Камнерезные изделия

Камнерезные изделия
     Камнерезные художественные изделия — изделия из поделочного камня, предназначенные для украшения жилого и общественного интерьера. (Изделия из драгоценных камней относятся к группе ювелирных изделий). Подразделяются на декоративные изделия, служащие только для целей украшения, и на утилитарно-декоративные, которые наряду с декоративным имеют и служебное назначение, являются бытовыми предметами.
 
 
     К декоративным относятся вазы, панно из камня, настольная скульптура; к утилитарно-декоративным: письменные приборы, бокалы для карандашей, пепельницы, туалетные вазочки, шкатулки различного назначения, настольные лампы, торшеры и т. п. В общественном интерьере камнерезные художественные изделия выставляются на специальных подставках — консолях или в застеклённых витринах и стендах. В бытовой обстановке применяются в качестве настольных украшений и декоративных предметов, дополняющих убранство письменного стола, туалетного столика, застеклённой полки книжного шкафа или полки для книг. Поделочные камни, служащие для изготовления камнерезных художественных изделий, подразделяются па твёрдые, средней твёрдости (полутвёрдые) и мягкие.
 
 
     Изделия из твёрдого и полутвёрдого камня отличаются от изделий из мягкого камня не только большей твёрдостью и прочностью, но и технологией обработки, характером оформления, ассортиментом. По шкале твёрдости твёрдые поделочные камни имеют твердости от 5,5 до 7, поверхность их нельзя поцарапать ножом. Камни средней твёрдости имеют твердость 3,5—4 и легко царапаются ножом. Мягкие камни имеют твёрдость 1,5—2,5, легко царапаются ногтем и режутся ножом.
 
 
 
 
     К группе твёрдых поделочных камней относятся: орлец (родонит), яшмы, халцедон (агат), малахит, нефрит, лазурит, жадеит, амазонский камень, кварцит, белоречит.
 
     К группе камней средней твёрдости относятся мрамор, порфир, оникс, мраморовидные известняки. Особенно широкое применение в изготовлении камнерезных художественных изделий имеет мрамор.
 
     К группе мягких камней относятся гипсовый камень, селенит, серпентин, кальцит, тальк, янтарь.
 
 
 
     Изготовление камнерезных художественных изделий из твёрдого и полутвёрдого камня известно со времен глубокой древности. В древнем Китае и древней Индии особенно ценился нефрит, считавшийся вечным и священным камнем, из него изготовлялась мелкая скульптура, туалетные принадлежности: вазочки, чашечки, шкатулки, печати, перстни, браслеты, оправы для вееров и т. п. В древнем Египте, Мессопотамии, Персии родилось искусство глиптики, искусство изготовления геммрезных выпуклых (камей) и углублённых (инталио) рельефов из агата и других твёрдых камней. Позднее это искусство перешло в Грецию, а затем в средние века и в новое время было возрождено в Италии и во Франции. Славную страницу в историю камнерезного искусства вписали русские мастера-камнерезы XVIII—XIX веков. Ими изготовлялись декоративные вазы из цветного камня разных пород (орлеца, белоречита, малахита, лазурита и яшмы), начиная от колоссальных ваз и чаш диаметром до 3 м и кончая миниатюрными туалетными вазочками и чашечками с почти прозрачными стенками. Создание подобных каменных ваз было сопряжено с огромной затратой труда, поскольку приходилось оббивать, отшлифовывать и резать твёрдый камень почти целиком вручную. В СССР твёрдый камень обрабатывался механическим путём на государственных камнеобрабатывающих заводах.
 
 
     Технология обработки твёрдого камня состоит из следующих этапов: сортировка сырья, распиловка, сверловка (ощипка), подбивка, шлифовка. полировка. Камень сортируется по окраске и рисунку; существенными показателями качества, на которые обращают внимание при сортировке, являются однородность и отсутствие трещин. Распиловка твёрдого камня производится на механических дисковых пилах или на алмазном резном станке, где между обрабатываемым камнем и рабочей поверхностью пилы из мягкого железа помещается алмаз, которым натравливается железная пила. Сверловка, резание и разнообразная механическая обработка твёрдого камня производятся на сверлильных и фрезерных станках стальными и медными фрезами. Подгонка требуемой формы (подбивка) производится на подбивочном станке с вращающимся карборундовым кругом. Шлифовка и полировка осуществляется на шлифовально-полировальных станках; в качестве стачивающего и шлифующего материала применяются наждак и карборунд, в качестве полировального материала — крокус, танердэ, трепел. Изделия из твёрдого и полутвердого камня чаще всего бывают очень несложными по форме, потому что ровная, гладкая, дополнительно ничем не украшенная поверхность хорошо отполированного изделия из твердого камня сама по себе производит большое художественное впечатление. При полировке отчетливо выявляется природный узор камня, явственно проступают тонкие цветовые переходы, становятся видны тёмные и светлые прожилки и кристаллические включения, образующие все вместе причудливые, никогда не повторяющиеся фантастические узоры.
 
 
     Обычными широко распространенными изделиями из твёрдого камня являются всякого рода шкатулки, ларцы, коробочки, вазы, чернильные приборы, полуфабрикат для ювелирной промышленности. Большие подарочные ларцы (изготовляемые сериями по нескольку штук) обычно оправляют в серебро, а ларцы и шкатулки средних и мелких размеров обрамляют тонкими поясками из позолоченной бронзы. В советствкий период шкатулки и ларцы выпускал Ленинградский завод № 2 треста «Русские самоцветы» и Свердловский завод № 10. На заводе № 10 изготовлялись ларцы из всемирно знаменитой тёмно-красной, так называемой сургучной, и пёстрой «ситцевой» яшм Орского месторождения (Урал). Круглые (цилиндрические) туалетные коробочки диаметром от 50 до 95 мм делали из яшмы разных сортов и расцветок, чаще всего из калканской. Маленькие коробочки часто украшали только тонким металлическим пояском, проходящим по линии соединения верхней и нижней частей коробочки. Коробочки большего размера часто имели на крышке рельефные украшения в виде кисти ягод: смородины, малины, ежевики или клубники.
 
 
     Среди уральских мастеров-камнерезов еще с прошлого столетия живёт, передаваясь от дедов внукам, мастерство виртуозной имитации спелых, сочных, точно сейчас только сорванных ягод и свежих ярко-зелёных листьев, путём подбора подходящих по цвету и оттенку кусочков цветного камня. Чёрную смородину обычно делают из агата, клубнику — из сургучной яшмы, листья — из малахита или змеевика, корешки — из тёмно-розового орлеца и т. д. Это тонкая, кропотливая работа, требующая большого терпения и вкуса.
 
     Настольные вазы из твёрдого камня бывают с подставками и без подставок высотой до 25 см. Ленинградский з-д № 2 треста «Русские самоцветы» выпускал настольные вазы из тёмной серо-зелёной калканской яшмы с филигранными обрамлениями и штампованными металлическими накладками. Накладки часто украшались изображением видов архитектурных и скульптурных памятников Ленинграда. Такие вазы приобретались в качестве сувениров. Небольшие чашечки, которые могли служить туалетными вазочками на дамском туалетном столике, делались также из калканской яшмы и из светлого полупрозрачного кварцита.
 
 
 
 

Камнерезные художественные изделия

 

 
 
 
 
 
     Различные письменные приборы, начиная от огромных уникальных приборов выставочного и подарочного характера, выполняемых в одном экземпляре, и кончая изящными небольшими приборами с одной чернильницей, укреплённой на овальном поддоне изготовляли заводы треста «Русские самоцветы». Приборы украшались металлическими обрамлениями, рельефными накладками и др. Выпускались также специальные письменные приборы для авторучек, состоящие из небольшой каменной пластины произвольных очертаний с подставкой-держалкой для авторучки посередине. Полуфабрикат для ювелирной промышленности — бусины, бляшки, пластинки, служащие для изготовления брошей, заколок, пудрениц, портсигаров, обложек для блокнотов и записных книжек изготовляли главным образом на Колыванском заводе (на Алтае). Некоторые виды камнерезных художественных изделий из твёрдого камня украшались мозаикой или инкрустацией по камню. Мозаика бывала двух видов: флорентийская и русская. Техника так называемой флорентийской мозаики состоит в том, что кусочки цветного камня подбираются по рисунку художника, склеиваются и скрепляются на цементной подкладке, составляя вместе яркую красочную картину. Флорентийская мозаика издавна применялась для изготовления верхних досок столов — столешниц. Такая мозаика применялась при изготовлении больших декоративных настенных панно или карт. Техника русской мозаики, изобретённая русскими мастерами, заключается в том, что изделие изготовляется из сравнительно недорогого мягкого камня (например, мрамора) и затем оклеивается поверх тонкими пластинками редкого и дорогого камня (малахита или лазурита). Пластинки подбираются одна к другой так, чтобы природный узор камня не был нарушен. При этом создается впечатление, что изделие является монолитным, выточенным из целого куска. В наше время при изготовлении крупных ларцов и шкатулок часто применяется способ оклейки металлического каркаса изделия тонкими пластинками каменной фанеры. Готовый ларец производит впечатление целиком выточенного из орлеца или лазурита.
 
     Традиционным видом камнерезных художественных изделий из уральских твёрдых камней является горка из самоцветов. Она представляет собой декоративное сооружение в виде миниатюрной горки, в которой представлены самые разнообразные виды драгоценных и поделочных камней, встречающихся в природе. Эти камни собраны как своеобразная коллекция. Они представлены в необработанном, отшлифованном или ограненном виде. Некоторые камни даются отдельными кристаллами, другие сростками кристаллов и друзами. Горка в некоторой мере имитирует природные условия залегания камней. Набор образцов крепится на цементном основании. Наиболее распространённые размеры горки 15—40 см в высоту. Горки самоцветов предназначаются для музеев, выставок, школьных минералогических кабинетов, а также служат украшением письменных столов. Горки показывают многообразие и богатство месторождений цветного камня в СССР и отражают искусство композиции камнерезов.
 
     Массовое изготовление камнерезных художественных изделий из мягкого камня в России началось в 80-х гг. XIX века. Декоративные вещи из мягкого камня занимают значительное место. Обработка мягкого камня очень проста. Он легко распиливается поперечной или циркульной пилой, а вырезка художественных изделий осуществляется вручную при помощи стамесок, рашпилей и других несложных инструментов. Красочный и легко поддающийся обработке мягкий камень более всего пригоден для изготовления скульптуры малых форм и мелких бытовых, преимущественно настольных предметов: пепельниц, пудрениц, солонок, вазочек, коробочек и т. п. Небольшие изделия чаше всего целиком вырезаются на токарном станке, а затем дополнительно украшаются вручную орнаментальной порезкой. Скульптура вырезается вручную после предварительной обточки камня на токарном станке. Готовые изделия шлифуются и полируются при помощи высушенных и специально обработанных стеблей хвоща. Художественная убедительность, красота каменных скульптур зависит от удачного подбора наиболее подходящего по текстуре и расцветке камня. Из селенита, с его слоистым строением, шелковистой фактурой и как бы светящейся медово-жёлтой золотистой просвечивающей поверхностью получаются очень красивые изящные золотые рыбки; хорошо выглядят селенитовые лисята и белочки. Серовато-коричневый кальцит с неясновыраженными тёмными полосами служит для воспроизведения медведей, собак, воробьев. Неожиданная и разнообразная окраска гипсового камня различных месторождений, варьирующаяся от самой нежной — чисто-белой, желтовато белой, розоватой с тончайшими золотистыми или голубоватыми прожилками до тёмно-серой, пятнистой, почти чёрной, а иногда зеленоватой или голубоватой, делает возможным создание настольных скульптур на самые различные сюжеты. Выразительность и декоративность камнерезной скульптуры обусловливается чёткостью и выразительностью силуэта. В настольной скульптуре должно быть соблюдено основное условие декоративности: силуэт животного, птицы или человека должен быть ясным, чётким и хорошо смотреться на расстоянии. Каменные скульптуры с человеческими фигурами выполняются только из однотонного светлого камня без пятен и прожилок. Шкатулки и коробочки из мягкого камня обычно украшаются орнаментальной порезкой, рельефом или ажуром на крышке и на боковых поверхностях. Поскольку свет проникает в толщу мягкого камня на значительную глубину, рельеф должен быть тем резче и орнаментальная порезка тем глубже, чем прозрачнее поверхность камня. С наибольшей полнотой текстура и природная красота мягкого камня выявляются в изделиях на токарной основе; вазочка или чашечка выглядят тем привлекательнее и декоративнее, чем красивее по структуре и расцветке сам камень, из которого они выточены. В некоторых камнерезных художественных изделиях сочетают камень разного сорта, цвета и текстуры. Этот приём повышает декоративность изделия. Так, например, прозрачная золотая рыбка из селенита удачно украшает крышку пудреницы из светлого гипсового камня. Традиционное для камнерезного искусства сочетание камня с металлом широко применяется и в мягком камне. Декоративные бытовые изделия из гипсового камня, кальцита и селенита (туалетные коробочки, туалетные приборы, вазочки, украшенные простыми гладкими металлическими поясками из латуни или оксидированного и анодированного алюминия) имеют очень скромный и строгий вид и по своему характеру очень близки к стилю оформления массовой мебели с её простыми формами и отполированными поверхностями и к недорогим драпировочным и обивочным тканям. Большой популярностью пользуются изделия из янтаря: миниатюрные скульптурки, изображающие животных и птиц, мундштуки, броши, запонки, бусы и др. Широко известны лампы-ночники из мягкого камня. Они делаются в виде совы со стеклянными глазами, вазочки, рыбки, бутона, букета цветов. Ночники изготовляются из целого куска камня, из которого выбирается (выдалбливается или вырезывается) колпак; остается тонкий слой камня, просвечивающий при зажигании лампы в нём, при этом выявляются текстура камня, места различной плотности, включения, благодаря чему создаются фантастические полные изящества узоры.
 
 
     Камнерезные художественные изделия считаются полноценными лишь при условии отсутствия на их поверхностях каких бы то ни было трещин или плохо отполированных участков. Изделие должно быть правильным и красивым по своим формам и пропорциям и отполировано до зеркального блеска.
 
     Нежная отполированная поверхность камнерезного изделия, выполненного как из мягкого, так и из твёрдого камня, могла быть легко потёрта и поцарапана при транспортировании. Поэтому камнерезные художественные изделия рекомендовалось перевозить в специальной упаковке: в коробках, выстланных ватой, или завёрнутыми в мягкую бумагу и уложенными в ящики, устланные и набитые соломой. Это предохраняло хрупкие изделия из мягкого камня также и от раскалывания в пути. Изделия из мягкого камня выпускались как заводами государственной промышленности, так и артелями промышленной кооперации (на Урале, в Казахстане и на Украине). Завод в Пермской области (а с 9 марта 1940 по 2 октября 1957 гг. Молотовской области) и камнерезные артели Урала выпускали главным образом всевозможные токарные изделия: письменные приборы на токарной основе и анималистическую скульптуру. Артель «Борнуковская пещера» Арзамасской области выпускала настольную скульптуру, изображающую животных и птиц, и письменные приборы, украшенные такими скульптурами. Калининградский завод выпускал изделия из янтаря.
 
     В Советском Союзе над изготовлением камнерезных художественных изделий трудилось немало известных мастеров. В области изготовления изделий из твёрдого камня широко известны имена Д. С. Кубина, специалиста по горкам из уральских самоцветов, Н. Татаурова, А. Оберрюхтина. В области резьбы по мягкому камню известны уральские мастера-художники Ф. Габов, М. Лисунов, Е. Львова; из «Борнуковской пещеры» — Ф. Рубцов, П. Курышев и др.
 
 
 

 

Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме