Проблема регулирования внутренней торговли 1925 год

В. П. Шеханов

 

Проблема регулирования внутренней торговли

(1925 год)

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

     Сегодня боевым вопросом является борьба за рынок, точнее «овладение рынком со стороны государственного и кооперативного аппарата против частного и в первую очередь оптового». Многие в этой формуле склонны усматривать решительный поворот в нашей экономической политике. На обывательском языке этот поворот кое-где даже называется концом НЭП'а. Но это безусловно не так. Приведенная формула свидетельствует не о повороте в экономической политике в ту или иную сторону, а лишь о возможности сегодня более отчётливо и более ярко формулировать те задачи, которые стояли перед государственным и кооперативным торговым аппаратом в самом начале НЭП'а, но которые тогда не допускали своего выражения в виде боевого лозунга. Но в этом случае ошибки допускаются не только простым обывателем. Ошибаются, по нашему, и те, кто выводит ограничительно необходимость такой постановки вопроса только из усилившегося значения и роли частного аппарата в торговом обороте. Мы не склонны отрицать того факта, что частно-торговый аппарат во многих и очень существеннейших рыночных отраслях занял весьма выгодные и ответственные позиции, но мы категорически утверждаем, что и государственный и кооперативный аппарат за истёкшее время НЭП'а приобрели такие достижения, которые сегодня дали возможность даже в такой ответственный момент, как проведение денежной реформы, руководящему партийному центру и правительству вопрос об «овладении рынком» ставить в текущий порядок дня. И выдвинутая формула не есть просто результат испуга перед ростом частного торгового аппарата, а является результатом строгого учёта реального соотношения сил, действующих на рынке.

 

       Какими же достижениями по овладению товарооборотом иллюстрируется истёкший период НЭП'а? Эти достижения прежде всего определяются: во-первых, образованием и укреплением органов, регулирующих торговлю (Комвнуторг); во-вторых, развитием сети институтов, содействующих торговому обороту (биржи, ярмарки, торговые палаты и проч.), в третьих, укреплением и развитием государственного и кооперативного торгового аппарата, и, наконец, внедрением в товарооборот прямого воздействия со стороны органов власти в виде всякого рода регулятивных мероприятий, особенно в области регулирования цен.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ КОМВНУТОРГА ПРИ СТО И ЕГО МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ДО ОБРАЗОВАНИЯ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ПО ВНУТРЕННЕЙ ТОРГОВЛЕ

 

      Вопрос об организации специального органа, по регулированию внутренней торговли возник в 1922 г. в связи с развитием и усложнением внутреннего торгового оборота.. Однако, вследствие неопределенности положения советского рывка, его особенностей и нужд, правительство лишено было возможности определить и более или менее четко формулировать задачи и функции органа по внутренней торговле. Больше того, самый вопрос о необходимости его создания признавался спорным.

     В силу этих обстоятельств организация Комвнуторга при СТО, определение его компетенции и характера деятельности были поставлены в плоскость опыта. Комиссия по внутренней торговле в момент её образования не получила никаких административных функций и с формальной стороны была призвана лишь к согласованию отдельных моментов деятельности хозяйственных наркоматов в области внутренней торговли, к даче заключений по таким вопросам и т. п. Более чётко в действенной постановке были определены лишь задачи комиссии в области разработки законопроектов о торговле. В дальнейшем изменение функций и характера деятельности Комвнуторга в сторону расширения его прав и возможностей непосредственного влияния на торговый оборот шли по двум направлениям. С одной стороны, правительством было поручено Комвнуторгу наблюдение и руководство специальными институтами, имеющими целью содействовать тортовому обороту и его упорядочению (биржи, ярмарки, торговые палаты), необходимость создания которых была вызвана развитием оборота. По существу это был большой шаг вперед по пути к овладению рынком и возможностями влияния на него, но, кроме того, выполнение этих задач меняло характер и облик Комвнуторга, приближая его к типу постоянного правительственного учреждения.

       С другой стороны, сам Комвнуторг в процессе непосредственного общения с торгующими организациями и ближайшего ознакомления с рынком неизбежно наталкивался на необходимость принятия тех или иных мер частного и общего характера и проведения разного рода мероприятий, складывающихся в определённую систему. Эти обстоятельства, наряду с необходимостью тщательного и постоянного изучения и наблюдения явлений рынка и оборотов, побуждали Комвнуторг неоднократно ставить перед высшими органами вопросы о расширении прав Комвнуторга до такой степени, какая могла бы обеспечить выполнение назревших и отчетливо выявившихся задач регулирования торговли. Здесь следует отметить, что вслед за возложением на Комвнуторг задачи регулирования оптовых цен, Комвнуторг вошел в СТО 17 ноября 1922 года с представлением о реорганизации КВТ по принципу Главного Комитета Внутренней Торговли, постоянно действующего, имеющего свои местные отделы и снабженного административными функциями. Проект Комвнуторга был отклонён в связи с возникновением спорных вопросов в области разграничения функций Комвнуторга и ВСНХ. Однако, в это время уже не вызывал сомнений вопрос о необходимости государственного регулирования рынка и торгового оборота, в коем сталкиваются интересы различных отраслей народного хозяйства. Поэтому правительство, не разрешив до последнего времени радикально вопроса о характере деятельности Комвнуторга и его правовом положении, фактически рассматривало его, как орган, регулирующий внутреннюю торговлю.

       Наряду с расширением и видоизменением функций и объёма деятельности КВТ при СТО на местах развъёртывалась сеть регулирующих торговлю органов. Этот процесс фактически начался по инициативе местных экосо, в связи с выполнением подчас довольно сложных заданий Комвнуторга. Последний, считая своевременным и целесообразным организацию губернских и областных Комвнуторгов при местных экосо, вошел в СТО в январе 1923 года с представлением об утверждении специального положения о местных Комвнуторгах. СТО, признав преждевременным утверждение такого положения, возложил ответственность за местную торговлю на экосо, оставив в силе постановление совещания членов СТО с представителями губернских и областных экосо от 8 июпя 1922 г., согласно которого экосо получили право организации комиссий по регулированию торговли.

      Результатом организации местных Комвнуторгов явилось широкое распространение регулятивных мероприятий и более отчётливое освещение местных рынков.

       В начале местные органы вели работу почти исключительно по вопросам сокращения представительств торгующих органов, согласования торговой деятельности работающих на их территории организаций, увязки кредитных мероприятий по торговле и т. д., но к концу 1923 года максимум внимания местных Комвнуторгов фиксируется на регулировании цен. Деятельность их в этой области целым рядом инструкций, данных Комвнуторгом, уложена в одну общую систему. Исключительное значение приобретает работа местных Комвнуторгов в сырьевых районах в связи с проводимой центром политикой установления лимитных цен и в связи с задачами устранения ажиотажа на этих рынках. Помимо выполнения заданий Комвнуторга при СТО, на местах велась также самостоятельная работа по согласованию деятельности заготовителей. Здесь Комвнуторги проделали большую работу в деле изыскания и рационального распределения кредитов во всех видах заготовки. В целях упорядочения заготовительных операций, местные Комвнуторги организовывали совещания заготовителей, на которых часто достигались соглашения о координировании выступлений, о размежевании районов и о проведении единой линии в отношении цен.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ВНУТРЕННЕЙ ТОРГОВЛИ

 

      Расхождение «ножниц», достигшее наибольшего развития осенью 1923 г. и обусловившее резкий кризис сбыта, подчеркнуло недостаточность принимав¬шихся до того времени мер. Была остро осознана необходимость более действительного вмешательства в торговый оборот с расширением полномочий регулирующих органов. Это положение было подтверждено заметным успехом быстро проведенной Комвнуторгом кампании снижения цен с некоторым превышением предоставленных ему правомочий. Для улучшения мероприятий и их распространения на всю торговлю требовалась реорганизация всего аппарата регулирования с приданием ему надлежащего авторитета и санкционированием соответственных прав воздействия не только на цены госпромышленности, но и на весь товарооборот на всех его ступенях.

      Вопрос был поставлен в партийных центрах и правительственных кругах; первоначально было решено усилить Комвнуторг, подтвердив его мероприятия в области регулирования цен.

      Затем, после намечения вариантов слияния Комвнуторгов то с ВСНХ, то с Н. К. Внешторгом было признано необходимым создание Наркомвнуторга путём об'единения аппаратов Комвнуторга и Наркомпрода. Основы организации Наркомата были разработаны в декабре 1923 г., рассмотрены в совещании местных Комвнуторгов 11 января 1924 г. и окончательно утверждены СНК в виде Положения о Народном Комиссариате Внутренней Торговли СССР.

      Положением предоставлены Наркомвнуторгу задачи не только чистого регулирования, но и оперативного, с передачей Наркомату таких оперативных торговых органов, управляя непосредственно которыми Комиссариат мог бы через них коммерчески воздействовать на рыночные взаимоотношения и на рынок в целом.

 

 

ИНСТИТУТЫ, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ ТОРГОВОМУ ОБОРОТУ (биржи, ярмарки и проч.)

 

       Первыми шагами КВТ при СТО было создание таких учреждений, с помощью которых можно было чутко и своевременно уливливать и определять рыночную конъюнктуру. Без такого аппарата начинать регулятивную кампанию в сколько-нибудь значительном размере было бы делом явно безнадежным и даже вредным. Итоги 22—23 года в этом вопросе знаменуются большими достижениями. Для примера остановимся на товарных биржах.

       Биржи на торговый оборот имели, несомненно, большое влияние. При их помощи восстанавливались утерянные рыночные связи и создавались новые, строился в одно целое совершенно разрушенный в эпоху военного коммунизма товарный рынок, образовывалась так называемая рыночная цена, укреплялись различные торговые организации, складывались формы торговли, определялась и устанавливалась рыночная конъюнктура и т. п.

       Товарные биржи — основные щупальцы рынка. 1922—23 операционный год является для них преимущественно организационным периодом. Если в октябре 1922 года мы имели зарегистрированных в Комвнуторге 53 товарных биржи, то на 1-е октября 1923 года число бирж составляет 85; но дело не столько в количестве бирж, сколько в их значительном качественном улучшении за этот one тельст рационный год, которое прежде всего характеризуется увеличением биржевых оборотов. Наиболее эффектные результаты мы имеем по Московской товарной бирже, где биржевой оборот в течение 22—23 года увеличился более, чем в 11 раз.

       Аналогичная картина наблюдается также и по отчетным данным провинциальных бирж. Там рост оборота в период январь—сентябрь 1923 года определяется в среднем около 4 раз. Однако, показатели роста оборотов отдельных очеви бирж различны и колеблются в покагателях увеличения оборота до 17 раз.

       Качественное улучшение работы бирж подтверждается также увеличением числа членов и постоянных посетителей. Наряду с этим наблюдается непрерывное укрупнение биржевых сделок, что свидетельствует также о том, что весь крупнооптовый торг преимущественно концентрируется на биржах. Удельный вес бирж по оборотам лучше всего определяется сопоставлением с данными по общим оборотам тяготеющих к ним районов. К сожалению, эти данные имеются лишь по отдельным районам, но в общем для большинства бирж они типичны и показательны. Наибольшее значение из всех бирж, несомненно, имеет Московская, обороты которой составляют не менее 85% от всей оптовой торговли Московского рынка. Данные по крупнейшим провинциальным биржам (Ленинград, Киев, Харьков, Ростов-на-Дону, Краснодар, Свердловск и др.) свидетельствуют о том, что оптовый оборот, совершающийся на них, составляет не менее 50% от всего оптового торга в их районах. Другие, более мелкие, провинциальные биржи таких достижений еще не имеют, однако, неизменно прогрессируют к этому. Таким, образом, совершенно очевидно, что в период 22—23 года биржи приобрели громадное значение.

       Вместе с тем надлежит отметить ряд чрезвычайно существенных изменений, происшедших в самой их организации. Если в начале года такие части их аппарата, как котировальные комиссии, маклериат, арбитражные комиссии и прочие находились лишь в самом зачаточном состоянии, то к началу 24 года по большинству бирж эти части аппарата действуют уже в совершенно развернутом виде, и если котировальные цены большинства провинциальных бирж к началу 22—23 года почти на рынок не оказывали никакого влияния, то к началу 24 года они для рынка являются основным ориентировочным материалом. И только неустойчивость денежной валюты, случайные моменты в кредитной политике и другие неслаженные стороны народного хозяйства лишают их возможности играть роль твёрдых и устойчивых показателей.

       В структуре биржевых аппаратов нужно особенно отметить почкование отделов по некоторым рыночным отраслям, в частности, хлебных отделов, мясных, сырьевых и проч. Надо сказать, что наши биржи в начале создавались по об'ектам торга, преимущественно, как универсальные. Это мешало им приобрести достаточно авторитетную роль. Выделение специальных отделов в значительной мере содейтвовало укреплению этого авторитета, вследствие нпиболее полного охвата этими отделами соответствующей рыночной отрасли, наиболее полного отражения всех происходящих видоизменений на данном рынке, наиболее внимательного отношения к нуждам торговли данной отрасли и т.п. В настоящее время большинство бирж строит свою работу или методом выделения специальных отделов в зависимости; от рода доминирующего на них товара или целиком ориентируется на ту или иную отрасль рынка (примерно, биржи хлебные — Рыбинская, Елецкая, Борисоглебская и др.).

       Было бы, однако, ошибочно предполагать, что отмеченный выше рост товарных бирж является исключительно результатом стихийно складывающихся на рынке обстоятельств. Наоборот, именно в отношении этого института правительство осуществило больше всего практических мероприятий по его организации, развитию и укреплению. Начиная с основного закона, принятого СТО 23 августа 1922 года, которым чётко формулированы задачи и значение, правительство издаёт ряд постановлений, обеспечивающих правильное развитие биржевого аппарата. Особенно заслуживает быть отмеченным постановление СТО от 1-го сентября об обязательной регистрации госорганами своих внебиржевых сделок. Надо сказать, что к моменту издания этого постановления госорганы не особенно охотно проводили свои сделки через биржевой аппарат. Отчётные показатели иллюстрировали в то время соотношение биржевых оборотов с общими оборотами по районам весьма ничтожными цифрами. Отсюда было совершенно очевидно, что предоставлять рост бирж стихийному стечению обстоятельств не целесообразно, особенно поскольку с биржами связывались такие задачи, как содействие развитию и укреплению рынка, образование цены и, особенно, выявление рынка в качестве основного конъюнктурного показателя. Постановление от 1-го сентября является наиболее характерным регулятивно-организационным мероприятием, которое должно было содействовать быстрому развертыванию биржевого аппарата и приобретению им достаточного для ожидаемых от него результатов значения. И надо сказать, что результаты не преминули сказаться. Уже к 1-му января 1923 года многие биржи на рынке стали играть очень заметную роль. В связи с этим с уверенностью можно сказать, что с точки зрения определения рыночной конъюнктуры в лице биржевого аппарата, мы имеем достаточно чуткий барометр своевременно и подробно ставящий всех и зависимость о том, что происходит на рынке. С января 1924 года и особенно в период проведения денежной реформы, на товарные биржи возложена новая и чрезвычайно ответственная задача. Но мере того, как развёртывается активное воздействие рынок со стороны регулирующих органов, все настойчивее и настойчивее выдвигается необходимость своевременной проверки результатов применения на практике регулирующих мероприятий. В этом отношении биржи приобретают исключительное значение. Материал, которым характеризуется торговый оборот в каждый данный момент, поступает в биржевой аппарат самотёком, как бы автоматически. По этому материалу легче всего можно судить о том, как регулятивные мероприятия отражаются в торговом обороте. Особенно богатый материал у бирж есть в области регулирования цен. Котировальные комиссии достаточно внимательно изучают все условия совершаемых на рынке сделок, и им ничего не стоит фиксировать своё особое внимание на моменте правительственного регулирования цен.

 

 

ТОРГОВЫЕ ПАЛАТЫ

 

     В числе торговых институтов, подведомственных Комвнуторгу при СТО, нужно отметить также Торговые Палаты, выполняющие крупную работу в области содействия торговому обороту.

       В начале 1923 года была организована Российско-Восточная Торговая Палата, которая поставила своей задачей установление связи между нашими торгующими организациями, с одной стороны, и между купцами восточных стран, с которыми у нас устанавливаются экономические взаимоотношения. РВТП эту основную свою миссию за минувший год начала выполнять с полным успехом и продолжает эту работу укреплять и расширять. Возрождение нашего хозяйства и усиление общего экономического положения Союза отразились на деятельности Палаты. В последнее время крупнейшие отрасли нашей торговли и промышленности, особенно текстильная, сахарная, керосиновая, силикатная, спичечная и др., концентрируют свою деятельность по установлению сношений с восточными странами в Российско-Восточной Торговой Палате.

       Крупное значение для развития торговото оборота, главным образом, для северо-западной области, имела учреждённая в Ленинграде Северо-Западная Торговая Палата, имеющая почти о-лыиюю давность. Эта Палата была рассчитана на весьма широкие функции и в начале не только сосредоточивала в себе, обычные функции Торговой Палаты, но и включала в себя Биржу. Больше того, эта же Палата начала выполнять функции государственного аппарата регулирования торговли, и лишь год тому назад были выделены из этой Палаты как Биржа, так, равным образом, и Областной Комвнуторг. Но Ленинградская Торговая Палата продолжает выполнять свою весьма серьёзную задачу содействия организации торговли и изучения оборотов северо-8ападной области. Особенную ценность и приобрела эта Палата вследствие своего портового положения, для коммерческих сношений с иностранными купцами, посещающими наш порт.

 

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН

 

       Рыночная цена каждого промышленного товара является производной величиной, прежде всего, от его производственной стоимости, которая, в свою очередь, зависит от стоимости сырья и других материалов производства, от зарплаты, а также от самих условий производства (производительность труда, нагрузка, состояние машин и оборудования и т. д.). Далее, в состав ценообразующих факторов входит транспорт с его тарифами, налоги и акциз, стоимость кредита, торговые накладные расходы и торговая прибыль. Появляясь на рынке товар далее в свою цену принимает результаты влияния спроса и предложения, не а также влияние состояния этого рынка (товарность, ёмкость, товарооборот), кредитной политики и денежного обращения.

       Государственное регулирование цен, если брать это понятие в исчерпывающем его содержании, есть регулирование всех перечисленных выше факторов в том направлении, которое государство находит необходимым. Регулирование цен разбивается на две области. Первая заключает в себе мероприятия по регулированию всех факторов, образующих стоимость товара до вступления его в рыночный оборот (производственная стоимость со всеми её элементами, акцизы, налоги, торговые расходы, прибыль). Вторая — мероприятия по регулированию цены товара уже в процессе его рыночного обращения. Вторая группа мероприятий также разбивается на два раздела: установление цен и оперативное воздействие на цены.

       Какими фактами была вызвана необходимость государственного регулирования цен (Комиссия цен КВТ — в сентябре — октябре 1922 г.)?

       Наиболее тревожным моментом признавался в то время самый факт роста цен, независимо от того, в какой области имеет место этот рост: в нромышленносги или сельском хозяйстве, причём к вопросу подходили с точки зрения придания устойчивости бумажному рублю. В течение летних месяцев 1922 г. бумажный рубль пережил небывалую, довольно длительную эпоху стабилизации и стационарности, благодаря остановившемуся росту цен на товары, в особенности сельско-хозяйственного происхождения, и начавшийся подъём цен промышленных изделий грозил вновь подвергнуть советский рубль старым испытаниям тем более, что вслед за повышением промышленных цен, совершенно неожиданно в августе—сентябре (чего не было даже в голодные годы), начался рост цен также и на рожь. Причину последнего явления склонны были считать тогда как ответна поднятие цен промышленности, а также как все предшествующие годы на арене ценностных соотношений неограниченно господствовали продукты сельского хозяйства, возникали опасения за возможность возвращения условий предыдущих годов. Поэтому, в центре проблемы цен этого периода стоял вопрос о борьбе со всякими повышениями, откуда бы они не исходили, от сельского хозяйства или промышленности, в целях придания устойчивости бумажному рублю. Эта точка зрения находит подтверждение в формулировке положения и задач Комиссий цен (пост. СТО от 6 октября 1922 г. пр. № 356), и этим же объясняется введение хлебных продуктов в число первых, подлежащих регулированию.

       В течение периода сентябрь 1922 г. — сентябрь 1923 г. внимание регулирующих органов было направлено в довольно ограниченную область всей проблемы регулирования цен, а именно — почти исключительно в сторону возможно точного установления производственной себестоимости наиболее рыночных промышленных изделий (текстиль, сахар, соль), выяснения мероприятий, необходимых для понижения этой себестоимости и установления отпускных цен государственных трестов соответствующих отраслей промышленности, в границах, не выходящих за пределы восстановительных цен.

       Основной целью такой политики (принимая во внимание, что работа Комиссии цен явилась первым опытом в данной области и требовала чрезвычайно осторожного подхода) являлось воздействовать наиболее безболезненным экономическим путём на основной источник цен — оптовые цены госпромышленности — и тем самым достигнуть и другие цели — подведения здоровой базы под все производные цены, в том числе и рознично-рыночные.

       Наиболее целесообразным и, как казалось, ближе всего ведущим к цели являлось воздействие на ценообразующие факторы промышленных товаров, производство которых находилось в руках государства, и, в первую очередь, тех из этих товаров, цены которых являлись определяющими для общего уровня рыночных цен (соль, сахар, мануфактура).

       Во второй половине 1922—23 г. в ценообразующих факторах произошли новые, весьма серьёзные изменения, поставившие ряд новых вопросов в деле регулирования цен промышленных и сельско-хозяйственных продуктов. Оставалось в силе от предыдущего периода влияние на рост цен промышленных товаров излишних накладных расходов, недостаточной производительности труда и излишних расходов сырья и топлива. В то же время все более выдвигается влияние на рост цен промышленных изделий возрастание цен сырья, которое до известных пределов должно рассматриваться с общей народно-хозяйственной точки зрения, как явление положительное.

       Как расценить итоги первого периода в практике государственного регулирования цен (до осени 1923 г.)? Главное их значение — в уяснении, тех путей, которыми нужно идти, чтобы достигнуть действительно реальных результатов. Год опытной работы помог чёткой постановке вопроса. И было изжито много необоснованных иллюзий в этой области.

       Одновременно были достигнуты и некоторые практические результаты: по ситцу сокращены накладные расходы, и поставлена на правильную основу расценка русского хлопка. Ряд необоснованных повышений ВТС был сокращён. По соли также было достигнуто очень значительное сокращение расходов синдиката, за счёт которых да еще с значительной прибавкой был увеличен акциз. Цену сахара в период, когда у Сахаротреста имелись достаточные запасы, удалось удержать на одном уровне.

       С октября 1923 г. течёт второй период по государственному регулированию цен. Значение проблемы регулирования, в результате кризиса, было остро осознано и вместе с этим оказалось возможным поставить вопрос о регулировании в надлежащую плоскость.

       В настоящее время постепенно развёртывается работа по регулированию всех факторов, влияющих на цену товара. Теперь уже не только теоретически, но практически можно наметить и оценить методы разных моментов регулирования цен.

       Итоги регулирования идут в двух направлениях.
       Первое — изменения, произведенные в ценообразующих факторах и обусловившие изменение отпускной цены.
       Второе — результаты регулирования, выявившиеся на рынке.
      Изменения в ценобразующих факторах могут быть проанализированы путём сравнения элементов калькуляции до снижения и после снижения, рыночные результаты — анализом движения рыночных цен на регулируемые товары.
      В течение указанных четырех месяцев Комиссия цен КВТ рассматривала калькуляции следующих промышленных изделий: хлопчато-бумажных тканей, льняных тканей, мешков льняных и джутовых, грубошерстных тканей, соли, сахарного песка, сахара-рафинада, керосина, галош, оконного стекла и стеклянной и фаянсово-фарфоровой посуды, сельско-хозяйственных машин.
 
 
 
 

ОПЕРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 
 
Компетенция и сумма предоставленных прав заставила Комвнуторг главное внимание сосредоточить на регулировании цен путём установления предельных цен на разных ступенях товарного оборота. Методом оперативного регулировашшя рынка Комвнуторг стал пользоваться в течение последнего периода. В течение 1922—23 операционного года оперативное вмешательство остро понадобилось, главным образом, в области регулирования хлебных цен в крупных городах и рабочих центрах: Москве, Ленинграде и Иваново-Вознесенске. В течение этого периода в указанных пунктах несколько раз намечалась упорная тенденция к росту цен на хлебные продукты, совершенно не соответствующая тенденция за¬готовительного рынка и являющаяся следствием недостаточного снабжения по¬требляющих районов хлебом. Комвнуторг, совместно с Наркомпродом и хлебо¬заготовительными организациями, выработал шаи завоза хлеба в крупные ра¬бочие центры. Проведение этого плана в жизнь дало нужный эффект.

 

       Аналогичное вмешательство в снабжение рынка понадобилось в летние месяцы 1923 г., когда обнаружился сильный подъём цен на сахар, обусловленный отсутствием сахара у Сахаротреста. Для ликвидации сахарного голода, Комвнуторг считал целесообразным ввоз сахара из-за границы; но в виду тсго, что контроль и план ввоза не входят в компетенцию Комвнуторга, эта мера не дала заметных результатов на внутреннем рынке, так как ввоз сахара фактически запоздал. Для избежания перебоев в снабжении населения сахаром в 1923-24 году, Комвнуторг предложил Сахаротресту составить торговый план, который затем был рассмотрен и утвержден Комвнуторгом. По этому плану снабжение сахаром отдельных районов в течение 1923—24 года было обеспечено без опасения за возможность неожиданных перебоев.

       Наконец, с января 1924 года Комвнуторгом предпринят целый ряд мер по оперативному регулированию розничного рынка соли, сахара, керосина и мануфактуры, в связи с кампанией по снижению цен. В этих видах, совместно с соответствующими хозяйственными организациями, был составлен и рассмотрен план снабжения Москвы этими товарами. Что касается провинциального рынка, то главным препятствием для своевременного влияния на него путём оперативного вмешательства являлось отсутствие местных регулирующих органов, на обязанности которых лежало бы наблюдение за местным оборотом и выработка необходимых мероприятий по его оздоровлению. Однако, по мере роста и укрепления местных Комвнуторгов, это обстоятельство начинает изживаться и в течение последних месяцев по запросам местных Комвнуторгов был принят ряд мер по снабжению отдельных областей товарами первой необходимости (солью, сахаром, керосином, мануфактурой) через Сахаротрест, Солесиндикат, Нефтесиндикат и Всероссийский Текстильный Синдикат. Соответствующие запросы были получены из Белоруссии, Украины, Сибири, Урала, Ленинграда, Курска, Тулы и др. городов.

       С декабря месяца 1923 г. Комвнуторгом при СТО начата работа по оперативному воздействию на заготовительный сырьевой рынок.

       Чрезмерное число взаимно конкурирующих государственных и кооперативных организаций на сырьевом рынке, неправильное и неравномерное кредитование— создали в 1923—24 году ажиотаж и резкое из месяца в месяц повышение цен на сырьё.

       В целях упорядочения сырьевого рынка, Комвнуторгом проведено, по соглашению с ВСНХ и НКВТ, ограниченное число государственных заготовительных организаций. По льну допущено к заготовке вместе с кооперацией 5 организаций, по шерсти 2 центральных организации, кооперация и крупнейшие из областных организаций, по кожсырью число организаций также ограничено.

       Эту меру Комвнуторг проводит, однако, как подсобную, в качестве необходимой сопутствующей меры для проведения основных мероприятий по воздействию на цены сырья.

       К данному моменту Комвнуторгом установлены предельные заготовительные цены на лён и навые виды кожсырья. Также установлены обязательные заготовительные цены на все виды шерсти и предельные отпускные цены на шерсть франко-Москва для сдачи госпромышленности.

       Работу по регулированию цен на сырьё Комвнуторг проводит, имея одинаково в поле зрения как необходимость установления возможно низких отпускных цен на сырьё для госпромышленности, так и необходимость установления возможно высоких цен для сельского хозяина—производителя сырья. Это достигается путём проверки и снижения накладных расходов по заготовке и переработке сырья. Политику держания цен на необходимом уровне Наркомвнуторг проводит целиком, опираясь на свои местные органы и на местные биржевые органы. В этих целях было использовано совещание местных КВТ в январе 24 года, во время которого даны руководящие указания лично председателям Губ. КВТ сырьевых районов и совместно с ними намечены пути оперативного воздействия на сырьевой рынок. Таковы в общих чертах достижения в области подготовки и обеспечения активного воздействия со стороны государства на рынок и рыночные взаимоотношения.

       Эти достижения, при наличии вновь созданного Наркомата по внутренней торговле и при том внимании, какое проблеме внутренней торговли отводится в настоящее время, дают возможность программу и методы государственного воздействия на рынок значительно расширить и углубить. Но не только этими достижениями обеспечивается успех такой постановки вопроса. В гораздо большей степени этот успех связан со специфическими особенностями нашей советской экономики, заключающимися в том, что государство на рынке выступает в качестве самого крупного конкурента. Национализированная крупная промышленность, транспорт, финансы и кредитный алшарат значительно содействуют государству в вопросе «овладения рынком».

       В связи со всеми приведёнными соображениями, программа регулирования торговли в настоящее время Наркомвнуторгом намечается в довольно широкой постановке. Однако, основным условием успешного обеспечения этой программы является полная увязка работы и политики Наркомвнуторга с работой и политикой промышленности, транспорта и, особенно, кредитных учреждений. В предстоящем операционном году кредит, несомненно, должен сыграть роль основного рычага в деле регулирования торговли. Вот почему первым требованием со стороны Наркомвнуторга является обеспечение ему и его местным органам полной возможности влияния как на политику, так и на практику наших кредитных учреждений. Опыт истёкшего операционного года с особенной настойчивостью показал, в какой мере от дефектов политики и практики кредитования страдает торговый оборот, и (в какой мере «опросы кредита срывают те или иные регулирующие внутреннюю торговлю мероприятия.

 

Торговая энциклопедия. ВЦСПО. Москва, 1925

Василий Павлович Шеханов (1885-1938)