Колёса для гужевого транспорта
Колёса для гужевого транспорта выпускались различного диаметра.
Колёса относились к группе обозных товаров.
У двухосных повозок колёса подразделялись на передние (меньшего диаметра) и задние (большего диаметра).
Колесо для гужевого транспорта
Колёса собирались из деревянных и металлических деталей. Деревянными являлись ступицы, спицы и обод; металлическими — втулки, подспичные корневые и выходные кольца, шины, обоймы на стыки обода и шинные болты с гайками.
Ступица имела 10-12 прямоугольных отверстий — гнёзд (по числу спиц в колесе); изготовлялась из одного куска древесины или составлялась из двух равновеликих частей, склеиваемых водоупорным клеем.
Чугунная втулка конической формы имела внутри смазочные канавки и запрессовывалась в центр ступицы.
Обод колеса изготовлялся из древесины; он мог быть цельногнутым, состоять из двух полуободьев или четырёх изогнутых косяков. На обод колеса напрессовывался стальной обруч-шина толщиной 8—12 мм. Ширина шины в колёсах одноконных повозок 45—55 мм; в колёсах пароконных повозок 50—55 мм.
Основные размеры колес для гужевого транспорта (ГОСТ 705—57)
Наименование колёс и их назначение | Диаметр колеса (в мм) | Количество спиц (в шт.) | Толщина шины (в мм) | Диаметр ступицы (в мм) |
Колеса для одноконных повозок | ||||
Колесо переднее | 630—720 | 10 | 8 и 10 | 165—185 |
Колесо заднее | 900 | 10 | 8 и 10 | 165—185 |
Колеса для пароконных повозок | ||||
Колесо переднее | 900 | 10 | 10 и 12 | 185 |
Колесо заднее | 1080 | 12 | 10 и 12 | 185 |
Собранное колесо должно было иметь наклон спиц (набров) относительно плоскости обода в 2°30' + 1°, направленный в сторону корневого кольца ступицы. Набров предотвращал образование восьмёрки на колесе от боковых ударов о камни и неровности дороги.
Станок для ления радиального колеса
Качество колёс должно было соответствовать требованиям ГОСТ 705—57. Они изготовляются из здоровой древесины дуба, ясеня, бука, карагача, граба, берёзы, а обод также из сосны и осины. Древесина обода прессовалась поперёк волокон. В древесине колёс не допускались выпадающие и частично сросшиеся сучки; твёрдые сросшиеся сучки допускались: диаметром до 15 мм — в ободе колёс диаметром 630 — 720 мм; до 20 мм — в колесе диаметром 900 мм; до 25 мм — 1080 мм. В спицах диаметром до 5 мм в количестве не более двух, не ближе 30 мм друг от друга и 100 мм от конца. Разрывы и отщепы допускались длиной до 25 мм; в ободе — глубиной не более 5 мм, в спице — не более 2 мм и ступице — но более 5 мм. Деревянные детали колес должны были быть тщательно обработаны, а места отколов и отщепов на них зачищены. Места соприкосновения деталей покрывались олифой или суриком. На внешнюю поверхность обода колеса наносился товарный знак изготовителя, а на внутреннюю — год выпуска.
Хранение рекомендовалось в сухом месте, под навесом.
Колесо деревянное двенадцатиосное