Манекены

 
 
 
       Манекен — фигура из дерева, папье-маше или гипса в форме человеческого туловища.
 
      По назначению манекены делились на: выставочные, для швейников (портновские) и для художников.
 
 
 
     Манекены предназначаются для показа готовой одежды и головных уборов, относятся к витринно-выставочному инвентарю.
      В конце 90-х годов манекены в СССР производились на единственном свециализированном предприятии, закупленном Министерством торговли СССР в Италии и сооружённом в Литве. Материал - сотовый (гранулированный) полистирол. Об этом напишем позже. А пока о манекенах советских.
 
 
      Манекены бывают неподвижные, подвижные (шарнирные и полушарнирные), манекены-головки и полуманекены.
 
 
 
       Манекены неподвижные употреблялись редко — они устарели ещё в серединепятидесятых годов и были заменены поставками (Витринно-выставочный инвентарь) и полуманекенами.
 
 
      Манекены подвижные (шарнирные и полушарнирные) изготовлялись: мужского типа, женского, детского (мальчиков и девочек школьного и дошкольного возраста).
 
 
 
 
 

Манекен выставочный для показа готовой одежды

 

 
 
 
     Манекен мужской шарнирный № 1 состоял из 12 основных элементов: бюста, торса, плеч, подплечья, кистей рук, ног, основания под манекен, механизма, при помощи которого изменялось положение рук, и устройства для поворота торса. Для жёсткости нижней части туловища и соединения его с основанием применялись стальные трубки диаметром 12—14 мм. Механизм позволял придать всем основным элементам манекена любое положение. Разбирался на пять частей. Манекен окрашивался масляной краской под натуру с приданием поверхности матового оттенка.
 
 
      Манекен женский шарнирный № 1 состоял из 10 основных элементов: бюста, торса, кистей рук, ног, основания под манекен и устройства для поворота рук, кистей и торса; он разбирался на семь частей.
 
 
 
     
 
 
 

Манекен мужской шарнирный

 

 


 

      Манекен мальчика шарнирный № 1 был предназначен для показа верхнего и лёгкого платья мальчика в возрасте 5—6 лет и состоял из восьми основных элементов: торса, рук, нижней части туловища, основания, шарнира для рук и механизма поворота и наклона торса; разбирался на четыре части.

 
     
 
 
 

Манекен мальчика шарнирный

 

 


 

 

      Манекен девочки шарнирный № 1 по конструкции ничем не отличался от манекена мальчика; изменялись только данные по общим габаритам, меркам и весу.

 

      Манекены выставочные использовались для показа не только готовой одежды, но и тканей, которые драпировались на манекене в виде готовой одежды. Манекены должны быть лёгкими, но устойчивыми, разбираться на части в зависимости от назначения, т. к. на манекенах демонстрировались разные части женского туалета — блузки, юбки, пояса, корсажи; из мужского туалета — брюки, пиджаки, верхние сорочки.

 

      Голова у манекена могла быть либо целиком из — папье-маше, либо с париком. На манекенах, сделанных в виде человеческой фигуры, демонстрировали готовое платье обычно с соответствующими товарами. Как правило, за манекенами с образцами товаров устанавливали зеркала. Наиболее эффективен был показ на манекене, части которого монтировались на шарниpax. Такому манекену можно было придать любое положение, что позволяло создать на витринах живые картины. Для удобства обозрения выставок с образцами готовой одежды применялись медленно и непрерывно вращавшиеся манекены, по одному или группами. В качестве двигателей применялись электромоторы.

 
     
 
 
 

Витрина с манекенами

 

 

 

 

 

     Употреблялись также манекены полушарнирные.

 

      
 
 

Манекены полушарнирные

 

 Манекены полушарнирные: а- женский; б - девочки

  

 

 

     Манекены-головки применялись для показа всех видов головных уборов; изготовлялись целиком из папье-маше. Размеры манекенов-головок соответствовали размерам головных уборов.

      
 
 
 

Манекен-головки

 

 Манекен-головка: а - для показа мужских головных уборов; б - для показа женских шляп

 

 

 

     Полуманекены применялись в витринах для показа верхней одежды и лёгкого женского платья, а также блузок, трикотажа, поясов и т.д. Они были легки, портативны и удобны.

 

 
     
 
 
 

Полуманекены

 

 Полуманекены: а — для показа женского белья, 6 — для показа поясов, в — для показа корсетов

   

 

      Полуманекены представляли собой контур верхней части туловища, изготовленный из металлической полоски 20 мм Х 4 мм и укреплённый на металлическом выдвинутом стержне толщиной 8-10 мм. Этот стержень вставлялся в в металлическую трубку диаметром 10-12 мм. Трубка была прикреплена к основанию, внутри которого для устойчивости был положен чугунный и пластинчатый груз. Бюст изготовлялся из двух чашечек, выдавленных из холоднокатаной стальной ленты толщиной 0,3 мм и припаянных к поперечной пластинке, прикреплённой к контуру. Подставка состояла из выдвижного металлического никелированного стержня толщиной 8—10 мм, который вставлялся в трубку, прикреплённую к основанию. К верхнему концу стержня была прикреплена поперечная металлическая пластинка, изготовленная в виде плечика. Полуманекен для блузок и трикотажа изготовлялся также из оргстекла.

 

 

 

Полуманекен для блузок и трикотажа, изготовленный из оргстекла

 

 

 

 

      Шарнирный механизм должен был обеспечивать свободный поворот суставов рук, а деревянный шип, соединяющий нижнюю и верхнюю части туловища, — возможность поворота торса вокруг вертикальной оси до 30°, не изменяя наклона. Манекен не должен был терять своей устойчивости при любом положении рук и повороте торса.

      Маркируются манекены путём отпрессовывания на лицевой горизонтальной плоскости марки изготовителя. С нижней стороны основания наклеивался ярлык предприятия-изготовителя. Обёртывались в мягкую упаковочную бумагу и упаковывались в фанерный ящик.

 

 

      Манекены для швейников (портновские). Эти манекены предназначались для примерки плечевых изделий одежды (пальто, пиджаков, жакетов, платьев и т. д.). Применялись преимущественно в пошивочных мастерских, в ателье и на швейных фабриках. По своим размерам эти манекенах должны были соответствовать измерениям и контурам условнотиповых фигур, принятых в промышленности за эталон.

 

 

 

Манекены для швейников (портновские)

 

Манекены для швейников (портновские): а — универсальный. б — женский, в — мужской

 

 

      Манекены для швейников изготовляли лепным клеевым способом из картона, плотной бумаги или бумажной массы. Проклеенные и высушенные манекены туго обтягивали плотной х.-б. тканью и обшивали без морщин, перекосов и сборок на поверхности. Для обтяжки применяются бязевые ткани. Для придания требуемых форм и облегчения накалывания деталей платья манекены до обтяжки их тканью обкладывали тонким слоем ваты и обтягивают марлей. Покров стачивал по бокам, плечам, серединам спинки и переда. Середины спинки и переда должны были быть расположены строго по нити основы. Шея, выкроенная по нити основы (середина переда), втачивалась по линии горловины. Низ манекена (основание), срез шеи (горловину) и срезы сочленений рук с туловищем (проймы) заделывали деревянными плоскими вкладышами, покрываемыми лаком. Вкладыши основания и горловины должны были иметь отверстия для стержня, расположенные на одной вертикальной линии. Для установки манекенов изготовляли отдельную от него подставку, которая должна была обеспечивать устойчивость манекена и предоставлять возможность регулировать его высоту. Подставка состоит из трёх частей: стойки, трёх или четырёх ножек, соединённых между собой, и стержня, вставленного в стойку. Корпус закреплялся в нужном положении при помощи кольца с винтом, имевшимся на стержне. Высота установки манекенов регулировалась при помощи упорного винта, который находился в верхней части стойки. Высота подставки с поднятым стержнем составляла 165—175 см. Подставки бывали деревянные — из берёзы, липы или осины (склеенные и покрытые лаком) — или металлические (стержень и стойка из труб) крашеные. Манекен должен был свободно поворачиваться на стержне. 

      Манекены для швейников изготовлялись: мужские — размеров 44—58, женские — размеров 44—58, для мальчиков школьного возраста — размеров 32—42, для девочек школьного возраста — размеров 32—42 и для детей дошкольного возраста — размеров 24—30. 

      В зависимости от принятых в промышленности эталонов условнотиповых фигур манекенов могли изготовляться нескольких типов по телосложению в одном размере, отличающихся друг от друга величиной обхвата талии, бёдер, ширины спины, ширины груди, положением корпуса и другими измерениями.

       Помимо манекенов постоянных размеров, имелись раздвижные манекены, которые можно было использовать на 4—6 размеров, раздвигая или сдвигая их вращением рукоятки и червячного винта.

 

 

       Манекены для художников. Эти манекены изготовлялись из дерева или папье-маше; их части были соединены таким образом, что обеспечивало все движения, соответствующие живой модели. Эти манекены служили вспомогательным пособием для художественных учебных заведений, а также для индивидуального пользования художником и скульптором в их мастерских. Манекены для художников состояли из следующих частей: головы, грудной клетки, плечевых и локтевых частей, кистей, таза, бедренных и коленных частей. Тазовые, плечевые, локтевые, бедренные, коленные части изготовлялись из древесины хвойных пород; пальцы и кисти рук — из древесины лиственных пород; голова и грудная клетка — из папье-маше. Деревянные части делались из морёного дерева, покрывались воском; части, изготовленные из папье-маше, шпаклевались и окрашивались. Все части соединялись между собой шарнирами, пружинами и винтами, могли перемещаться в любом направлении и закрепляться неподвижно при помощи крючков и шпилек. Таким образом, манекену могла быть придана стабильная поза. Манекен крепился на чугунную крестообразную подставку, которая должна была давать возможность менять положение всего манекена и ставить его в вертикальное или наклонное положение. При помощи ключа и отвёртки сочленения могли быть ослаблены или закреплены.

 

      Литовско-Советско-Австрийское предприятие / Joynt Venture "International Display Works" Манекены для художников поступали в продажу в чехле из дерматина. При отправке по железной дороге упаковывались в фанерные ящики. На штатив накладывался штамп ОТК с указанием сорта изделия, наименования изготовителя.

 

       Манекены должны храниться в сухом тёплом помещении и не подвергаться резким изменениям температуры.

 

       Выпускались по ТУ Художественного фонда СССР.

 

 

 

Манекены АО "Союзреклама"

 

 

 

        Манекены выпускались АО "Союзреклама" (1990 год) на базе Литовского рекламного производственного предприятия (Вильнюс). Технология производства итальянской фирмы "Ла Роза". Манекены из ударопрочного полистирола. В начале 90-х эти манекены пользовались большим спросом в СССР и России.

 

 

 

Манекены АО "Союзреклама"

 

 

 

Витринно-выставочный инвентарь

Витрины

 

Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме