Книги (Часть 2)

Книги (Часть 1)

 

Книжная торговля

 

      Книжная торговля СССР осуществлялась в городах и посёлках органами Главкниготорга Министерства культуры СССР и книготоргов министерств культуры союзных республик; в сельских местностях — системой Центросоюза. Помимо этих основных организаций, торговлю книгами производили: Союзпечать Министерства связи СССР, Военкнижторг Министерства обороны СССР, Академкнига издательства Академии наук СССР, Трансжелдориздат Министерства путей сообщения и Литературный фонд Союза советских писателей.

 

Книга "Ордена и медали СССР"

 

 

 

Книготорги являются основными организациями, осуществляющими торговлю книгами и другими произведениями печати. Они имели разветвлённую сеть книжных магазинов и киосков в городах, посёлках городского типа и в районных центрах, а в некоторых областях, краях и республиках — также в МТС и колхозах. Книготорги осуществляли также снабжение книгами библиотек через специальную сеть библиотечных коллекторов.

 

Союзпечать — Главное управление распространения и экспедирования печати Министерства связи СССР — распространяло периодическую печать (газеты и журналы), а также непериодические издания через сеть киосков в городах, посёлках, на ж.-д. станциях, водных пристанях и т.д.;

Академкнига — специализированная контора по книжной торговле издательства Академии наук СССР — распространяла преимущественно свои издания.

Военкнижторг — Всесоюзная контора по торговле книгами Главвоенторга — торговала произведениями печати среди военнослужащих.

Трансжелдориздат распространял ведомственные издания и техническую литературу на ж.-д. транспорте;

Литературный фонд через свои книжные лавки торговал главным образом художественной литературой, букинистической книгой и изданиями но литературоведению и критике.

 

Главное управление книжной торговли (Главкниготорг) Министерства культуры СССР разрабатывало основные принципы организации книжной торговли в стране; было непосредственно связано с центральными издательствами, заключало с ними договоры на поставку книжной и иной печатной продукции, снабжало этой продукцией всю книготорговую сеть. Главкниготорг и книготорги в союзных республиках, краях и областях участвовали в рассмотрении тематических планов издательств, совместно с ними определяли тиражи изданий, снабжали книготорговые предприятия изданиями центральных и местных издательств и реализовывали книжную продукцию через свою книготорговую сеть.

 

Основным типом книготоргового предприятия являлся книжный магазин. Книжные магазины делились на универсальные и специализированные (типизированные). Большинство магазинов являлись универсальными, имевшщими в своих фондах литературу по всем отраслям знаний. Специализированные книжные магазины располагаликнигами главным образом по какому-нибудь одному разделу литературы. Наиболее были распространены специализированные магазины научно-технической книги. Кроме основного раздела, специализированные магазины имели в своих фондах некоторое количество книг по другим разделам, в частности политической литературы. Книжные магазины системы Министерства культуры СССР зачастую имели также отделы по продаже школьно-письменных и канцелярских принадлежностей, нот и художественных репродукций.

 

Большое значение имели книжные киоски на улицах, в предприятиях, вузах, учреждениях. Основное назначение книжных киосков — приближение к покупателю книг, соответствующих профилю организации, в которой открыт киоск. Так, киоски в вузах снабжались прежде всего учебной литературой, входящей в программу данного вуза. Книжные магазины или отделы книг в раймагах и культмагах должны были иметь специальное оборудование для торговли книгами, в т. ч. книжные шкафы, витрины, прилавки.

 

В торговой сети (магазинах, киосках) в соответствии с установившейся торговой практикой книги систематизировались по следующим отделам:

а) общественно-политическая литература,

б) сельскохозяйственная,

в) научно-техническая,

г) медицинская,

д) учебно-методическая,

е) художественная и детская,

ж) печатная и изобразительная продукция,

з) ноты и книги по музыке,

и) подписные издания.

 

Внутри этих отделов книги распределялись по подотделам и группам, позволяющим книжному работнику ориентироваться в ассортименте и быстро находить нужные книги. Расстановка книг внутри каждого отдела (или подотдела) производилась по алфавиту. За основу принималась фамилия автора или составителя. При нескольких авторах за основу бралась первая фамилия, а при отсутствии авторов — первое слово названия книги. Ассортимент книг в торговых предприятиях потребительской кооперации был различен в зависимости от вида торгового предприятия. Культмаги и райунивермаги, ведущие торговлю в районных центрах, должны были располагать широким ассортиментом книг. В сельмагах должна была быть общественно-политическая, сельскохозяйственная, художественная и детская литература и книги по другим разделам, интересующим читателей, обслуживаемых сельмагом.

 

Правильное формирование книжного ассортимента любого книготоргового предприятия зависило прежде всего от знания запросов потребителей. В каждом магазине и отделе должна была быть литература общественно-политическая, художественная, детская. Что касается технической, сельскохозяйственной и другой специальной литературы, то её нужно было иметь в полном соответствии с экономическим профилем района. Так, например, в районе, где ведущей культурой является сахарная свёкла, основное внимание надо было обращать на наличие литературы по свёкле, а не вообще сельскохозяйственной; в угольных районах — на литературу по углю, а не вообще горнорудную. Учёт специфики потребностей обслуживаемого района являлся основой правильного распределения литературы и удовлетворения ею отдельных групп потребителей. Процесс формирования книжных фондов определяелся особой инструкцией, которая устанавливала единый порядок поступления книг от издательств в книжные магазины. Заказ на книги производился книготоргующей сетью на основе действительной потребности, устанавливаемой путём всестороннего изучения культурно-экономического профиля районов, предприятий, учреждений и организаций и спроса населения. Заказы на книги производились по тематическим планам издательств, а также по специальным информационным материалам Книготорга Министерства культуры СССР, печатавшимся в виде «бланков для заказов». «Бланки для заказов» выпускались 2—3 раза в неделю и включали книги, которые готовились к изданию в ближайшее время. Тематические планы издательств и бланки для заказов рассылались всем книготорговым предприятиям, которые проставляли против каждого названия потребное количество экземпляров и направляли их в местные книготорги; последние, обобщив весь заказ по области, краю, республике, в свою очередь направляли его в Главкниготорг.

 

Важнейшим условием хорошего обслуживания покупателей являлась правильная организация торговли книгами в магазинах и киосках. Для культурного обслуживания требовалось, помимо подобранного ассортимента, правильное размещение книжных фондов в торговом зале магазина и подсобных помещениях, умелая пропаганда и широкий показ книг покупателям на витринах, прилавках, стендах. Установленная система размещения книжного фонда в торговом зале давала возможность отвести каждой книге своё место, на котором любой продавец, знающий систему расстановки книг, её легко отыщет.

 

Наряду с продажей книг в магазинах и киосках существовало ещё несколько форм книжной торговли. К ним относятся внемагазинная торговля, книгоношество, «Книга-почтой», развозная торговля книгами, предварительная подписка (т. н. подписные издания), снабжение библиотек через библиотечные коллекторы.

 

Внемагазинная торговля книгами — торговля на улицах со столиков, тележек, автолавок, организация книжных базаров на предприятиях, в учреждениях, проведение месячников книги и т. д. Эту работу проводили книжные магазины, используя свои книжные фонды и своих работников. Книгоношество бывало двух видов: разноска книг специальными разносчиками-книгоношами, работающими в книготорговом предприятии вне штата на условиях оплаты труда процентными отчислениями от суммы проданной литературы (обычно до 10%); и распространение книг через общественных распространителей, работающих без оплаты. Общественные распространители книг принимали широкое участие в проведении массовых кампаний по распространению книг (месячник книги, день печати и т. п.).

 

«Книга-почтой», т. е. доставка книг иногородним покупателям по их заказам через почтовую связь, организовывалась при книготоргах и книжных магазинах в областных, краевых и республиканских центрах.

 

 

Комбинат "Правда" и Коллектор Москниготорга

 

  

 

Развозная торговля книгами получила широкое применение на селе в период полевых работ, в выходные и праздничные дни, для обслуживания гуляний и т. п. Развозная торговля книгами осуществлялась путём организации книжного киоска на машине или телеге (фургоне). Для такого киоска подбиралась литература, близкая по тематике к тем мероприятиям, для обслуживания которых направлен передвижной киоск. Такой киоск, кроме книг, снабжался также плакатами, портретами, картинами и письменными принадлежностями. Особое значение имела развозная торговля книгами для обслуживания колхозных ярмарок и организации книжных базаров. Для книжных базаров необходимо было подбирать ассортимент книг, имеющих массовый спрос, в т. ч. учебную литературу всех видов, политическую, художественную и детскую литературу. Такие базары организуются в клубах, избах-читальнях, на улицах, площадях, колхозных рынках, в парках и садах.

 

Подписные издания. Предварительная подписка на собрания сочинений и другие многотомные произведения, издание которых было рассчитано на длительный срок, представляело удобства как для издательств, так и для подписчиков. Предварительная подписка облегчала работу издательств; подписчикам же она гарантировала получение в определенный срок всех томов многотомного собрания.

 

Снабжение (комплектование) книг библиотек (государственных, профсоюзных и др.) осуществляли библиотечные коллекторы, которые имелись почти во всех республиках, краях и областях.

Библиотечные коллекторы выполняли следующие основные функции:

а) комплектовали книжные фонды библиотек по всем отраслям знания;

б) оказывали библиотекам консультационно-библиографическую помощь — вели консультационную работу, организовывали книжные выставки, составляли тематические списки книг и т. п.;

в) обеспечивали библиотеки библиотечной техникой.

 

Основой для подбора книг библиотекам служил заказ библиотеки. Комплектование фондов производилось с учётом типа каждой библиотеки (научная, техническая, школьная, детская, массовая) и состава её читателей. В этих целях коллектор должен был хорошо знать потребности каждой библиотеки и суметь из тысяч названий книг, имеющихся и вновь поступающих на рынок, отобрать для каждой библиотеки необходимые. Важную роль коллекторы играли в деле снабжения библиотек предметами библиотечной техники, которая разделялась на три группы: формы учёта и отчётности (изделия из бумаги и картона), библиотечные принадлежности и оборудование (изделия из картона, дерева и др.) и библиотечная мебель.

 

Формы учёта и отчётности. К ним относятся: 1) инвентарные книги, книги суммарного учёта библиотечного фонда, регистрационные газетные и журнальные карточки, читательские формуляры, дневники библиотек, типовые бланки актов и отчётов, открытки-извещения и т. п.; 2) книжные формуляры, ярлыки, кармашки и др.; 3) каталожные карточки и разделители. Каталожные карточки имели формат (в см) 7,5x12,5, книжные формуляры — 6x10, читательские формуляры — 7,5x12,5 и 10x15.

 

Срочный листок

 

 

Читательский формуляр (раскрытый)

 

 

Каталожная карточка с линейками

 

 

Требовательный листок

 

 

Книжный формуляр

 

 

 

 

Библиотечные принадлежности и оборудование включали каталожные ящики, ящики для читательских формуляров, каталожные шкафчики, книгодержатели, закладки, ножи книжные, палки и папки для газет, нумераторы, штемпели, плакаты и т. п. Размер каталожных ящиков (в см): ширина 14,5, длина 43, высота передней стенки 10,5, боковых стенок 6. Каталожные шкафчики изготовляются в 2, 4 и 12 или 3, 6 и 9 ящиков. Размер ящиков для читательских формуляров (в см): ширина 10,5—12,5, высота передней стенки 9,5—12,5, высота боковых стенок 8,5—11, длина 40—45. Каталожные ящики должны иметь стержень для закрепления карточек, а каталожные карточки — отверстия для пропускания стержня. Каталожные ящики бывали открытыми и в футлярах.

 

иблиотечная мебель — стеллажи и шкафы для книг., книжные витрины, пульты для газет.

Все предметы и материалы библиотечной техники должны отвечать требованиям библиотечных стандартов и образцам, а материалы, из которых они изготовляются, должны быть высокого качества.

Пропаганда книги как издательствами, так и книготорговыми организациями имела первостепенное значение для книжной торговли. В этих целях использовались все виды рекламы, в т. ч. в газетах, журналах, по радио и телевидению; выпуск каталогов, проспектов, плакатов, листовок, афиш о вышедших, печатающихся и находящихся в торговой сети книгах. В магазинах и киосках пропаганда книг осуществлялась путём показа книг. в окнах и на внутренних витринах, широкой информацией о книгах, имевшихся в продаже, ознакомления покупателей с составом книжного фонда посредством картотек, каталогов, листовок, афиш, объявлений и т. д.

 

Большую роль в пропаганде книг играла справочно-библиографическая работа, которая велась в магазинах с помощью картотечно-каталожного хозяйства и справочной библиотеки. Картотечно-каталожное хозяйство состояло из нескольких картотек: печатающихся книг, наличного ассортимента, заказанных книг и др. Используя картотеку печатавшихся книг, покупатель имел возможность сделать предварительный заказ на нужную ему книгу. Большую роль в пропаганде книг играли встречи писателей, авторов-новаторов производства с читателями, организация месячников книги, книжные базары и т. д.

 

Букинистическая книга

Бумага
 
Бумага крашеная
 
Гранитоль бумажный

 

Книги (Часть 1)