Игрушки картонажно-полиграфические

 

 

       Игрушки картонажно-полиграфические — игрушки и игры, исходным материалом для которых служат бумага и картон с применением полиграфической печати.

 

     Основными видами картонажно-полиграфических игрушек являются настольно-печатные игры и книжки-игрушки, а также конструктивные игры, наборы по труду, театрально-декоративные игрушки. Из бумаги изготовлялись: декоративные флажки и фонарики, игрушки для ёлки, карнавальные костюмы, листы для вырезывания и склеивания, конверты и альбомы занимательных задач, наборы деталей для плетения и складывания из цветной бумаги, для рисования, раскрашивания, аппликации и т. д. Из картона изготовлялись: разрезные картинки, ёлочные украшения, картонные конструкторы и др.; из картона и бумаги — настольно-печатные игры, игрушечные театры, наборы по труду и т. п.; из бумаги, картона с использованием деталей из других материалов — дерева, пластмасс, металла, фарфора и т. п. — изготовлялись различные игрушки всех перечисленных выше видов.

 

       В производстве игрушек использовались разнообразные виды бумаги и картона, а печатное оформление в основном делалось на плоскопечатных машинах или офсетным способом, дающим яркие, сочные, многоцветные оттиски с живописных и графических оригиналов.

 

 

 

 

Игрушки картонажно-полиграфические (настольные игры)

 

 

 

 

 

     В числе картонажно-полиграфических игрушек значительное место занимали настольно-печатные игры. Это наборы различных карточек с картинками, художесвенно оформленных игровых полей с добавлением различных игровых деталей: фигурок, фишек, кубиков, блошек и т. д., помещённых в специальные коробки. Играть в такие игры удобнее всего сидя за столом в спокойной обстановке, с примерно равными по возрасту или по общему развитию, потому что играющие, как правило, соревнуются между собой в ловкости и сообразительности.

      Из бумаги изготовлялись всевозможные игры-самоделки и наборы занимательных задач. Для самостоятельного изготовления обычно давались легко доступные для этой цели игры, построенные на общеизвестных игровых принципах — домино, шашек, лото. На бумаге размером в половину или четверть печатного листа располагали полуфабрикат всех деталей игры и давали краткие правила-указания, как самому её сделать. Наборы занимательных задач, ребусов, головоломок и т. п. выпускались чаще в конвертах, реже в бандеролях и на больших листах. Наборы подобного рода используются при организации клубных вечеров, на пионерских сборах, в игротеках. Комплектовались наборы либо по тематическому признаку, например одни ребусы или кроссворды, или математические задачи, либо состояли из разнообразных задач. На больших листах выпускали обычно задачи, головоломки, ребусы, предназначенные для коллективного решения играющими. Из белого картона, хорошо воспринимающего цветную печать, изготовляли различные игры с карточками: парные картинки, квартеты, лото и т. п. Картинки, отпечатанные на картоне, нарезали на бумагорезальной машине, комплектовали в соответствии с правилами игры, затем укладывали в коробки, куда также вкладывают правила игры (иногда их наклеивали на внутренней стороне крышки коробки). Лучшими по качеству бывали игры, отпечатанные на хорошей белой бумаге, а затем уже наклеенные на плотный карточный карток. Иногда эти игры сразу печатали на плотной карточной бумаге - на одной стороне карты рисунок, а на обороте - рубашка из гладкой бумаги. Количество карточек в одном наборе парных картинок и квартетов обычно бывал не менее 20 и не более 40—48. Размер карточек (в см) в среднем 5x7 или 6x8. Ко многим игрушкам прилагались игровые детали, изготовленные из других материалов. К таким играм относятся в основном шахматно-шашечные и игры типа «гусёк». В тех и других имелось большое игровое поле и разнообразной формы фишки или фигурки, которые передвигались, подчиняясь правилам игры, по игровому полю, а также различные кубики, волчки, вертушки, указывающие порядок продвижения фигурок по игровому полю. Игровые поля, как правило, делались складными, согнутыми пополам или вчетверо. Изготовлялись они из плотного толстого картона, на месте сгиба склеивались текстильной полоской; если поле складывалось вчетверо, то для удобства складывания оно в одном месте разрезалось. Края поля окантовывались, снизу поля наклеивалась рубашка, а сверху художественное оформление с полиграфической печатью. Фишки или фигурки изготовлялись из дерева, пластмассы, фарфора, металла и т. п. Фишки имели стандартную форму или в соответствии с содержанием игры — вид сюжетных фигурок, например зайцев, медведей, поросят и т. п., изготовляемых из металла, пластмасс, дерева, картона. Коробки-укладки для таких игр должны были быть достаточно прочными, в их конструкции должны были быть предусмотрены отдельные места для укладки игрового поля, карточек, фишек и других деталей.

 

 

 

Настольные игры. Фабрика настольно-печатных игр №3

 

 

 

 

      В числе игр этой группы выпускались игры, в которых использовались электричество, так называемые электрины. Электрины состояли из доски, на которой имелась специальная электропроводка и контрольная лампочка, и из набора печатных таблиц-карт с вопросами и ответами по литературе, географии, истории и т. п. Один конец шнура включался около вопроса, а другой около ответа; если ответ найден верно, то электрическая лампочка загоралась.

     Книжки-игрушки — это печатные произведения, которые, как и обычная книга, имели литературный текст и иллюстрации к нему, но в них обыгрывалась либо обложка, либо переплёт, либо давалось конструктивное решение иллюстраций. Для книжек-игрушек используются обычно сказки, весёлые стихи, забавные приключения. Для школьников могли быть использованы темы из истории, географии, биологии. Наиболее распространённым видом книжек-игрушек являлись ширмочки.

     В группе конструктивных игрушек основное место занимали разрезные и составные картинки, затем идут всевозможные мозаики, строители и конструкторы. Из отдельных деталей таких игрушек в процессе игры собирались картины, узоры, здания, предметы техники и т. п.

     Разрезные картинки представляли собой многоцветные рисунки, напечатанные на бумаге, наклеенные на картон, фанеру или кубики и разрезанные на 2, 4, 6 и более частей по прямым или волнистым линиям. Задача играющего — собрать из частей целую картинку. К набору обычно прилагались и контрольные картинки. На школьников рассчитаны разрезные географические карты, которые разрезались по квадратам либо по линиям меридианов и параллелей, по границам государств и областей или произвольно, образуя своего рода мозаику, которую требовалось собрать воедино. Сейчас такие игрушки называют puzzle и стоимость их несопоставима с затратами на производство.

     Составные картинки состояли из картонно-бумажных фоновых досок различных конструкций и отдельных рисунков-деталей, которые укреплялись на досках, образуя в целом картину различной композиции и содержания. Для крепления рисунков-деталей на досках устанавливались кармашки и прорези, в которых детали удерживались в заданном положении.

     Мозаика обычно делалась из фанеры и пластмассы, но она могла быть изготовлена и из картона; в этом случае картон оклеивался с двух сторон цветной бумагой. При игре с мозаикой из отдельных деталей составляли различные узоры, орнаменты и сюжетные рисунки на плоскости. К каждому набору мозаики, из какого бы материала он ни был сделан, прилагалась краткая инструкция и альбом узоров-образцов.

       Полиграфическая печать использовалась при выпуске игровых строительных материалов и конструкторов. Первым своеобразным строителем для малышей можно назвать вкладные картонные кубы, их делали цветными или с картинками на гранях. Один куб должен был входить в другой. Кубы делались пустотелыми с пятью гранями, самый маленький — 2 см³, большой — 12 см³. Картинки на кубике часто объединялись одной темой, например цветы, животные, транспорт и т. п. Использовалась цветная печать и при выпуске различных разборных домиков. Листы с печатью в таких игрушках наклеивались на картон, фанеру, на деревянные плашки и бруски.

     Игровые наборы по труду имели большое воспитательное значение и пользовались любовью у детей, т. к. ребёнок, получая материалы и инструмент для вырезывания, склеивания, плетения, вышивания, выпиливания и т. д., имел возможность видеть результат своего труда: различные фигурки, полученные путём складывания и сгибания бумаги, бумажные цветы, карнавальные украшения и т. п. Ко всем наборам по труду прилагалась печатная инструкция, красочные рисунки, образцы.

     Из цветной бумаги и картона изготовлялись театрально-декоративные игрушки: костюмы, маски и бутафория для драматизированных игр, игрушечные кукольные бумажные и картонные театры, диорамы, панорамы, декоративные игрушки для украшения и экипировки праздников и карнавалов, музыкальные игрушки.

     Панорамы и диорамы имели форму четырёхугольной и многогранной коробки, с открытой передней стенкой. По своему внешнему виду они были сходны с картонными театрами, только все детали на них укреплены и не снимались; движение не видоизменялось, а только повторялось.

      Декоративные игрушки служили для убранства детского уголка или помещения, где происходил праздник. К таким игрушкам относились различные флажки на деревянных древках или скреплённые в гирлянды, фонарики, декоративные цветы, цветочные гирлянды, веера и другие украшения по типу китайских бумажных игрушек. Для украшения карнавального шествия изготовлялись также яркие разноцветные мельницы и вертушки, движущиеся от ветра, весёлые подвижные фигурки и т. п. В числе бумажно-картонажных игрушек-забав изготовлялись фигурки по типу народных «кузнецов», движущиеся при передвижении двух палочек, различные сюрпризные коробки, из которых выскакивали смешные фигурки, наборы занимательных фокусов и т. п.

       Среди музыкальных игрушек имелись погремушки из картона, обтянутые бумагой с яркой литографической картинкой. Такие музыкальные игрушки, как ксилофоны и металлофоны, иногда монтировались в книжке с нотами и рисунками к ним. На листах книжки делали прорези, в которые и пропускался ксилофон при перелистывании страниц книги. Выпускались звукоподражательные игрушки — куб, на гранях которого были изображены звери, издающие звуки при повёртывании куба с грани на грань, книжки со звучащими страницами, открытки с вделанными в них пищиками.

      Для украшения детских вещей выпускались конгревные вырубные картинки и переводные картинки. Конгревные картинки печатали на плотной карточной бумаге с рельефным рисунком, покрываемым лаком. Такие картинки дети употребляли для украшения тетрадей, записных книжек, самодельных игрушек. Переводные картинки употреблялись детьми с той же целью, но здесь привлекал ребят и сам процесс перевода картинок на бумагу. Особый интерес для детей представляли картинки-загадки, когда дети на переводной бумаге видят один рисунок, а, переведя картинку, получают совсем другой с забавным превращением.

       Большое место в ассортименте картонажно-полиграфических игрушек  занимали ёлочные украшения, в т. ч. различной формы бонбоньерки в виде домиков, зверюшек или коробочек, отделанных шёлком, бумажным кружевом, золотой бумажной тесьмой и т. п.

 

       Требования к качеству. Печать как игровых принадлежностей, так и этикеток должна была быть красочной и яркой, с точным совмещением красок при многоцветной печати. Требовалось, чтобы рисунки были понятны детям того возраста, для которого игра предназначалась; чтобы бумага с печатью была наклеена на картон ровно, без перекосов, морщин, потёков, чтобы края картона (в игровых полях и карточках) были окантованы или аккуратно обрезаны, чтобы все карточки были одинаковой величины. Если в игру входили вырубленные фигуры, то края вырубки должны были быть ровными и точно совпадать с нанесёнными на рисунок красками. Требовалось, чтобы игра была комплектной, чтобы все принадлежности игры были вполне готовы к использованию, чтобы прилагаемые к игре объёмные детали (шашки, фишки, кубики, фигурки) соответствовали своему назначению, имели одинаковую величину и окраску, если только различие в них не вытекает из требований игры; чтобы деревянные детали были гладкими (лучше полированными), без заусенцев, сколов, равномерно и ярко окрашены пеначкающими и нелиняющими красками. Картонные игрушки должны были иметь точное совмещение частей, симметричность.

 

       Игрушки картонажно-полиграфические, выпускаемые в пакетах, должны были в них свободно помещаться, быть перегнуты по линиям сгиба, не быть смятыми. Сам пакет делался из плотной бумаги, обеспечивавшей сохранность игры. На пакет и коробку наклеивалась красочная этикетка, а к игрушкам и играм, использование которых не ясно само по себе и не является общеизвестным, в обязательном порядке прилагались краткие и ясные указания об их использовании, а также правила игры. Игрушки и игры, не соответствующие указанным требованиям и неполноценные, не могли быть допущены к продаже.

 

       Упаковка, маркировка, хранение. Игрушки картонажно-полиграфические укладывались в коробки, а коробки упаковывались в пачки, плотно обклеенные бумагой, на пачку наклеивалась этикетка с указанием названия игрушки или игры, наименования предприятия-изготовителя, количества экземпляров в пачке. В пачку, в зависимости от объёма и габаритов игрушки, входило 5—10—15 коробок. Для местного транспортирования небольшими партиями пачки укладывались в ящики, а при перевозке крупными партиями по железной дороге было предпочтительно укладывать пачки в контейнеры.

 

Игрушки


Игрушки деревянные


Игрушки из папье-маше и бумажно-древесных масс


Игрушки керамические


Игрушки металлические


Игрушки мягконабивные


Игрушки пластмассовые


Игрушки резиновые


Игрушки с двигателями

 

Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме