Конъюнктурный обзор

 

 
    Конъюнктурный обзор содержит характеристику торговой конъюнктуры за определённый период времени в том или ином городе, сельском районе, области, республике или в районе деятельности той или иной торговой организации.
 
 
      Под торговой же конъюнктурой в условиях советской экономики понимали состояние советской торговли в тот или иной конкретный момент её развития, во всей совокупности и взаимодействии важнейших её элементов (товарооборот, состояние товарных ресурсов, уровень и характер покупательского спроса и степень его удовлетворения, состояние привоза товаров и уровень цен на колхозных рынках и т. д.).  
 
 
     Основными источниками при составлении конъюнктурного обзора служили данные оперативно-статистической отчётности по товарообороту, производству и поставке товаров, товарным запасам, материалы изучения покупательского спроса и непосредственные наблюдения за состоянием торговли в торговых предприятиях, а также на колхозных рынках. Конъюнктурный обзор содержал экономический анализ выполнения плана товарооборота и состояния торговли в сопоставлении с ростом материального благосостояния и культуры населения, с изменениями в покупательском спросе. Характеристике спроса на товары и его удовлетворению отводилось в обзоре центральное место. Обзор не носил характера отчёта, в нём приводились лишь цифры и факты, отражающие основные, типические явления, характерные для торговой конъюнктуры в тот или иной период времени; отмечались тенденции, складывающиеся в спросе населения, перспективы в развитии торговли. Основное внимание в конъюнктурных отчётов уделялось вопросам, являющимся в данный момент наиболее актуальными. Содержавшийся в конъюнктурном отчёте анализ товарооборота давал материал для критической оценки работы торгующих организаций с точки зрения удовлетворения запросов и требований покупателей, что повышало роль конъюнктурного отчёта в планировании товарооборота и завоза товаров на места в соответствии со спросом населения. Для того чтобы конъюнктурный обзор мог выполнить свою роль, требовалось, чтобы он был составлен в максимально сжатый срок.
 
 
     Построение конъюнктурного обзора могло быть различным, в зависимости от очередных задач торговли, экономических особенностей данного района, периода, за который составлялся обзор, объёма и характера торговой работы данной организации или предприятия и др. Однако при составлении конъюнктурного обзора необходима была определённая систематизация материала, без чего невозможны были экономические обобщения.
 
 
     Конъюнктурный обзор следовало начать с показателей выполнения плана товарооборота, как результата торговой деятельности за данный период времени. При этом желательно сопоставить размеры товарооборота с соответствующими данными за предыдущий период и тот же период прошлого года или прошлых лет; установить, насколько равномерно выполнялся план товарооборота во времени, по районам, торговым организациям, предприятиям.
 
 
     Задача конъюнктурного обзора — раскрыть причины отклонений от плана, там, где они имеют место, выявить узкие места в торговле, в удовлетворении спроса населения на товары, обнаружить неиспользованные резервы товарооборота. В связи с этим в обзоре необходимо было учесть обеспеченность товарооборота товарными ресурсами, своевременность и равномерность поставки товаров в торговую сеть, а также уровень и движение товарных запасов, отношение их к нормативу. Очень важно при этом было проанализировать материалы, характеризующие вовлечение в товарооборот продукции местной и кооперативной промышленности, использование таких источников снабжении населения, как свинооткорм, разведение и улов рыбы в местных водоёмах и т. д. В связи с тем, что центральное место в конъюнктурных обзорах принадлежит вопросу о состоянии покупатсльского спроса (имелись в виду размеры и характер спроса, изменения, происходящие в спросе, степень удовлетворения спроса на текущие товары), необходимо было тщательно проанализировать состояние товарного ассортимента и выявить, какие товары имеются в излишке и почему, каких товаров недостает и в какой степени. Для освещения этих вопросов могли быть широко использованы материалы по изучению спроса населения.
 
 
     В конъюнктурных обзорах министерств, управлений и отделов торговли серьёзное внимание уделялось вопросам развития колхозной торговли и комиссионной торговли потребкооперации, привозу с.-х. продуктов на колхозные рынки и уровню цен на них. При анализе конъюнктуры эти показатели связывались с состоянием государственной кооперативной розничной торговли, а также с размерами государственных заготовок и закупок с.-х. продуктов. Указанный круг вопросов являлся эфимерным, схематичным.
 
 
     Конъюнктурные обзоры могли составляться также для освещения отдельных вопросов торговли, например характеристики торговли определённой, ограниченной группой товаров, характеристики сезонной торговли, удовлетворения спроса на товары производства местной и кооперативной промышленности и т. д.
 
 
     Каждое положение в конъюнктурном обзоре должно было быть подкреплено цифрами, фактами. В конце обзора рекомендовалось дать выводы, вытекающие из анализа торговой конъюнктуры, и указать мероприятия, необходимые для улучшения торговли, удовлетворения запросов покупателей.
 

 

Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме