Игрушки из папье-маше и бумажно-древесных масс

     Игрушки из папье-маше и бумажно-древесных масс - группа разнообразных по своему художественному оформлению и педагогическому назначению игрушек, основным сырьём для которых являются различные отходы от производства и переработки древесно-бумажных масс. К таким отходам относятся: обрезки бумаги, картона, срывы, древесные опилки, текстильная пыль, «кноп» — отход шпульно-катушечного производства и др. Отличительная черта этого исходного материала заключается в его способности принимать всевозможные скульптурные формы, сохраняя в то же время лёгкость, что очень важно для изготовления игрушек разных размеров, предназначенных для детей от раннего возраста (1½—2 года) до школьников средних классов. Для изготовления таких игрушек употреблялась: бумага проклеенная, тонкая и толстая, типа обёрточной и толевая; мучной смет, крахмал технический, картофельный, маисовый, пшеничный, рисовый; концентраты сульфитно-спиртовой барды; древесина лиственных и хвойных пород для подставок; ткани х.-б., шёлковые, из искусственных волокон, ворсовые; краски художественные — эмалевые, масляные; нитролаки и нитроэмали. Краски, лаки и растворители должны были соответствовать санитарным правилам производства и продажи игрушек, утвержденным Главной государственной санитарной инспекцией СССР.

      Одним из основных материалов для производства игрушек являлось папье-маше — бумажно-древесная масса, в состав которой входило бумажное волокно, столярный клей, мучной смёт, декстрин, опилки и др.

 

 

 

Игрушки из папье-маше и бумажно-древесных масс. Снегурочка, кукла, гусь

 

 

 

 

     Ассортимент. В ассортименте игрушкек из папье-маше и бумажно-древесных масс значительное место занимали куклы разных размеров — от 10 до 60 см в различном конструктивном и художественном решении. Близко к этой группе примыкали фигурки из папье-маше, изображающие взрослых людей различных профессий, а также детей — школьников, пионеров, нахимовцев, суворовцев и т. п. Игрушки из папье-маше и бумажно-древесных масс  изображали любимых детьми животных, зверей и птиц: лошадок, коров, собачек, мишек, курочек, петушков и т. п. Эти игрушки отделывались яркими красками, многие из них снабжались приспособлениями и простейшими механизмами, благодаря которым они озвучивались и приобретали способность совершать некоторые движения: куклы, например, при изменении положения с вертикального на горизонтальное закрывали и открывали глаза, произносили слова «папа», «мама»; лошади, коровы, собачки подавали свойственный им «голос» — ржали, мычали, лаяли, другие мотали головой, хвостом, передвигали ноги и т. п. Изготовляемые из папье-маше игрушки крупного размера, например кони-качалки, верблюды, служили ребёнку для воображаемой езды верхом. Фигурки животных, зверей, птиц из папье-маше и других бумажно-древесных масс изготовлялись также в виде каталок, озвученных и неозвученных. Из того же материала выпускались некоторые ёлочные украшения, автомашины и другие транспортные игрушки.

 

     Производство. Производство игрушек из папье-маше базировалось главным образом на ручном труде и состояли из ряда трудоёмких и длительных операций: лепки, шпатлевки, грунтовки, шлифовки, окраски, росписи с промежуточной сушкой при температуре от 20 до 60°. Более высокая температуpa сушки, во избежание деформации, не рекомендовалась. Технологический цикл изготовления игрушек из папье-маше длится 10—12 дней. В промысловых артелях и предприятиях местной промышленности, вырабатывающих игрушки из папье-маше и бумажно-древесных масс, технология их производства постоянно совершенствовалась. Проводилась более прогрессивная технология производства игрушек, а именно: а) способ горячего прессования бумажно-древесных масс; б) способ прессования из клеевых пластических масс без подогрева.

     Способ горячего прессования характеризуется тем, что ручная лепка в гипсовых формах заменяется прессованием в металлических прессформах, что гарантирует точность передачи скульптурного рельефа игрушки, а длительность цикла лепки сокращается в десятки раз. Операция сушки, необходимая после лепки игрушек пз папье-маше, при горячем прессовании отпадает, в результате чего общая длительность производственного цикла сокращается, рабочая площадь для производства значительно уменьшается, создаются условия для увеличения выпуска, улучшения качества, расширения ассортимента и снижения себестоимости игрушек.

     Эти игрушки могли изготовляться также и способом вакуумного литья. Этим способом изготовлялись главным образом новогодние маски и фигуры больших размеров для ёлки (деды-морозы и снегурочки). Опыт показал, что игрушки, изготовленные способом вакуумного литья, очень легки по весу, но уступали прессованным в прочности.

     Для мелких игрушек размером от 50 до 80 мм (различных фигурок птиц, зверей и животных) рационально было применять способ прессования (штамповки) монолитных игрушек без подогрева, со включением в рецептуру массы казеинового клея. Масса с основными наполнителями из бумажной пыли и древесной или торфяной золы с казеиновым клеем обладала хорошей текучестью и свойством прессоваться. После отштамповки этой массы на ручных прессах мощностью от 1 до 2 т и сушки при 20—40° в течение суток получались прочные небьющиеся игрушки или их детали, способные хорошо воспринимать окраску и роспись в любые цвета.

     Благодаря доступности основного сырья, а также усовершенствованию технологии (широкому распространению способа горячего прессования в металлических прессформах), производство  игрушкек из папье-маше и бумажно-древесных масс в СССР сосредоточивалось в крупных специализированных промартелях и фабриках игрушек Министерства местной промышленности, выпуск их из года в год увеличивался, причём ассортимент этих игрушек становился всё более разнообразным.

 

 

 

Игрушки из папье-маше и бумажно-древесных масс: конь, ослик в упряжке, корова

 

 

 

 

       Требования к качеству. В СССР игрушки изготовлялись по утверждённым образцам-эталонам. Они должны были быть прочно и правильно прикреплены к деревянным подставкам, а внутрь игрушки должны были быть вложены (запрессованы) проволочные или деревянные каркасы. Требовалось, чтобы деревянные подставки на колёсах или качалках были хорошо обработаны, гладки, не имели заусенцев; чтобы скульптурная форма игрушек была чёткой и правильной, а окрашенная поверхность их не имела вмятин, царапин, затёков, морщин, непокрытых мест и отслоения плёнки. Роспись симметричных деталей (глаз, бровей) должна была быть тождественная. У озвученных игрушек звук должен был быть чётким, громким и правильно имитировать голос воспроизведенного в игрушке образа (человека, животного, птицы).

 

        Упаковка и хранение. Игрушки упаковывались в сухие деревянные ящики весом брутто не свыше 50 кг, причём каждая игрушка должна была завёртываться отдельно в обёрточную бумагу. Свободные места в ящике между рядами игрушек заполнялись бумагой или мелкой сухой стружкой. Хранить следовало в закрытых сухих проветриваемых складских помещениях, а при транспортировании ящики с игрушками необходимо было предохранить от сырости.

 

 

     Вспомнилось, как готовили папье-маше в школе. Папье-маше мы готовили самостоятельно на уроках труда и делали игрушки...


Для этого мелко рвали газету и замачивали её до следующего дня.  Потом отжимали, смешивали со смесью из муки и воды (1:3). Также при работе использовали клей ПВА и марлю. Марля также помогала при отжиме и использовалась для обклеивания форм, мест соединения частей сложных фигур и для украшения готовых изделий.
Получалась новая масса, которая использовалась для самостоятельных поделок или для обмазывания каких-нибудь готовых форм, например тарелочек, каких-то небольших кукол, ёлочных игрушек.

Вообще самостоятельно делали ёлочные игрушки очень многие.

 

Игрушки