человек. Если численность торговых работников будет расти такими жа темпами, то к 1980 году количество людей, занятых в торговле, должно превысить 10 миллионов. И тут напрашивается вопрос: где искать резервы кадров, когда уже сегодня они дефицитны — в Ленинграде, например, торговле требуется 9 тысяч человек, в Москве — примерно столько же, а всего по системе Министерства торговли СССР в минувшем году не хватало 120 434 человека.

 

      Одна из причин высоких темпов роста численности торговых работников — расширение торговой сети за счет создания небольших магазинов, в которых трудно применить высокопроизводительные подъемно-транспортные механизмы. Для этих магазинов вообще характерна слабая техническая оснащенность: на сто торговых предприятий приходится всего 47 единиц подъёмно - транспортного оборудования.

 

     Естественно, что, чем слабее техническая оснащенность магазина, тем больше требуется ему подсобных рабочих, тем больше работников других категорий приходится отвлекать не разгрузку и поднос товаров к прилавкам.

 

      Конечно, покупатель не видит того, что происходит за «кулисами» магазина, но он ощущает это, простаивая лишнее время в очереди, бегая из магазина в магазин в поисках не дефицитного, но необходимого ему продукта.

 

      В универсаме покупатель за один заход приобретет все необходимые ему продукты и даже некоторые промтовары, причём выберет он по своему вкусу.

 

      Первый продовольственный магазин самообслуживания в нашей стране открылся в конце 1954 года в Ленинграде. С течением времени подобные торговые предприятия появились и в других городах, однако развитие сети самообслуживания до 1966 года шло медленно. Дело было в том, что промышленность в те годы почти не поставляла фасованных товаров, отсутствовало оборудование для открытой выкладки товаров, а установленные проценты списания на потери не покрывали фактических расходов. Кроме того, создаваемые в то время мелкие магазины и отделы с узким ассортиментом товаров не отвечали интересам покупателей: покупатели отдавали предпочтение крупным универсальным магазинам с традиционными методами продажи, так как там на покупку тратилось значительно меньше времени.

 

       Когда же все минусы были изучевы со всех сторон и большей частью ликвидированы, система самообслуживания стала развиваться довольно быстрыми темпами: если в период 1967—1968 годов открылось 950 магазинов самообслуживания, то лишь за один следующий год их появилось 2 777. А задание правительства открыть к 1970 году четыре тысячи продовольственных магазинов самообслуживания перевыполнено вдвое. К началу девятой пятилетки в нашей государственной торговле действовало уже свыше 14 000 продовольственных магазинов самообслуживания.

      За последние годы определилось основное направление системы самообслуживания, удобное для покупателей, — это форма крупных универсальных магазинов, получивших название универсамов. Пионером стал опять Ленинград — в этом городе открылся первый универсам, а затем открылись магазины в Москве.

 

     Сейчас настоящих универсамов в РСФСР пока пять: два в Москве, три в Ленинграде. В ближайшее время их будет пятнадцать.

 

     Продовольственные товары, как известно, — товары массового повседневного спроса, причем спрос на них отличается комплексностью. Отсюда вытекает необходимость развития сети магазинов с универсальным ассортиментом, чтобы покупатель в одном магазине мог купить с наименьшей затратой времени все необходимые ему товары. И не только продукты, а и некоторые промтоварные «мелочи» — ножи, например, салфетки, предметы санитарии и гигиены, некоторые галантерейные товары и тому подобное.

 

     Сейчас покупателю еще, к сожалению, приходится неоправданно тратить время, чтобы в поисках нужного недефицитного товара обходить ряд однотипных магазинов. Задача универсама — избавить покупателя от лишних хождений. И не только по другим магазинам, но и в самом универсаме.

 

     В связи с этим нельзя не сказать о планировке помещений универсама.

 

     Лучше всего для потребителя и торговых работников, если торговые залы магазина не имеют колонн. Оптимальная форма зала самообслуживания — квадрат. В квадратном зале пути движения короче, чем в прямоугольном, в нем легче располагать ёмкое пристенное оборудование так, чтобы это было максимально удобно для покупателя. Над витринами устанавливаются наименования продуктов так, чтобы они были видны покупателю практически из любой точки. Торговый зал и подсобные помещения располагаются на одном уровне — так удобнее доставлять товар: сокращается количество перевалок по сравнению с тем, когда подсобные помещения находятся в подвале. Помещение для фасовки гастрономических товаров — колбасы, ветчины, сыра и им подобных продуктов — делается за стеклянной перегородкой так, чтобы из торгового зала покупатель мог бы при желании увидеть, как фасуется товар: этот момент важен психологически.

 

     Но универсам универсаму рознь. Сейчас принято называть универсамом относительно крупные магазины, хотя подобного типа, но значительно меньшие по площади магазины будут создаваться в жилых массивах.

 

     Организацию обслуживания жителей микрорайона можно считать удачной, если покупатель тратит в среднем не более пяти минут на путь к магазину, то есть так называемый радиус пешеходной доступности магазина не должен превышать полкилометра.

 

    В своём большинстве продовольственные торговые предприятия будут оставаться относительно небольшим — от 250 до 2 000 квадратных метров по площади торгового зала, так как иначе нарушится пешеходная доступность к ним, а следовательно, ухудшится обслуживание населения. И вот для улучшения торговли в таких магазинах (да и в крупных тоже) предполагается применить новую форму доставки и продажи товаров — с помощью так называемой тары-оборудования.

     Иными словами, это значит, что в магазине не будет прилавков или других специальных приспособлений для выкладки товаров: непосредственно от поставщика товар будет поступать в специальных контейнерах, которые можно поставить прямо на пол торгового зала, а покупатель будет брать из этих контейнеров уже расфасованный товар. Сейчас на Украине уже широко используются контейнеры для транспортирования и хранения картофеля, овощей, для перевозки и продажи бахчевых культур, применяются различные поддоны для пакетированных товаров. Во многих городах от молокозаводов молочнокислые продукты доставляются в магазины в специальной таре — своеобразных контейнерах, которые устанавливаются прямо в торговом зале, и покупатель берет нужный продукт прямо из них.

 

     Надо заметить, что в Берлине, на площади имени В. И. Ленина, открыт магазин, где более половины товаров продается с помощью тары-оборудования. Опыт этого торгового предприятия показывает, что такая форма торговли весьма удобна для потребителей и приносит значительный экономический эффект магазину. В скором времени подобный магазин как экспериментальный откроется в Москве. В нем из тары-оборудования будут продаваться овощи.

 

     Но тара-оборудование — это лишь частное решение большой проблемы. Сегодня торговле необходимы комплексные системы, которые бы обеспечили механизацию трудоёмких процессов на всем пути движения товаров от производства до торгового зала. Здесь очень важна роль промышленном фасовки продовольственных товаров. В свое время эта проблема встала на пути развития системы самообслуживания, и сейчас она еще до некоторой степени тормозит работу магазинов самообслуживания.

 

      Промышленное производство фасованных товаров растет из года в год, однако удельный вес их в общей поставке товаров в торговлю пока еще весьма низок, и сегодня розничные торговые организации вынуждены организовывать фасовку в магазинах. На этих операциях преобладает ручной труд, и фасовщики в универсальных магазинах самообслуживания составляют до 25 процентов численности работников.

 

     По предварительным расчетам, наша промышленность к 1975 году будет фасовать уже две трети всех продовольственных товаров, поэтому сейчас разрабатываются линии для фасовки определенных видок продуктов в «рознице» — на базах, складах и в крупных магазинах. Предполагается, что это будут линии промышленного типа, чтобы в дальнейшем, когда начнется выпуск всех товаров в расфасованном виде, передать оборудование на предприятия.

 

     Как ни хороши сегодняшние универсамы, покупатель в часы «пик» все же тратит лишнее время, простаивая в очереди к кассирам-контролерам. Хроно-метражные наблюдения показали, что из общих затрат времени покупателей на приобретение товаров около 90 процентов приходится на простаивание у так называемого «узла расчета».

 

      Но пропускная способность этих пресловутых «узлов» во многом зависит от системы кассовых аппаратов. Как показывает прогрессивный опыт, кассовые аппараты, определяющие автоматически стоимость покупки и размер сдачи, сокращают время работы кассира с одним покупателем почти в два раза. Универсамы, а затем и прочие магазины обязательно будут оснащены такой «счетной техникой».

 

      Кассовые аппараты непрерывно совершенствуются, и сейчас есть уже образцы полностью автоматизированных касс.

 

      Чтобы такие аппараты действовали, каждый продаваемый товар снабжается этикеткой, покрытой ферромагнитным лаком, на которой, как на магнитофонной ленте, записаны «выходные данные» товара: артикул, сорт, цена и прочее. Кассиру достаточно прикоснуться к такой этикетке головкой считывающего устройства, чтобы кассовый аппарат мгновенно отпечатал эти данные на чеке и продемонстрировал на цифровом индикаторе.

 

      Когда «прочитаны» все этикетки, предъявленные покупателем, касса в доли секунды производит расчёт и выдаёт сдачу: кассиру даже кнопок нажимать не требуется.

 

      Чтобы покупателю не приходилось путешествовать по однотипным магазинам в поисках нужного товара, сейчас идут работы по составлению оптимальной ассортиментной модели для магазина. Такая модель позволит ликвидировать систему ежедневных заявок и освободит руководителей магазинов от многочисленных переговоров с поставщиками о сроках завоза товаров: большая часть товаров будет всегда иметься в продаже, и лишь примерно треть товаров будет в магазине с известной степенью периодичности. Долгосрочный заказ позволит установить магазинам график завоза товаров с короткими интервалами поставок.

 

     Сейчас в Научно-исследовательском институте торговли и общественного питания совместно с другими исследовательскими и проектными организациями на основе опыта созданных уже универсамов разрабатывается прогрессивная технология доставки и продажи товаров с целью создания универсамов, которые бы в области организации и управления торговым процессом отвечали в 1975 году высшему международному уровню.

 

 Наука и жизнь 1971 №8

 

Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме