Механизмы для погрузочно-разгрузочных работ в торговых предприятиях

 

 

      Механизмы для погрузочно-разгрузочных работ в торговых предприятиях — погрузочно-разгрузочные машины, разделяются на машины и устройства прерывного и непрерывного действия.

 

      Наибольшее распространение получили машины и устройства прерывногодействия, т. е. такие, которые сами перемещаются вместе с перемещаемым грузом и возвращаются обратно для приёма очередной партии груза.

 

 

 

 

Лучшему грузчику за высокие показатели с социалистическом соревновании

 

 

 

 

 

      Машины непрерывного действия сами не перемещаются, имеющиеся у них рабочие части находятся в непрерывном движении и не останавливаются для захвата груза или освобождения от него.

 

     К машинам и устройствам прерывного действия относятся: тележки, погрузчики, штабелеукладчики, тельферы, подъёмники, краны, лебёдки.

 

      К машинам и устройствам непрерывного действия — различные конвейеры: ленточные, пластинчатые, роликовые и спиральные спуски.

      По виду привода погрузочно-разгрузочные устройства делятся на ручные (тележки), гравитационные (рольганги, спуски), устройства, на которых груз перемещается скольжением под действием собственного веса, и с механическим двигателем (механические тележки, подъёмники). Двигатель может быть электрический или внутреннего сгорания. При выборе средств механизации наряду с характером груза, его размером и условиями для выполнения погрузочно-разгрузочных работ необходимо учитывать также коэффициент полезного действия машины, расход энергии на единицу груза (тонны, штуки), безопасность для обслуживающего персонала, удобства работы на машине и ухода за нею, сохранность перерабатываемых грузов, габариты и вес машины.

 

     Погрузочно-разгрузочные машины и устройства по конструктивным и эксплуатационным особенностям в период Советского Союза разделялись на: простейшие приспособления для горизонтального перемещения грузов, простейшие приспособления для вертикального и наклонного перемещения грузов, тележки, подъёмники, механические погрузчики и конвейеры.

 

 

 

 

Простейшие приспособления для горизонтального перемещения грузов

 
 
 
 
      Роликовый лом — для перемещения тяжёлых грузов по гладкой поверхности, имело на конце откованную лопаточку, в пятке которой пропущена неподвижная ось. На ось с двух сторон пятки насаживались ролики. Для приёма груза лопаточка одного лома подводилась под середину ящика, при этом лом занимал вертикальное положение. При отклонении вниз рукоятки лома одна сторона ящика несколько приподнималась от пола, что давало возможность подвести под ящик два лома. Тремя роликовыми ломами ящик, приподнятый на высоту до 100 мм, перемещался со скоростью до 50 м в минуту. При помощи роликовых ломов можно было перемещать контейнеры и другие тяжёлые ящики.

 

 

Роликовый лом

 

Роликовый лом: а - вид спереди; б - вид сбоку; в - вид всерху

 
 
 

 

 

Перемещение груза при помощи роликового лома

 

 

 

 

 
      Тележка двухколёсная «Медведка» — для перемещения ящиков, бочек, мешков, кип; состояла из деревянной или металлической сварной рамы, установленной на литые или штампованные колёса. Для мягкости хода колёса устанавливались на шарикоподшипниках, для бесшумности хода колёса могли быть покрыты резиной. В передней части тележки укреплялся металлический козырёк, служащий для захвата груза. Загрузку тележки можно было значительно облегчить, снабдив её обручем или цепочкой с крючком.

 

 

 

Двухколёсная тележка "Медведка"

 

 
 
 
 

 

"Медведка" приводится в положение для передвижения груза

 

 

 

 

     При загрузке «Медведкa» подводилась своим козырьком под груз, обруч или цепочка накидывались на край груза; затем нажимом ноги на распорку и рук на рукоятку тележка вместе с грузом приводилась в положение для перевозки. На тележку можно было одновременно нагрузить несколько ящиков, поставленных в штабель. Для этого козырёк «Медведки» подводился под нижний ящик; при наклонении тележки в положение для перевозки ящики (или тюки) тележка «Медведка» опрокидывалась на тележку и укладывалась на её раме. 

 

 

 

Перевозка груза на "Медведке" с удлиннённым козырьком

 

 

 

 

     Для облегчения перевозки груз должен был быть так уложен, чтобы основная его тяжесть приходилась на оси колёс. При перевозке лёгких грузов, например обоев, на козырёк тележки укреплялась насадка, удлиняющая козырёк и позволявшая увеличить количество нагружаемого товара. Размах ручек тележки не должен был превышать 700 мм. «Медведки» могли иметь дополнительное третье опорное колесо, дававшее возможность остановить тележку, выпустить из рук рукоятки, не опуская их к полу.
 
 
 
     Тележки трёх- и четырёхколесные устраивались со стенками (передней и задней) или с боковыми ограждениями. Рама тележки была металлическая — из углового железа или трубок. Укреплённый на раме настил мог быть деревянным или из металлического листа. Вес тележек грузоподъёмностью до 1 т 150—200 кг. Колёса тележек монтировались на шарикоподшипниках, но крепиться могли по-разному: а) трёх-колёсная тележка — два задних колеса насажены жестко на одной оси, прикреплённой к раме, переднее колесо свободно вращается на рояльной вилке; б) четырёхколёсная тележка — два задних колеса посажены жёстко на одной оси, прикреплённой к раме, два передних — посажены на оси, прикреплённой к шкворне, и могут вращаться; в) другой тип четырёхколёсной тележки — два средних колеса посажены жёстко, а два торцовых колёса вращались на рояльных вилках, поворачивающихся вокруг вертикальной оси.
 
 
 
     Заводы промышленности выпускали тележки следующих типов:
 
а) тележку ТГ-100, предназначенную для перемещения различных грузов в складских помещениях. Тележка состояла из рамы с настилом, ходовой части и ручек, привёрнутых к раме болтами. Колёса были смонтированы на подшипниках качения и покрыты резиной. Грузоподъёмность тележки составляла 1000 кг. Габариты (в мм): длина 1700, ширмна 900—1000, высота 790, высота до настила 420; вес 212 кг;
б) тележку ТГ-400 — для перевозки в плодоовощных предприятиях и предприятиях общественного питания картофеля и корнеплодов в таре. Грузоподъёмность тележки 350—400 кг. Габариты (в мм): длина 1100, ширина 800, высота 1000; вес 54 кг;
в) тележку ТГ-200 - для перевозки в плодоовощных предприятиях и предприятиях общественного питания капусты в кочанах. Грузоподъёмность тележки составляла 200 кг. Габариты (в мм): длина 1100, ширина 840, высота 1000; вес 70 кг;
г) тележку ТГ-130 — для перевозки товаров весом до 130 кг. Тележка представляла собой металлическую прямоугольную платформу, установленную на оси с двумя колесами. Габариты (в мм): длина 1019, ширина 575, высота 860; вес 26 кг;
д) тележку ТГ-100 — для перевозки товаров весом до 100 кг. Платформа тележки была деревянная. Ходовая часть состояла из четырёх колёс с резиновым ходом, смонтированных на раме. Передние два колеса были поворотные. Габариты (в мм): длина с откидной ручкой 1600, высота 115. Размер платформы 580 X 450 мм; вес 11 кг.
 
 
 
 
 
 

 

Трёхколёсная тележка (справа вид впереди)

 

 

 

 

 

Четырёхколёсная тележка

 


 

 

Тележка грузовая ТГ-1000

 

 

 

 

 

Тележка грузовая ТГ-400

 

 

 

 

 

Тележка грузовая ТГ-130

 

 

 

 

 

Ручной тягач к прицепным столикам-тележкам

 

Ручной тягач к прицепным столикам тележкам: 1 - педаль; 2 - рычаг для освобождения штыря; 3 - тяговый штырь; 4 - стакан тягача

 

 

      Тягач с прицепными столиками-тележками предназначался для перемещения товаров, уложенных на специальных столиках тележках, заменяющих подтоварники. Особенность применения ручных тягачей заключалась в том, что погрузочно-разгрузочные операции и подготовка грузовых столиков к перемещению товаров могли производиться независимо от тягача. Это обстоятельство и определяло особую целесообразность применения тягачей на оптовых базах, фасовочных фабриках, где на столиках можно было заранее подготовить товар для перемещения. Один тягач мог заменить 3—4 ручные тележки и обслужить 30—40 грузовых столиков. Для перевозки нагруженного столика тягач подводился под тележку и нажимом специальной педали стакан тягача надевался на тяговый штырь столика-тележки. При опускании рукоятки тележка несколько приподнималась и её можно было передвигать. Освобождение штыря производилось нажимом ноги на специальный рычаг. 

 

 

 

Прицепной столик-тележка

 

 


 

 

Простейшие приспособления и устройства для наклонного и вертикального перемещения грузов

 
 
 
 
     Передвижной наклонный грузоподъёмник — для разгрузки или погрузки на автомашину тяжёлых грузов. 

 

 

 

Передвижной наклонный грузоподъёмник

 

 

 

 

     Передвижной наклонный грузоподъёмник представлял собой металлическую ферму, установленную на колёсах. Для устойчивости колеса грузоподъёмника при помощи рычажного приспособления приподнимались, при этом верхняя часть фермы опускалась на платформу автомобиля. Груз укладывался на тележку, которая передвигалась по направляющим при помощи ручной лебёдки и стального троса. Габаритные размеры подъемника (в мм): длина 4390, ширина 660, ширина с рукоятками 2050, высота 1400. Грузоподъёмность 1000 кг. Усилие, потребное на каждую из двух рукояток, 12 кг. Время, затрачиваемое на подъём пли спуск груза, 30 секунд. Вес 310 кг

 

 

 

Бочкоподъёмник

 

 
 
 
 
 
     Бочкоподъёмник — для разгрузки вагонов и автомобилей. Корпус бочкоподъемника имел П-образную форму (вид сверху) и был установлен на колёсах. В верхней части корпуса, с передней его стороны, имелся вращающийся вал, на котором были укреплены захваты для бочек и зубчатый сектор, соединённый через двойную передачу с рукояткой. При вращении рукоятки захваты, на которые предварительно накатывалась бочка, опускались до уровня земли, после чего бочка скатывалась. К бочкоподъёмнику мог быть приспособлен электропривод.

 

 

 

 

Пандус

 

 

 

 

      Пандус — наклонный спуск прямоугольного сечени для спуска грузов (бочек, ящиков, мешков, кулей) в подвальные помещения. В нижней части пандуса устраивался приёмный столик. Пандусы делались деревянными; для предупреждения быстрого износа и уменьшения трения могли обшиваться листовой сталью. Длина и угол наклона пандусов зависила от высоты помещения и размеров места для его установки. Наиболее распространённые углы наклона в пределах 25—45°. Для опускания грузов с большой высоты в помещениях (складе, магазине), где отсутствует место для установки наклонных спускных лотков (пандусов), применялся винтовой спуск. Для вертикального перемещения грузов — подъёма и спуска — применялись краны, в частности кран-укосина. 

 

 

 

 

Механические тележки

 
 
 
     Предназначаются для перевозки грузов на складах и по территории грузового двора. В зависимости от характера привода разделялись на аккумуляторные, автотележки (с двигателями внутреннего сгорания) и троллейные.
 
 
 
     Аккумуляторные тележки, получившие наибольшее распространение в торговых предпрятиях, по конструкции бывали с высокой, подъёмной, или низкой, неподъёмной платформой. Тележки с подъёмной платформой имели специальный гидравлический механизм, способный поднять платформу с грузом на высоту до 2 м. При помощи таких тележек товары могли быть уложены в штабель. Некоторые тележки предназначались для перемещения груза, уложенного на специальных столиках; в этих случаях платформа поднималась на 180—200 мм.
 
 
     Тележки с подъёмными платформами имели преимущества по сравнению с обыкновенными тележками, т. к. исключались внутрискладские операции по перегрузке и укладыванию грузов в штабеля. Применение механических тележек вызывало необходимость в некотором увеличении складской площади — для их проезда и разворота. Аккумуляторные тележки выпускались следующих типов: ЭК-1, ЭК-2, ЭК-2П.
 
 

 

 

 

Платформа аккумуляторной тележки подводится под загрузочный столик

 

 

 

 

     Аккумуляторная тележка ЭК-2П была предназначена для перевозки грузов, предварительно уложенных на столики. Тележка состояла из рамы с подъёмной платформой, переднего моста с редуктором, дифференциалом и ведущими колесами задней оси с управляемыми колёсами, тормоза, аккумуляторной батареи, контроллера, рулевого управления и механизма подъёма платформы. Для передвижения, тележки применялся электродвигатель мощностью 2,8 квт, а для подъёма платформы — мощностью 1 квт.

 

 

 

Аккумуляторная тележка ЭК-2П

 

 

 

 

     Автотележки отличались от аккумуляторных тем, что приводились в движение двигателем внутреннего сгорания.

 

     Троллейные тележки получали питание от подвесной контактной линии.

 

 

 

     Подъёмники в торговых предприятиях применялись следующих видов: штабелеукладчики, наклонные подъёмники с площадкой и клетьевые подъёмники — грузовые лифты.

 

 

 

 

Штабелеукладчик

 

 

 

 

      Штабелеукладчик — для подъёма ящиков, мешков, бочек, кулей при укладке в штабель высотой до 2,5 м и при съёма со штабеля. Штабелеукладчики бывали с ручным или с электрическим приводом; монтировался на раме, устанавлеваемой на колёсах, что давало возможность перемещать его внутри склада. Некоторые штабелеукладчики были снабжены механизмом для сталкивания груза с грузовой платформы.

 

 

 

 

Наклонный подъёмник с ручной тележкой

 

 

 

 

     Наклонный подъёмник — усовершенствованная разновидность пандуса; позволяет не только опускать товары в подвальные помещения, но и поднимать их. Наклонный подъёмник представлял собой металлические балки, установленные наклонно к первому этажу, служащие направляющими для специальной подъёмной тележки. В нижнем положении платформа тележки находилась на одном уровне с полом, для чего в нём устраивалось соответствующее углубление. Тележка поднималась и опускалась при помощи троса и ручной лебёдки. Лебёдка могла быть у становлена на первом этаже или в подвале. Вместо лебёдки мог быть применён электрический тельфер. Грузоподъёмность наклонных подъёмников 200, 500, 1200 кг. Угол наклона соответственно 30, 40, 45°. Скорость подъёма первых двух подъёмников 0,3 м/сек, последнего — 0,26 м/сек.

 

 

 

 

Наклонный подъёмник с электрическим тельфером

 

 

 

 

 

 

Клетьевой подъёмник

 

 

 

 

     Клетьевые подъёмники периодического действия — для вертикального перемещени я грузов с одного этажа на другой — состояли из клетки (кабины), подвешенной на канатах и передвигающейся в шахте по направляющим рельсам. Подъём клети осуществлялся лебёдкой, устанавливаемой, как правило, на верху шахты. Для уменьшения нагрузки лебёдки кабина (а иногда и часть груза) уравновешивается противовесом, который также был подвешен к канатам и перемещался в направляющих. Габаритные размеры и основные технические характеристики клетьевых подъёмников были нормализованы и выбираются по ГОСТ. Технические условия на подъёмники были указаны в ГОСТ 661—41. Клетьевые подъёмники изготовлялись: малой грузоподъёмности — от 50 до 100 кг; нормальной грузоподъёмности — от 250 кг до 10 т. Скорость движения грузовых подъёмников составляла от 0,25 до 1 м/сек. Для остановки клети и удержания её при обрыве канатов устраивались специальные уловители и тормоза. Ими можно было пользоваться для подъёма товара непосредственно к рабочему месту в торговом зале магазина, устраивая для этой цели подприлавочные лифты. 

 

 

 

 

Подприлавочный подъёмник

 

 

 

 

     Подприлавочный лифт ЛМ-30, предназначенный для подъёма груза из подвальных подсобных помещений в торговый зал первого этажа. Грузоподъёмность лифта 100 кг, скорость подъёма 0,25 м/сек, количество остановок 2. Мощность электродвигателя 1 квт. Кабина металлическая размером (в мм) 650 X 900 X 550. Шахта цельнометаллическая, разборная, состоящая из трёх секций. Лифты изготовлялись в трёх вариантах: 1) нижняя и верхняя секции шахты непроходные с односторонним расположением дверей; 2) одна секция шахты проходная, вторая — непроходная. Проходная секция (с двусторонним расположением дверей) имела дополнительный приставной портал с соответствующим блокировочным устройством; 3) нижняя и верхняя секции шахты проходные, имели два дополнительных приставных портала и мегафонную установку.

 

 

 

      Механические погрузчики — для выгрузки и погрузки различных штучных грузов из штабелей в вагоны, на автомашины, суда или для перемещения грузов из одного штабеля в другой. Механические погрузчики позволяют механизировать самую трудоёмкую операцию — захват груза. Наиболее совершенными универсальными машинами для работы в закрытых складах и на открытых площадках являются автопогрузчики с вилочным захватом.

 

     Автопогрузчики погрузчики могут быть применены для захвата и подъёма тюков тканей, пеньки, хлопка, бочек с вином, маслом, рыбой, красками, рулонов бумаги и различных других грузов. Погрузчики изготовлялись с аккумуляторными батареями или с двигателями внутреннего сгорания. Грузоподъёмность автопогрузчиков различна — от 0,5 до 5 т.

 

 

 

 

Автопогрузчик с вилочным захватом

 

 

 

 

     Погрузчик ЗИО имел следующие основные узлы: корпус с несущей рамой, передний ведущий мост, задний мост с управляемыми колёсами, рулевое управление, вертикальную раму, подъёмный механизм, гидравлическую систему механизма подъёма вилочного захвата, приспособления и механизм наклона вертикальной рамы, аккумуляторную батарею и механизмы электрического управления. Для удобства захвата груза вилками и обеспечения лучшей устойчивости погрузчика при передвижении подъёмная рама могла наклоняться как вперед, так и назад. Погрузчики изготовлялись с низкой рамой — для работы с въездом внутрь крытых вагонов и с высокой рамой — для работы в закрытых складских помещениях и на площадках. Выпускались также малогабаритные погрузчики 4004А с высоким подъёмом рамы и 4004 с низким подъёмом рамы. Устройство этих погрузчиков было аналогично погрузчику ЗИО. К малогабаритным относился также погрузчик УПМ-6.

 

 

 

 

Автопогрузчик 4004А с высоким подъёмом рамы

 

 

 

 

     Конвейеры — машины для перемещения грузов в горизонтальном и наклонном направлениях.