Велосипеды дорожные

 

 

     Велосипеды дорожные выпускаются мужские и женские. Для удобства посадки раме женского велосипеда дорожного придается особая форма.

В СССР к шестидесятым годам были распространены дорожные велосипеды нескольких моделей, отличавшиеся конструкцией отдельных узлов и деталей. У всех велосипедов дорожных рамы изготовлялись из стальных тонкостенных труб. Тормозные  вулки заднего колеса со свободным ходом. Рули универсальные поворотные либо жёсткие. Сёдла различных форм, с пружинами. Покрышки сёдел кожаные, жёсткие или мягкие, из шеврета на войлочной подкладке. Колёса мужских велосипедов дорожных имеи шины, изготовленные по ГОСТ 4750-52 с размерами 622 х 40 мм (28" х 1¾"), 559 х 48 мм (26" х 2") и 559 х 40 мм (дюймового обозначения нет).

 
Передние колеса имеют 32 спицы, задние - 36. Спицы заднего колеса несколько короче спиц переднего, диаметр фланцев тормозной втулки заднего колеса относительно больше. Ободы колёс профилированные с усиленными бортами либо коробчатого сечения пустотелые. Как те, так и другие приспособлены для покрышек с проволочными жесткими бортами. Кареточные механизмы двух конструкций: с нарезными чашками, ввинчивающимися в кареточный узел рамы, и с вкладными чашками. Число зубьев в ведущей и ведомой шестернях велосипедов дорожных различных моделей различное. Вес велосипедов дорожных 17-19 кг. Для предохранения от коррозии и для украшения велосипедов дорожных рамы, передние вилки, ободы колёс, щитки и багажники окрашивали эмалевой краской различных цветов. Руль, чехол, коронка передней вилки, наружные поверхности втулок, шатуны, ведущая шестерня, детали седла, звонок и некоторые другие части хромировались. В велосипедах дорожных некоторых моделей хромировались также ободья и щитки. Велосипеды дорожные укомплектовывались звонком, насосом и насосодержателем, сумкой с набором инструментов, маслёнкой, велоаптечкой для ремонта шин и рефлектором на заднем щитке. Кроме того, мужские дорожные велосипеды снабжались багажником, а женские - ручным тормозом на переднее колесо, сеткой заднего колеса и щитком цепи. Дополнительно, по желанию потребителей, на дорожные велосипеды устанавливалось электрооборудование, велосчётчик, зеркало обратного вида. На мужских дорожных велосипедах могли быть установлены ручной тормоз на переднее колесо и щиток цепи.
 
 
 
 

Велосипед дорожный В-110 "Прогресс"

 

 
 
 
Модель В-110 ("Прогресс") - наиболее распространённый в СССР того периода мужской велосипед дорожный. Велосипед выпускался велозаводом в Харькове, автозаводом имени Сталина в Москве и автозаводом имени Молотова в Горьком. Рама трубчатая неразборного типа, из стальных тонкостенных труб, соединенных штампованными или сварными тройниками. База 1160 мм, высота рамы 560-580 мм, высота каретки 300 мм, размер шин 622 х 40 мм (28" х 1¾"), длина шатунов 170 мм. В ведущей шестерне 48 зубьев, в ведомой - 19. Роликовая цепь из 112 зубьев. Руль универсальный, поворотный, различных форм. Седло жёсткое с вертикальными пружинами и пружинным каркасом. Передача 70,6. Вес велосипеда дорожного, без принадлежностей 17 кг. Велосипед дорожный разных заводов имел свои особенности. Рама В-110-ЗИС сварная; рамы В-110-ХВЗ и В-110-ГАЗ трубчатые, с частями, соединёнными штампованными тройниками, и с пайкой в местах соединения. Ободы В-110-ЗИС облегчённые, коробчатого сечения, пустотелые. По ГОСТ 5503-50 резьба в шатунах всех выпускаемых дорожных велосипедах была установлена такая же, как у В-110-ЗИС. Перья подседельной стойки рамы В-110-ЗИС приклёпаны к подседельному узлу остова рамы, у В-110-ХВЗ они приварены, у В-110-ГАЗ крепятся подседельным болтом.

 

 

Модель В-17 харьковского велозавода - мужской велосипед дорожный, отличающийся от модели В-110 укороченной рамой. База 1150 мм, высота рамы 540 мм. Руль жёсткий. Рулевая колонка снабжена чашками с шариками. В остальном этот велосипед дорожный аналогичен В-110.



Модель В-16 минского велозавода - мужской велосипед дорожный со стальной трубчатой неразборной рамой. База 1175 мм, высота рамы 560 мм, высота каретки 300 мм. Размер шин 622 х 40 мм (28" х 1¾"). Длина шатунов 170 мм. В ведущей шестерне 46 зубьев, в ведомой - 18. Роликовая цепь из 113 звеньев. Руль универсальный поворотный, различных форм. Передача 71,4. Вес без принадлежностей 17 кг. Характерной особенностью дорожного велосипеда этой модели является устройство кареточного узла: он не имеет резьбы, чашки для подшипников вкладываются в раму. Ведущая шестерня с правым шатуном объединены в неразъёмную деталь. Кареточный узел разбирается только с левой стороны. Съёмка шатуна производится специальным съемником. В последующих конструкциях крепление шатунов осуществлялось так же,  как и у В-110.


Модель В-1 пензенского велозавода имени Фрунзе - мужской велосипед дорожный со стальной трубчатой рамой. База 1216 мм, высота рамы 520 мм, высота каретки 320 мм, длина шатунов 178 мм. В ведущей шестерне 48 звеньев, в ведомой - 18. Роликовая цепь из 112 звеньев; для правильного её натяжения на задней втулке имеется два специальных регулятора. Передача 74,7. Вес этого велосипеда дорожного без принадлежностей 18 кг.


Модель В-10
рижского велозавода "Саркана Звайгзне" - мужской дорожный велосипед с рамой увеличенного размера (для большого роста). База 1185 мм, высота рамы 564 мм, высота каретки 300 мм. Размер шин 622 х 40 мм (28" х 1¾"). Длина шатунов 170 мм. В ведущей шестерне 48 зубьев, в ведомой - 18. Роликовая цепь из 112 зубьев. Для правильного её натяжения на задней втулке имеются два специальных регулятора. Седло с жесткой кожаной покрышкой, с каркасом из витых пружин. Передача 74,7. Вес этого велосипеда дорожного без принадлежностей 18 кг.


Модель В-22 харьковского и Львовского велозаводов - женский велосипед дорожный База 1115 мм, высота рамы 540 мм. Размер шин 559 х 40 мм. Длина шатунов 170 мм. В ведущей шестерне 48 или 46 зубьев, в ведомой - 19 или 18. Роликовая цепь из 110 звеньев. Покрышка седла мягкая, из шеврета на войлочной подкладке. Передача 65,2. Вес без принадлежностей 16,5 кг.


Модель В-20 рижского велозавода "Саркана Звайгзне" - женский велосипед дорожный с рамой увеличенного размера (на большой рост). База 1172 мм, высота рамы 53 - мм, высота каретки 300 мм. Размер шин 622 х 40 мм (28" х 1¾"). Длина шатунов 170 мм. В ведущей шестерне 48 зубьев, в ведомой - 18. Роликовая цепь из 112 звеньев. Седло с жесткой кожаной покрышкой, с каркасом из витых пружин. Передача 74,7. Вес этого велосипеда без принадлежностей 17,5 кг. Женские велосипеды дорожные модели В-22 велозаводов в Харькове и Львове с колёсами 559 х 40 мм рассчитаны на женщин среднего роста. велосипед дорожный с колёсами 622 х 40 мм. (28" х 1¾") более удобны для женщин высокого роста.


Велосипеды дорожные выпускались по ГОСТ 5503-50.

Общие сведения - см. Велосипеды.

 

 

Велосипеды

Велосипеды легкодорожные

 

 

Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме