Ступица деревянная колёсная

     Ступица деревянная колёсная — центральная часть колеса, служащая для закрепления втулки и спиц. Относится к группе обозных товаров.

     Ступица представляет собой деревянный цилиндр длиной 220 мм, с просверленным центральным конусным отверстием для запрессовки чугунной втулки и продолбленными по периметру 10—12 прямоугольными отверстиями для запрессовки прямоугольных шипов спиц, имеющих наклон в 2°30' от вертикальной оси.

 

 

 

Ступица деревянная колёсная

 

 

 

 

 

      Выпускались двух размеров: диаметром 185+5 мм с 12 прямоугольными отверстиями для колес пароконных повозок и диаметром 165±5 мм с 10 прямоугольными отверстиями для колес одноконных повозок.
 
     Ступицы изготовались из дуба, ясеня, бука, ильма, карагача, клёна, вяза, березы, граба и белой акации (из цельного куска древесины или из двух равновеликих кусков, склеенных вдоль водоупорным клеем). Древесина должна была быть здоровой, без признаков гнили; допускались следующие пороки, не влияющие на прочность ступицы: сучки твёрдые сросшиеся диаметром до 15 мм — в любом месте, диаметром до 40 мм, твёрдые сросшиеся — в любом месте, кроме прямоугольных отверстий; внутренняя краснина, пятнистость и ложное ядро — без ограничения; трещины глубиной до 50 мм, шириной на поверхности не более 1 мм — в количестве не более трёх; поверхностные трещины — длиной не более 100 мм; косослой с отклонением волокон от прямого направления — её более 10%; свилеватость, завитки, внутренняя заболонь — при отсутствии признаков загнивания. Влажность древесины должна  была быть в пределах 8—12%. Не допускались отколы и отшепы глубиной более 5 мм и длиной более 25 мм. Разностенность не должна  была превышать 3 мм. Для предохранения от растрескивания колёсные ступицы просмаливали или покрывали олифой. Клеймо завода-изготовителя наносилось на боковой поверхности.
 
     Хранились в закрытых помещениях.
 
 
Обозные товары