Водные внутренние перевозки

 

 

     Водные внутренние перевозки — перевозки по внутренним водным путям (рекам, озерам).

 

      Основные правовые нормы и взаимоотношения речного транспорта с другими видами транспорта и клиентурой регулировались утвержденным правительством СССР Уставом внутреннего водного транспорта и дополняющими Устав правилами и положениями.

 

 

Ударнику водного транспорта

 

 

 

     Для лучшего использования навигационного периода имело значение своевременное сосредоточение на пристанях и в портах грузов, подлежащих перевозке в начале навигации, особенно массовых — лес, уголь, нефть, хлеб, соль, строительные материалы и др. Приём и выдача грузов па речном транспорте осуществлялись портами и приписанными к ним пристанями.

 

     Перевозка грузов производилась на судах следующих типов:

1) самоходных грузовых — сухогрузных и наливных (танкерах),

2) смешанных грузо-пассажирских,

3) несамоходных — баржах,

4) плотах, перемещаемых при помощи буксирных судов.

 

      По скорости водные внутренние перевозки разделялись на перевозки большой скорости, производимые грузовыми и смешанными грузо-пассажирскими судами и баркасами, и перевозки малой скорости, производимые в несамоходных судах (баржах).

 

     По видам сообщения водные внутренние перевозки подразделялись на:

1) внутренние водные сообщения в пределах одного пароходства,

2) прямые водные сообщения в пределах двух и более речных и морских пароходств,

3) прямые смешанные железнодорожпо-водные сообщения — речным или морским пароходствами и железными дорогами.

 

     Перевозки грузов в прямом водном и прямом смешанном сообщениях производились по одному транспортному документу, причём грузы, перевозимые в смешанном сообщении, в пункте перевалки перегружались с одного вида транспорта на другой без участия владельца груза. Смешанные железнодорожно-водные перевозки имели большое значение для наиболее полного использования речных путей сообщения. При перевозке грузов прямым смешанным железнодорожно-водным сообщением применялись исключительные (льготные) тарифы соответствующих видов транспорта. Плата за перевалку — по установленным ставкам водных внутренних перевозок осуществлялись по годовому, квартальному и месячному планам. На перевозку груза заключались договоры между грузоотправителями и водным транспортом на все время навигации (навигационный договор). В период окончания навигации устанавливались сроки прекращения обязательного приёма грузов. За доставку грузов, принятых к перевозке, ответственность нёс речной транспорт. После объявления срока прекращения приёма грузов последний принимался к перевозке в зависимости от условий плавания и погоды и на основании особых правил, согласно которым речной транспорт не отвечал за срочность доставки и задержку в пути. При вынужденном оставлении груза на зимовку в пути владелец груза обязан был принять груз в пункте зимовки или же сдать на хранение. Грузы, принятые на хранение и не полученные в срок, могли быть реализованы как невостребованные.

 

 

Отличник Главречтранса РСФСР

 

 

 

     В соответствии с утвержденным планом перевозок грузоотправитель не позднее чем за 5 дней до начала декады представлял в пароходство или порт (пристань) заявку на погрузку. При непредставлении груза или представлении его в меньшем объёме, чем это указано в заявке, грузоотправитель уплачивал штраф в размере 50% провозной платы за все количество непредставленного груза. Приём грузов производился грузовой конторой или начальником пристани. Заведующий складом пристани проверял соответствие данных, указанных в накладной, предъявляемой грузоотправителем одновременно с грузом, его фактическому состоянию, упаковке, маркировке и пр. Погрузка и разгрузка судов производилась как пароходствами (грузов большой скорости, при перевалке грузов с одного вида транспорта на другой и в некоторых других случаях), так и клиентурой (грузов малой скорости, громоздких и тяжеловесных или на рейдах, когда невозможен подход судов к причалу клиентуры). Выполнение погрузо-разгрузочных работ, возлагаемых на пароходство, могло ими по договоренности передаваться клиентуре и наоборот. При производстве погрузо-разгрузочных работ силами клиентуры на её причалах сроки этих работ устанавливаются в зависимости от вида и количества груза и типа судна. За досрочную погрузку и выгрузку пароходство уплачивало грузоотправителю премию, а за просрочку взыскивает с него штраф. Сроки доставки грузов устанавливаются отдельно для грузов большой и малой скорости, для наливных судов и плотов. Сроки доставки грузов, перевозимых прямым водным сообщением, определялись по совокупности сроками перевозок речным и морским транспортом и временем, необходимым на перевалку груза с одного вида транспорта на другой, а в смешанном железнодорожно-водном сообщении по совокупности сроками перевозок железнодорожным и речным транспортом и также временем, необходимым на перевалку. Сроки доставки грузов, отправляемых мелкими партиями, исчислялись со дня отправления очередного судна; могли быть другие сроки, согласованные с грузоотправителем.

     Переадресовка груза в пути по заявлению владельца груза могла быть произведена как исключение только распоряжением начальника пароходства или соответствующего главного управления речного флота — по грузам малой скорости и начальником порта (пристани) по грузам большой скорости. За переадресовку уплачивался штраф в размере 10 рублей за 1 т переадресованного груза. При оформлении переадресовки производился полный расчет за первоначальную перевозку, а дальнейшее следование оформлялось новыми документами.

     Правила, регулирующие выдачу груза на водном транспорте и составления актов при обнаружении недостачи груза,— были аналогичны таким же правилам на других видах транспорта. Срок рассмотрения претензии к речному транспорту — не позднее 45 суток. Решение об удовлетворении претензий до 50 тысяч руб. утверждался начальником пароходства, свыше этой суммы — начальником соответствующего главного управления.

     Хранение прибывших грузов на пристани производилось бесплатно в течение первых 24 часов с момента прибытия, а для скоропортящихся грузов — 6 часов, за последующее время хранения взималась плата. Грузы, не полученные в течение 5 суток, считались невостребованными и подлежали реализации.

     Товаробагаж перевозится на всех грузо-пассажирских судах и принимался к перевозке без предъявления пассажирского билета. Правила перевозки багажа и расчетов за эти перевозки были объявлены в тарифном руководстве № 5-Р.

 

Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме