Керогазы

     Керогазы — нагревательные приборы, работающие путём сжигания горючей смеси из паров керосина с воздухом.
 
     Горючая смесь образуется газосмесителем, установленным непосредственно на горелке керогаза, имеющей круглый (кольцевой) фитиль. Газосмеситель состоит из кожуха, в который встроены одна в другую две сетки цилиндрические или формы усечённого конуса с зазором между стенками 7—10 мм. Керосин испаряется из фитиля под действием разогретых сеток, пары его смешиваются с воздухом и, обращаясь в горючую смесь, бесшумно сгорают бездымным голубоватым куполообразным пламенем.
 
 
     Керогазы различают двух типов: тип I — с неподвижным асбестовым фитилём и с подачей керосина из вынесенного в сторону бачка и тип II — с х.-б. фитилем и фитилеподъёмным механизмом.
 
 

 
 

Керогаз с асбестовым фитилём с цилиндрическим корпусом (общий вид)

 

 
 

Керогаз с асбестовым фитилём с цилиндрическим корпусом (в разобранном виде)

 

 
 
 
     Керогазы типа I состоят из корпуса (станины) закрытой или открытой конструкции со съёмной конфоркой, горелки, соединенной с резервуаром металлической трубкой (керосинопроводом), и газосмесителя. Фитиль представляет собой свёрнутую кольцом полоску асбестового картона или асбестовой ткани, свободно уложенную в кольцевой паз горелки. Керосин поступает в горелку самотёком по керосинопроводу. Резервуар состоит из двух частей: чашки (поддона) и свободно устанавливаемого на этом поддоне бачка с клапаном на навинтованной пробке. Бачок, залитый керосином, ставится на поддоне клапаном вниз. Уровень керосина в горелке, образующей с резервуаром систему из двух сообщающихся сосудов, зависит от уровня керосина в поддоне. Регулировка интенсивности горения, зависящей от количества подаваемого в горелку горючего, осуществляется простым перемещением поддона с бачком: вверх — для усиления, или вниз — для уменьшения пламени. Для этой цели узел горелки с керосинопроводом и резервуаром монтируется в основании керогаза подвижно на шарнире. Фиксация этого узла в установленном положении в одних моделях производится плавно, винтом, в других — ступенчатой защёлкой.
 
 
 

Схема керогаза с асбестовым фитилём с цилиндрическим корпусом

 

Схема керогаза с асбестовым фитилём с цилиндрическим корпусом: 1 — газосмеситель; 2 — сетки газосмесителя; 3 — грибок; 4 — горелка; 5 — керосинопровод; 6 — питательная трубка; 7 — винтовой регулятор; 8 — шарнир регулятора; 9 — поддон бачка; 10 — сачок; 11 — пробка бачка с клапаном; 12 — основание; 13 — кожух; 14 — пробка керосинопровода
 
 
 
Для предохранения от вспышки, которая получается при попадании жидкости из посуды в зону горения, в современных керогазах газосмесители изготовляют со специальными насадками в виде грибка на внутренней сетке или конуса на кожухе, которые перекрывают сверху зазор между сетками: керогазы типа I выпускаются в двух вариантах, а) с цилиндрическим закрытым или открытым корпусом, винтовым регулятором и металлическим штампованным бачком  б) с квадратным открытым корпусом, реечным ступенчатым регулятором и металлическим штампованным бачком. Отделка: корпус — цельнокрашеный или крашеный с нпикелиро ванными основанием и верхним ободком; узлы керосинопровода с поддоном и металлическим бачком — оцинкованные; конфорки штампованные — оксидированные; конфорки и основания цилиндрических керогазов литые из алюминиевых сплавов — без покрытия.
 
 
 
 

Керогаз «Ленинград» (общий вид)

 

 
 

Керогаз «Ленинград» (в разобранном виде)

 

 
 

Схема керогаза «Ленинград»

 

Схема керогаза «Ленинград»: 1 — кожух: 2 и 3 — сетки газосмесителя; 4 — латунная трубка; 5 — фитильное кольцо; 6 — подающая втулка; 7 — фитиль; 8 — маховичок; 9 — кружок (насадка); 10 — корпус; 11 — наливное отверстие с пробкой; 12 — конфорка
 
 
     Керогазы типа II отличаются от керогазов типа I тем, что в них горючее подаётся в горелку х.-б. фитилём, опушенным в резервуар, расположенный непосредственно под горелкой, так же, как в обычных керосинках и керосиновых лампах. Керогазы типа II выпускались двух моделей «Ленинград» и «Вулкан». Керогазы модели «Ленинград» — корпус открытый, квадратный, резервуар съёмный с впаянной в дно сквозной цилиндрической трубкой для дополнительной подачи воздуха в горелку. Подъёмный механизм состоит из охватывающего фитиль кольца с тремя направляющими шипами и подаюшей втулки с запрессованной гильзой, по окружности которой выдавлена спираль. Подъём и опускание фитиля производится вращением маховичка, соединён­ного с подающей втулкой, при этом гильза со спиралью, навинчиваясь на шипы фитильного кольца, перемещает его вместе с фитилём. Та­кая конструкция подающего механизма исклю­чает перекос фитиля, характерный для керагаза с шестерёнчатым механизмом. Горелка перекрывается насадкой («кружком») с кольцевыми пазами под сетки смесителя и перемычками, ограничивающими выход фитиля. Смеситель состоит из цилиндрического кожуха и двух конических сеток; внутренняя сетка — с глухой крышкой и перфорированным (дырчатым) донышком. Конфорка — штампованная, сварная. Отделка: корпус крашеный или эмалированный, резервуар оцинкованный и снаружи окрашенный, кожух смесителя никелированный или эмалированный, остальные детали, кроме находящихся в зоне горения, никелированные или оцинкованные.
 
 
 

Керогаз «Вулкан»

 

 
 
 
        Керогазы модели «Вулкан» — корпус открытый, круглый, на трёх ножках, с приваренной штампованной конфоркой; резервуар съёмный с впаянной в дне сквозной цилиндрической трубкой; подъёмный механизм лампового типа состоит из жестяной обоймы с зубчатым краем, охватывающей фитиль, и шестерни («звёздочки») на закреплённом в горловине резервуара ключе. Подъём и опускание фитиля производится вращением головки ключа, при этом «звёздочка», заходя своими зубцами в реечную просечку на фитильной обойме, перемещает фитиль. Горелка перекрывается перфорированным колпачком, завинчивающимся в горловину резервуара; на верхней поверхности колпачка выдавлены кольцевые канавки под сетки смесителя и перемычки, ограничивающие выход фитиля. Газосмеситель такой же, как в керогазе «Ленинград», но без донышка во внутренней сетке. Отделка: все части, исключая детали, находящиеся в зоне горения, никелированные.
 
       Принцип горения керогазов типов I и II одинаковый. В продажу отдельно поступали следующие запасные части: газосмеситель в сборе, сетки газосмесителя, фитили.
 
        Кроме описанных широко распространенных моделей керогазов, известны конструкции керогазов типа 1 двух-, трёх- и многогорелочных как настольных, так и напольных, в т. ч. с накладными и встроенными духовыми шкафами, а также конструкции керогазов типа II одно- и двухгорелочных, в т. ч. малогабаритного кероаза с подающим механизмом лампового типа и др.
 
 
      Требования к качеству: соответствие конструкции, материалов и отделки утвержденным образцам-эталонам; герметичность резервуаров (бачков); концентричность сеток смесителя и перпендикулярность их торцов к оси горелки; эллиптичность сеток не более ±1 мм; плавное, без заеданий, перемещение фитиля с надёжной его фиксацией в установленном положении (в керогазах типа II); надёжная фиксация подвижного керосинопровода (в керогазах типа I); горение без копоти с нагревательной способностью и расходом горючего по нормам, установленным ТУ. Керогазы изготовлялись по ТУ поставщиков. Маркировались на корпусе штамповкой или способом декалькомании с указанием наименования и местонахождения завода-изготовителя или его товарного знака; на керогазах типа II маркировка допускалась и на резервуаре. Упаковывались в картонные коробки с фирменной этикеткой по одному керогазу с комплектом запасных сеток и пятью фитилями. Все неокрашенные части предварительно покрывались антикоррозийной смазкой. К каждому керогазу прилагалась инструкция пользования им. Уход и рациональное использование керогазов: во избежание засорения керосинопроводов и фитилей заливать керосин в резервуар следовало через воронку с фильтрующим материалом; необходимо было пользоваться только осветительным керосином, применение тракторного и других сортов керосина и в особенности других видов горючего (бензина и т. п.) категорически запрещалось; керосин следовало заливать: в керогазы типа I — только в резервуар, причём заливание и доливание горючего непосредственно в поддон не допускалось, в керогазы типа II — в резервуар с наполнением не более 3/4. Необходимо было систематически очищать фитили от нагара; зажигать фитили следовало в 3—4 точках но окружности, асбестовые — через 3—4 минуты после пуска керосина; необходимо было тщательно проверять каждый раз правильность установки смесителя на горелке: нужно было учитывать, смещение вызывает копоть; следовало постоянно следить за чистотой сеток: загрязнение перфорации копотью резко нарушает режим горения; нельзя допускать попадания в смеситель и горелки жидкости из посуды; гасить Керогазы типа I следует опусканием резервуара до отказа при помощи имеющегося регулятора, Керогазы типа II — опусканием фитиля вниз на 6—7 мм; гасить керогазы задуванием нельзя.