Ювелирные изделия (Часть 1)

 
 
 
 
     Ювелирные изделия (лат. Juwel — драгоценность) — предметы украшения или личного обихода, изготовленные из металлов, иногда с другими декоративными материалами (драгоценными камнями и т. п.), выполненные на высоком художественном уровне и с большим исполнительским («ювелирным») мастерством.
 
 
     Ювелирные изделия являются драгоценностями либо благодаря редкому и ценному металлу, из которого они изготовлены, либо благодаря высокоталантливому труду мастеров-ювелиров, превративших малоценный материал в произведения ювелирного искусства. Термин «ювелирные изделия» следует отличать от термина «ювелирные товары», которым в торговой практике обозначается весь ассортимент изделий, продаваемых через специализированную торговую сеть ювелирных магазинов. В число ювелирных товаров входят не только изделия из металлов, но и предметы, изготовленные целиком из кости, рога, камня, дерева, хрусталя, фарфора, лака, пластических масс, папье-маше с миниатюрной живописью, бисера, блесток, тисненой кожи и т. п. К ювелирным товарам относятся также часы.
 
 

 

Главювелирторг

 

 
 
 
     Ювелирные изделия имелись в обиходе человека ещё в глубочайшей древности. Наряду с ассортиментом, отражавшим вкусы и стремления знати и богатых людей, во все времена существовали ювелирные изделия национальных форм, которые отличались скромностью, сдержанной строгостью художественных форм и высокими эстетическими достоинствами.
 
 
     Ювелирные изделия классифицируются по назначению, по материалу, из которого они изготовлены, и по художественной обработке.
 
 
     По назначению ювелирные изделия классифицируются на:
- личные украшения — браслеты, броши, колье, кольца, кулоны, медальоны, ожерелья, серьги, цепочки, пряжки, булавки, запонки, зажимы для галстуков, заколки;
- предметы бытового назначения — предметы туалетного обихода (зеркала, вазочки, коробочки, лоточки, пудреницы, флаконы туалетные и др.);
- предметы для часов (браслеты, брелоки, бортовые цепи, подчасники);
- предметы сервировки стола (сервизы, столовые приборы, подставки под столовые приборы, стаканы, кольца и подставки для салфеток, подставки под яйца, подстаканники и др.);
- курительные принадлежности (курительные приборы, портсигары, табакерки, пепельницы, сигаретницы, шкатулки для сигар и папирос, мундштуки, спичечницы);
- предметы для рукоделия (шкатулки, ларчики, напёрстки, игольницы);
- письменные принадлежности (чернильные приборы, стаканы для карандашей и ручек, кистенницы, ножи для разрезания бумаг — листорезы, книжные закладки, книжные упоры, ручки, оправы для карандашей, блокноты, бювары, лоточки и т. п.);
- декоративные изделия для украшения интерьера — вазы (декоративные, для цветов, для фруктов, для десерта);
- кубки (призовые и декоративные); настенные блюда, тарелки, скульптура малых форм (статуэтки);
- сувениры — значки (юбилейные, памятные, спортивные, профессиональные);
- медали (юбилейные, мемориальные);
- скульптура малых форм (юбилейная, мемориальная, на спортивные темы);
- приветственные предметы (блюда, солоницы, ковши, кубки, чарки, папки для приветственных адресов и т. п.);
- изделия, посвященные сувенирной тематике (брелоки, заколки, броши, перстни, медальоны, булавки и т. п.).
 
 
     В зависимости от используемых материалов различают следующие виды ювелирных изделий: из платины и палладия — без камней (кольца, браслеты для часов) и в сочетании с бриллиантами и другими драгоценными камнями (броши, кулоны, кольца, серьги); комбинированные, в которых платина сочетается с золотом, без камней (обручальные кольца, браслеты для часов, некоторые национальные женские украшения — серьги, кольца, броши, браслеты, медальоны и т. п.) и со вставками из камней; золотые — без камней (обручальные кольца, браслеты для часов, некоторые национальные женские украшения — серьги, кольца, броши, браслеты, медальоны и т. п.) и со вставками из камней; серебряные — без включения других декоративных материалов и с включением таких материалов, как камни, стекла, эмаль, хрусталь, чернь, кость, рог и др.; металлические, выполненные из недрагоценных металлов (меди, латуни, томпака, мельхиора, алюминия, нейзильбера, стали, чугуна и др.), без декоративных вставок и со вставками из стекла, хрусталя, перламутра, пластических масс и т. п.; среди изделий этой группы различаются золоченные, серебренные, анодированные, покрытые эмалью, нитрокрасками или защитно-декоративными лаками.
 
 
     Ювелирные изделия одного и того же назначения изготовляются из всего многообразия перечисленных материалов; некоторые из этих изделий изготовляются из традиционных для них материалов. Столовые приборы вырабатываются главным образом из серебра, мельхиора и нержавеющей стали; ювелирные украшения с драгоценными камнями обычно изготовляются из золота, платины, палладия, несколько реже из серебра.
 
 
 
      Ювелирные изделия относятся к товарам эстетического назначения, они отличаются чрезвычайным разнообразием по своим художественным формам. По художественным формам и художественной обработке ювелирные изделия подразделяются на гладкоштампованные, с чеканным или штампованным рельефом, ажурно-просечные и ажурно-пронильные, гравированные, с глубокой гравировкой, гравированные под оброн, чеканнолитые, черневые, филигранные, с эмалью, с насечкой, с резными камнями и собственно ювелирные изделия с драгоценными камнями.
 
 
      Гладкоштампованные ювелирные изделия выполняются обычно на прессах или давильных станках с последующей обработкой их поверхности шлифовкой, полировкой, матировкой, золочением и серебрением, оксидированием и анодированием. Этим методом выполняются главным образом изделия посудной группы — подстаканники, ложки, стопки, рюмки, чайники, чашки, чарки, графины, подносы и т. п.
 
 
     Изделия с чеканным или штампованным рельефом при выпуске массовой продукции изготовляются при помощи штампов, а при изготовлении единичных уникальных высокохудожественных вещей — методом ручной чеканки. При ручной чеканке на заранее выполненную (на прессе или на давильном станке) гладкую заготовку, укреплённую на смоле (из смеси расплавленного вара с инфузорной землёй или размельчённой охрой), наносится через бумагу пунктирный рисунок при помощи специального чекана-конфарника. Чеканы — это квадратные или прямоугольные в сечении (5 мм X 5 мм, 5 мм X 7 мм, 7 мм X 7 мм и т. д.) ригели (стержни) длиной 100—120 мм, с одним концом (жалом), заточенным на конус. Чекан-конфарник придерживается в процессе работы вертикально, по его верхнему торцу, по мере продвижения вдоль контура рисунка, наносятся лёгкие быстрые удары специальным чеканочным молотком. Контур наносится по лицевой стороне изделия (если чеканится какой-либо глубокий сосуд) и по тыльной (когда рельеф наносится на плоские изделия). Контур рисунка уточняется чеканами-расходниками. Жало расходника напоминает зубило. Чеканный рельеф различной высоты наносится чеканами соответствующей формы: лощатниками (или лощильниками), шаровыми, сапожками и т. п. Для придания определённой фактуры поверхности обрабатываемого изделия применяются чеканы-пуансоны, на которых выбит особый узop — решётка, сетка, зёрна и т. п., или конфарники, при помощи которых металл покрывается мельчайшими луночками. Ручной чеканкой наносится рельеф, сложность которого не позволяет применить штамповку (чрезвычайная высота рельефа, т. е. горельеф, наличие поднутрений — углублений над нависающими деталями, кривая поверхность обрабатываемого предмета и т. п.) или когда изделие единичное, неповторяемое и изготовление специального штампа для него нецелесообразно. Ручная чеканка — один из наиболее сложных видов художественной обработки металла. Вручную чеканят обычно уникальные изделия, имеющие особое художественно-декоративное значение (кубки, ларцы, декоративные блюда), произведения с рельефами сложного тематического содержания и круглые скульптурные изображения. В последнем случае чеканка называется выколоткой. К чеканке, как к отделочной, завершающей операции, обращаются также (в т. ч. и при массовых выпусках продукции) при доработке литых (из бронзы или чугуна) изделий. В этих случаях с поверхности отлитого изделия удаляют избыточный металл — литники, наплывы, исправляют литьевые дефекты (раковины, шероховатости), наносят фактуру на отдельные участки поверхности, уточняют мелкие детали, утраченные в процессе формовки и отливки. Все изделия из чугунного каслинского литья проходят чеканку (см. Каслинские художественные литые изделия).
 
 
      Ажурно-просечные и ажурно-пропильные ювелирные изделия являются одной из разновидностей чеканных изделий; отличаются тем, что определённая часть узора (обычно — фон) удаляется. В массовой продукции это достигается при помощи специальных многопуансонных просечных штампов, при выпуске единичных изделий применяется ручная высечка чеканами-зубилами либо ручная выпиловка лобзиковыми пилками. Высечка применяется обычно при изготовлении изделий крупных размеров из толстого (толщина 1—2 мм) листового металла: крупных ажурных накладок на мебель, ажурных архитектурных деталей, решеток и т. п. Выпиловкой выполняются изделия мелких размеров — подстаканники, кубки, вазы, сухарницы, а также ювелирные украшения высокохудожественной работы (в т. ч. с бриллиантами).
 
 
     Гравированные ювелирные изделия — изделия с гладкой поверхностью, на которой вручную штихелями или гравировальной иглой нанесён рисунок. Гравированным орнаментом оформляются большей частью предметы быта из серебра или мельхиора — подстаканники, стопки, ложки, солонки, сахарницы, рюмки. Гравированный рисунок чаще всего покрыт позолотой или оксидирован, благодаря чему он хорошо выделяется на фоне серебра. Гравированные рисунки сложного содержания обычно наносятся на изделия подарочного ассортимента — ларцы, туалетные приборы, вазы, декоративные блюда, портсигары, коробки, бювары, блокноты и т. п., а также на изделия златоустовских мастеров (тарелочки, бокалы, лоточки, топорики, ножи-листорезы и др.), изготовленные из стали и имеющие гравировку, образованную травлением после процарапывания тонкой стальной иглой-карандашом (см. Златоустовские художественные изделия).
 
 
     Ювелирные изделия с глубокой гравировкой-резьбой, так называемой дагестанской чеканкой — уникальные художественные изделия, выпускаемые в ауле Кубачи (см. Кубачинские художественные изделия). Дагестанская чеканка сочетает в себе гравировку и чеканку. Гравировка производится штихелями из круглой (2—3 мм) проволоки-серебрянки, имеющими жало, заточенное наподобие трёхгранного резца. Этим штихелем гравёр короткими ковыряющими движениями производит глубокую подрезку линии рисунка. Обойдённая гравировкой узорная площадка обрабатывается затем чеканами-зубильцами, которыми наносят короткие, идущие в разных направлениях надрезы на поверхности металла. Покрытый золотом узор оттеняется блестящими бороздками и фацетами гравировки и мелким черневым узором. Дагестанской чеканкой отделываются кувшины (кумганы), вазы, ларцы, подносы, сервизы и т. п.
 
 
     Ювелирные изделия, гравированные под оброн (от старорусского слова обрать, обобрать), имеют узор, решённый в двух планах. Распространены ювелирные изделия, в которых черневой узор располагается как бы на фигурных островках, приподнятых над золочёным конфаренным (сплошь покрытым мелкими луночками, нанесенными конфарником) фоном. Гравировка под оброн была широко распространена в старину для отделки чаш, купелей, кубков, стаканов, рукомоев и т. п. В современных изделиях применяется при оформлении уникальных высокохудожественных изделий — ларцов, кубков, туалетных коробочек, чарочек, стопок и т. п.
 
 
      Чеканно-литые ювелирные изделия из серебра, бронзы, чугуна выпускаются в виде рельефных изделий с ажурно-чеканными узорами или в виде круглой скульптуры. Из серебра отливались массивные подсвечники, подставки под хрустальные сосуды, вазы, погребальные урны и раки, светильники, лампы, канделябры, отдельные детали для письменных, туалетных или столовых приборов, а также браслеты, броши, серьги. Известны ювелирные украшения из серебра, отливаемые в земляные формы и повторяющие тончайшую чеканку, гравировку и даже скань.
     Славится чугунное литье мастеров из г. Касли Челябинской области (Каслинское художественное чугунное литьё). Качеству этих изделий во многом способствует замечательный каслинский формовочный песок, в котором содержится 73% песка и 27% глины, т. е. в таком соотношении, какое необходимо для художественной формовки и которое обеспечивает земляной форме необходимую пластичность, прочность и газопроницаемость. Каслинские изделия получили всемирную известность как предметы высокого искусства; это — статуэтки, ажурные чугунные ларчики, тарелки, кувшины и др.
 
 
      Ювелирные изделия с чернью изготовляются главным образом из серебра, реже из золота. Чернь представляет собой сплав сернистых соединений меди, серебра и свинца, который в виде порошка наносится на гравированный рисунок, затем расплавляется и заполняет собой мельчайшие штрихи гравированного рисунка. В СССР выработкой серебряных изделий с чернью занимались: артель «Северная чернь» (г. Великий Устюг Вологодской области), артель «Московский ювелир» (г. Москва) и артели в Грузии, Дагестане, Северной Осетии, Азербайджане — исконных районах распространения этого мастерства, передаваемого из поколения в поколение с древнейших времён.
     Черневыми узорами покрываются главным образом предметы сервировки стола, туалетного обихода, рукоделия, изделия для украшения интерьера и сувениры; курительные принадлежности и изделия личного украшения — кольца, запонки, броши, браслеты. Стилевые особенности черневых изделий северных районов СССР и районов Кавказа резко различны между собой по формам, орнаментальным мотивам и по технике исполнения (см. Черневые художественные изделия).
     Московские и великоустюжские изделия с чернью — подстаканники, портсигары, коробки, пудреницы, ларцы. Кавказские мастера выпускают подносы, подстаканники, кувшины, вазочки и др.
 
 
      Сканые (филигранные) ювелирные изделия — мелкие женские украшения и крупногабаритные предметы, предназначенные обычно для украшения интерьера — декоративные вазы, кубки, ларцы и т. п., состоящие из сплошного ажура, напоминающего кружево, либо украшенные напаянным на цельнометаллическое тулово сканым узором. Свое название эти ювелирные изделия получили от славянского глагола скати (ссучивать, скручивать, вить) и слова филигрань (от двух латинских слов fil — нить и granula — зерно). Филигранные ювелирные изделия делаются из тонкой металлической проволоки, которая выглядит зернистой благодаря ссучиванию вдвое, втрое или в несколько жилок в витую металлическую верёвочку. Сканому узору иногда придается еще большая зернистость путём напайки на некоторые участки отдельных миниатюрных металлических литых шариков (или полушариков) — зерни. Техника изготовления филигранных изделий несложна, но чрезвычайно кропотлива и трудоёмка (см. Филигранные художественные изделия). Очень большое значение для сканых изделий имеет пайка мельчайших деталей, из которых строится узор, т. к. в некоторых случаях количество деталей достигает нескольких тысяч. Детали заготовляются из витой или гладкой, круглой, а также плющеной (вальцованной) проволоки, перед пайкой наклеиваются (набираются) на бумагу (по развёртке рисунка), на железный шаблон, совпадающий по форме с будущим объёмным ажурным изделием, либо непосредственно на корпус украшаемого ими предмета. Для пайки применяется порошкообразный тугоплавкий жидкотекучий серебряный припой, в момент расплавления затекающий во все мельчайшие ячейки. Сканый узор может быть плоскостным, одноплановым и рельефным — многоплановым. Рельеф придаётся при помощи обычных стальных либо деревянных чеканов или путём монтажа предварительно выполненных отдельных деталей.
 
 
      Ювелирные изделия бывают с эмалью: перегородчатой по витой скани, перегородчатой полированной и живописной. Перегородчатая по скани эмаль — изделие с напаянной филигранью, дополнительно оформленное эмалью, края представляет собой прозрачное или замутненное мышьяком, бесцветное или окрашенное пигментом легкоплавкое свинцовое стекло. Размельчённая в порошок эмаль наносится миниатюрной лопаточкой в каждую ячейку, ограждённую перегородочками скани, затем изделия обжигаются в электропечах при 650—750°. Эмаль, расплавляясь, заполняет предназначенное для неё пространство и прочно соединяется с металлом изделия.
     Ювелирные изделия с перегородчатой эмалью по скани глубоко традиционны для народов СССР, в настоящее время выпускаются только в нашей стране. Ювелирные изделия с перегородчатой полированной эмалью (клуазоннэ — от фр. cloisonner — перегораживать) имеют напайной контурный узор, построенный из гладкой плющеной проволоки; эмаль, накладываемую в 2—3 последовательно обжигаемых слоя, и поверхность, подвергнутую шлифовке и полировке до полного уравнивания эмалевого покрова с металлическими контурными перегородками. Были известны в Грузии, Византии, Киевской Руси, в Китае. В советский период выпускались только в Китае и в СССР.
     Изделия с формой несложной конфигурации (плоские, цилиндрические, конические) с обоими видами перегородчатой эмали изготовляются частично механизированным способом. Так вырабатываются подстаканники, стопки, броши, серьги, кольца, ложки, сувенирные значки, запонки и т. п. Изделия, перегородки которых имитируют витую филигрань, называются прессфилигранными; изделия, напоминающие клуазоннэ, — прессперегородчатыми с полированной эмалью.
     Ювелирные изделия с живописью по эмали (финифтяные) украшены рисунками, нанесёнными жаростойкими керамическими надглазурными красками, являющимися смесью или сплавом легкоплавких стёкол (флюсов) с пигментами. Живопись обычно наносится по одноцветному белому слою эмали (фону) и подвергается обжигу в электропечах при температуре 770—820°. Финифтью расписывают женские украшения (броши, серьги, колье, браслеты); изображения на них главным образом многоцветные. Отдельные пластинки, монтируемые обычно в туалетные или сувенирные изделия (зеркала, пудреницы, коробочки) либо в предметы, предназначенные для украшения интерьера (вазы, кубки, ларцы, шкатулки и т. п.), часто имеют тематическое содержание — пейзажи, изображения архитектурных и монументальных памятников, портреты. Основным материалом для пластинок, на которые наносится живопись по эмали, как правило, служит медь. Живопись по эмали иногда также применяется как дополнительная декоративная отделка в изделиях с перегородчатыми эмалями по скани. В сюжетной живописи по финифти непревзойденными считаются живописцы из Ростова-Ярославского; совершенства в портретной миниатюрной живописи по эмали достигли в конце XVIII и в XIX веке петербургские и московские мастера.
 
 
     Ювелирные изделия с насечкой выполняются из железа или кости, на которые наносится золотом или серебром узор, возникающий у мастера экспромтом. Украшаемое изделие из железа насекается острыми зубилами до шероховатости, затем золотая проволочка приколачивается молоточком со слегка закруглённым концом. При этом золото расковывается, а железо приглаживается. Золотой узор состоит из замысловатых побегов, изогнутых листьев, миниатюрных розеток. Насечка на кости заключается в предварительной выгравировке контура под оброн и в заколачивании в желобки гравировки тонких золотых ленточек или пластинок. Насечкой украшается главным образом холодное оружие, вазы, ларцы (Кубачинские серебряные изделия).
 
 
      Ювелирные изделия с резными камнями-геммами выполняются в виде рельефа (камеи) или контррельефа (инталии). Для изготовления инталий обычно применяются одноцветные камни твёрдых пород, позволяющие получить тончайшую деталировку изображения. Инталии выполняли роль личных печатей. Для камей используются разноцветные многослойные или одноцветные камни, желтовато-розовые раковины, розовые и белые кораллы, беловатая застывшая вулканическая лава, слоистый агат, ленточная яшма. Рельеф из слоистых материалов даёт возможность создавать многоплановые изображения. Резьба гемм чрезвычайно длительная и кропотливая работа, осуществляется при помощи ряда миниатюрных резцов, свёрл, шарошек и боров. Геммы используются в брошках, кольцах, декоративных пластинках и медальонах.
 
 
 
     Камни, вставляемые в ювелирные изделия, в зависимости от величины, ценности, прозрачности, формы огранки, а также назначения и композиции создаваемого с ними ювелирного изделия, требуют особого подхода при их закрепке.
     Разновидности закрепки камней: крапановая, гладкая, в обжимку, филигранная, глухая, корнерная, гризантная.
 
 
     Закрепка крапанами — одна из наиболее распространённых, применяется в изделиях с драгоценными камнями и с имитациями драгоценных камней из стекла и пластмассы. Камень или вставка удерживается на предназначенном ему месте с помощью лапок-крапанов. Крапановая закрепка осуществляется при различных формах и методах изготовления кастов — гнёзд, в которые укладываются закрепляемые камни.
 
      Различаются следующие виды кастов: простые, с остроугольными крапанами, с парными крапанами, золотистые, фигурные.
 
      Простые касты представляют собой миниатюрный цилиндр, соответствующий размеру оправляемого камня или стекла. Верхний край каста заканчивается редко поставленными треугольными (реже — прямоугольными) зубчиками — крапанами. Простые касты применяются главным образом для крепления круглых гранёных камней или вставок. Изготовление их осуществляется обычно либо путём штамповки, либо накатки из тонкого листового металла в виде ленты, из отрезков которой спаиваются цилиндрические касты.
 
     Касты с остроугольными крапанами служат обычно для закрепления мелких ювелирных жемчужинок при изготовлении изделий с осыпью. Вокруг центрального крупного камня (обычно посаженного в чуть приподнятый простой крапановый или гладкий каст) располагается в виде веночка группа мелких, соединённых между собой кастиков с длинными острыми зубчиками, которые своими тонкими часто посаженными лапками-усиками охватывают жемчужины.
 
     Касты с парными крапанами обычно имеют расположенные с четырёх сторон камня четыре пары тонко заострённых крапанов. Применяются обычно для закрепки прямоугольных и овальных крупных камней или вставок.
 
      Золотистые (из золота или позолоченного серебра), или серебристые (из белого золота, палладия или платины) касты сделаны в виде ряда сомкнутых между собой опрокинутых арочек, концы которых заострены на конусы, переходящие в крапаны. С внутренней стороны каждого крапана подрезается специальная ступенька, на которую ложится своим рундистом (линия, расположенная по окружности камня в месте сочленения его верхней части — коронки с нижней частью камня — шипом, а при отсутствии шипа — линия, расположенная по окружности нижней площадки камня) вставляемый в изделие камень. Касты этой формы применяются при изготовлении изделий с бриллиантами и другими драгоценными прозрачными камнями, для игры которых необходим всесторонний доступ к ним световых лучей. Эти касты обычно выполняются вручную, в некоторых случаях штампуются.
 
      В фигурных кастах каждый крапан представляет собой особо разработанную художественно выполненную деталь — двух- или трёхлепестковый листик, розетку, прямоугольную пластинку, картуш, ажурный завиток, репейчик (арочку с шипком) и т. п.
 

 
     Гладкая закрепка — одна из наиболее широко применяемых; при её помощи закрепляется камень любой формы и огранки (за исключением камней с вогнутыми гранями). Касты при гладкой закрепке представляют собой цилиндр, внутри которого по окружности сделана подпаянная либо подрезанная узенькая полочка, на которую ложится рундистом камень. Верхний край каста прижимается со всех сторон к камню при помощи инструмента — давчика. Прижатый край каста тщательно приглаживается, полируется. Иногда для придания изделию большей декоративности по верхнему ребру гладкого каста специальным резцом наносится мелкозернистая накатка — гризантный (от нем. Grifi — крупа) узор. Закрепка в обжимку — видоизменённая гладкая закрепка, в которой внутренняя полочка в касте делается несколько глубже и камень обжимается верхним краем каста в 3—4 местах. Неприжатые участки кромки создают впечатление слегка округлых лепестков полураспустившегося цветка — бутона, сердцевиной которого как бы является глубоко сидящий в касте камень (обычно средней или малой величины).
 
 
      Филигранная закрепка имеет три вида.
     В филигранной закрепке первого вида каст представляет собой ряд ажурных зубчиков, прижимаемых к камню наподобие крапанов; изготовляется из тонкой гладкой проволоки, изогнутой в виде ряда мелких зубцов, припаянных нижними уголками по окружности. В филигранные касты, как правило, сажают гладкошлифованные негранёные камни — кабошоны, а также камни, гранённые розой. Зубчики играют двойную роль — плотно удерживают камень и служат дополнительным декоративным элементом.
       Филигранная закрепка второго вида имеет касты из несколько растянутой и слегка расплющенной спирали, навитой из тонкой проволоки. Такая закрепка очень декоративна, применяется для непрозрачных или полупрозрачных цветных стёкол или камней — коралла, бирюзы, альмандина, аметиста и т. п.
       Филигранная закрепка третьего вида имеет цилиндрический каст, изготовленный из коротко нарезанных концов плющенного в ленточку сканого шнурочка, ссученного из двух жилок или струнцала (особый вид скани, в виде струны). Верхний край (ребро) такого каста напоминает гризантный узор. На внутренние стенки каста напаивается колечко-карниз для укладывания на него камня.
 
 
      Глухая закрепка, или дихтовая (от нем. dicht — плотно), бывает пяти видов.
      В глухой закрепке первого вида камень (обычно гранёный с шипом) укладывается в глухое гнездо, высверленное в виде конической луночки, и зажимается в ней заколоткой. При изготовлении изделий массовых выпусков касты-луночки выштампбвываются в заготовке изделия, а вставка сажается на клей БФ-2 и слегка обжимается.
    В глухой закрепке второго вида каст припаивается к плоскости изделия, образуя подобие чашечки с цилиндрическими бортами. В такие касты обычно сажают кабошоны либо негранёные камни неправильной формы — жемчуг, коралл, янтарь, замутнённый кварц. Для жемчуга дополнительно к донышку внутри чашечки-каста припаивается штифтик с нарезкой, на который навинчивается жемчужина.
      Глухая закрепка третьего вида образуется, когда камень (или какая-либо другая вставка) вставляется в отверстие каста из-под низу, как в рамку. Всаженный таким образом камень (или вставка) зажимается с тыльной стороны кромкой металла или лапками. Таким методом закрепляются обычно камеи.
      Глухая закрепка четвертого вида имеет абдековые касты. Используется для необработанных драгоценных камней, имеющих неправильную, причудливую форму при гладкой полированной поверхности. Абдековый каст обрабатывается штихелем, имеющим форму струга. Вокруг камня оставляется рельефный узор в виде обрамляющих камень фестонов или в виде концентрически расходящихся от камня валиков. Подобные касты зачастую украшаются гравированными рисунками, узорами из скани или эмали. Выполнение подобных кастов требует особенно высокого граверного и ювелирного мастерства.
      Глухая закрепка пятого вида состоит из закрепления в один ряд прямоугольных гранённых таблицей камней в виде сплошной ленты. Камни вставляются в единый групповой каст, имеющий форму удлиненной кассеты, которая внутри разделена низенькими перегородочками на ряд прямоугольных гнёзд-кастов.
 
 
 
     Корнерная закрепка применяется для крепления камней неправильной формы или гранённых розой (чаще всего гранатов). Пластинке из низкопробного (375°) золота придается силуэт будущего изделия, в ней просверливаются мелкие отверстия для закрепления миниатюрных золотых гвоздиков-шненечков, удерживающих своими шляпками камни. После закрепки камней тыльная сторона вещи, куда выходят концы шпенечков, закрывается золотой пластинкой, совпадающей по конфигурации с основой изделия, которая припаивается к ней легкоплавким припоем.
 
 
      Гризантная закрепка применяется, когда все поле изделия усыпано мелкими камнями, главным образом бриллиантами, в виде крупинок-шариков. Некоторые из этих шариков (корны или корнеры) удерживают камни, другие играют чисто декоративную роль, располагаясь в виде мелкозернистой нити гризантного узора. Этот вид закрепки комбинированный, поскольку в ней участвуют четыре вида закрепок: глухая днхтовая, глухая абдековая, корнерная и гладкая с гризантным узором.
 
 
 
      Ювелирные изделия в СССР вырабатывали специализированные предприятия и отдельные цехи художественно-производственных мастерских и артелей, выпускавшие украшения и предметы быта из цветных металлов, анодированного алюминия, покрытых бесцветными антикоррозийными нитролаками и др., относящихся к галантерее металлической.
 
      Наряду с выпуском массовой продукции производилась выработка ювелирных изделий малыми сериями и изготовление уникальных (единичных) высокохудожественных изделий.
 
     Специфичность ювелирно-художественного производства состоит и в том, что в нём механизировано производство полуфабрикатов и вспомогательных деталей и сохранён ручной труд на художественно- отделочных операциях (гравировке, чеканке, живописи, наборе филиграни, монтаже отдельных деталей, закрепке камней и т. п.).
 
 
 
     Ювелирные изделия из драгоценных металлов в отличие от других товаров проходили двойной контроль и в связи с этим несли на себе два контрольных знака: фирменный (фабричный) знак, так называемый именник, присваивавшийся индивидуально каждому предприятию, и второй — клеймо, единое для всех изделий из драгоценных металлов, проставлявшееся Инспекцией пробирного надзора Министерства финансов СССР. Именники так же как и клейма, наносились на изделия рельефным оттиском.