Бакалейные товары

 

 

     Бакалейные товары, бакалея (арабское «баккал» — торговец пряностями), — в общепринятом понятии название объединенной группы пищевых товаров, пряностей и некоторых хозяйственных товаров.

     В общем перечне продовольственных товаров ассортимент бакалейных товаров занимает значительное место и весьма разнообразен. В число их входят: товары, получаемые от переработки зерна и зерновых бобовых культур — мука, макаронные изделия и крупа, а также крахмал, дрожжи, растительное масло, пищевые концентраты и кисели; сахар, мёд, сухофрукты, орехи; продукты, способствующие возбуждению аппетита, улучшающие вкус и запах пищи и утоляющие жажду: чай, чайные напитки, кофе натуральный, поваренная соль, уксус, питьевая сода, пряности (специи), горчица, мускатный орех, кардамон, перец, ваниль, тмин, кориандр, гвоздика, шафран, лавровый лист, корица, имбирь, а также ряд других веществ — ванилин, лимонная кислота, желатин. Хозяйственные бакалейные товары — мыло хозяйственное, свечи, стиральный порошок, синька и спички.

 

 

Нагрудные знаки сотрудников бакалей советского периода

 

 

 

     Торговля бакалейными товарами. В СССР пятидесятых годов оптовая торговля бакалейными товарами осуществлялась Главным управлением оптовой торговли сахаром, кондитерскими изделиями, консервами, табачными изделиями, солью и др. (Главбакалея) Министерства торговли СССР.

     Главбакалея — хозрасчетная организация, имела свою сеть оптовых контор и баз, на складах которых были сосредоточены необходимые запасы товаров для снабжения как рыночных, так и внерыночных потребителей. Кроме того, для обработки соли имелись солеперерабатывающие предприятия. Большинство контор и баз системы Главбакалеи осуществляли оптово-сбытовые операции по всем товарам своей номенклатуры. Складская же сеть в значительной мере специализирована (соляные, для сахара и кондитерских товаров, для мыла, для табака и табачных изделий, для растительного масла и др.).

      В Москве и Ленинграде были созданы специализированные конторы: а) по сбыту сахара, кондитерских изделий и чая, б) табака и табачных изделий, в) соли, г) консервов и т. п. Им были подчинены и соответствующие специализированные склады. Поставка бакалейных товаров (как и других продовольственных товаров) промышленными предприятиями конторам и базам Главбакалеи осуществлялось по Основным условиям, утвержденным Правительством в апреле 1954 г., как правило, на основе прямых договоров (см. Договор хозяйственный).

      Поставка товаров предприятиями Главбакалеи торгующим организациям и внерыночным потребителям велась по договорам в соответствии с Основными условиями, утвержденными Министерством торговли СССР и Центросоюзом в октябре 1954 г. Основные условия поставки прод. товаров устанавливают заключение преимущественно прямых договоров с покупателями. В них предусматривалась централизованная доставка товаров от производственных предприятий или со складов системы Главбакалеи непосредственно в магазины.

     Розничная торговля бакалейными товарами производилась в специализированных бакалейных магазинах и палатках, а также в отделах и секциях бакалейных товаров продовольственных и, реже, смешанных магазинов местных торгов, контор системы «Гастроном», орсов и др. Широко были представлены бакалейные товары в ассортименте магазинов самообслуживания (без продавцов), а также магазинов и отделов по продаже фасованных (штучных) товаров (без весов). Для розничной торговли табачными изделиями, спичками создана широкая сеть уличных киосков и лотков. Огромные перспективы торговли штучными бакалейными товарами, особенно папиросами, спичками в пятидесятые годы видели через торговлю посредством торговых автоматов.

 

     Нормативами планировки для магазинов и отделов, торгующих продовольственными товарами (в том числе и бакалейными),  были установлены следующие размеры: а) длина фронта рабочего места 2 м, а при наличии в отделе (секции) только одного рабочего места — 2,5 м; б) глубина рабочего места 2,2—2,6 м, в том числе проход за прилавком 0,9 м в) площадь помещений для хранения бакалейных товаров 10 м² из расчёта на одно рабочее место, а при наличии в этой группе товаров только одного рабочего места — 15 м², г) площадь для подготовки к продаже бакалейных товаров 6 м² на каждые два рабочих места. Нормативами также были установлены температура и кратность обмена воздуха в торговых помещениях: температура воздуха в торговом зале +12°. кратность обмена 1,5; в кладовых соответственно + 10° и 0,5.

 

     Оборудование для розничной торговли бакалейными товарами включало прилавки, шкафы, стеллажи и подтоварники для хранения, инвентарь для подготовки к продаже, для отпуска покупателям, рекламный инвентарь, весоизмерительный — весы, гири, мерная посуда; к группе инвентаря относится также и находящаяся в постоянном пользовании (многооборотная) повышенной прочности маркированная инвентарная тара. Рекомендовался следующий минимально необходимый инвентарь для бакалейной торговли: весы товарные с гирями, весы настольные обыкновенные или циферблатные с предельной нагрузкой 10 кг, с комплектом гирь, из расчета одни весы на каждое рабочее место; 3—4 совка различной ёмкости — 1 кг, 500, 250 и 100 г; баки для отпуска растительного масла ёмкостью 16—20 л с поддонами для них и воронки с желобками, кружки или черпаки для розлива масла, насос для его перекачивания; нож для вскрытия мешков, гвоздодёры, молоток и клещи для ящиков; сбойки и молоток для вскрытия бочек, ключи для отвинчивания пробок металлических бочек; сметка и железный совок для крошек; ведро и таз для мытья инвентаря; щупы для взятия проб из мешков; дрожжерезки для предварительной нарезки дрожжей; ножи для нарезки упаковочной бумаги; держатели ярлыков—указателей цен,подстановка длявыставки образцов товара, банки, вазы, коробки и т. п. для этой же цели; конторские счёты, наколки для чеков.

     Тип прилавка, принятого в то время для бакалейной торговли, показан на рисунке ниже.

 

 

Тип прилавка, принятого в магазинах бакалейных товаров 50-х годов(вид со стороны покупателя)

 

 

 

Тип прилавка, принятого в магазинах бакалейных товаров 50-х годов(вид со стороны продавца)

 

 

 

     Шкафы рекомендовались с закрывающимися стеклянными дверками в верхней части, но такие шкафы успешно заменяли открытыми пристенными полками глубиной 15—20 см в верхней части.

 

 

Шкаф с закрывающимися стеклянными дверками в верхней части

 

 

 

     Применение неглубоких полок позволяло хорошо показать товары, большинство которых продавалось в фасованном виде, и высвобождало площадь, нерационально занимаемую более глубокими стандартными шкафами. При таком оборудовании красивее выглядил весь торговый зал; рабочие же запасы товаров полностью размещались на крышке прилавка и в нижней его части.

 

     Хранение. Крупу, макаронные изделия, сахар и соль необходимо было хранить в сухих, чистых, прохладных и хорошо вентилируемых помещениях, обособленно от товаров, имеющих специфический запах (рыба, сельдь, мыло и т.п.). Соль должна была храниться отдельно от других бакалейных товаров. Крупу и сахар следовало хранить в мешках; макаронные изделия — в ящиках деревянных, крафт-мешках, картонных ящиках; соль — в ларях, ящиках или в таре, в которой она прибыла. Товары в мешках, а также макаронные изделия и соль в пачках укладывались на деревянные подтоварники на расстоянии не менее 20 см от стен. Штабели — высотой не более: крупа — 8—10 мешков, сахар-рафинад — 6 мешков, сахар-песок — 7—8 мешков. Штабели должны были периодически перекладываться. Между отдельными штабелями товаров должен быть проход шириной не менее 75 см. Соль насыпью могла храниться в специальных закромах, имеющих плотный пол и стены. Пол закрома должен отстоять от пола кладовой на 15—20 см, а стены закромов — от стен кладовой на 20—30 см. Высота соли в закромах не более 2 м. Хождение по соли в закромах не допускалось. При больших размерах закромов для осмотра соли, её загрузки и выгрузки из закромов делали настилы из чистых досок. Сахар следовало осматривать не реже двух раз в месяц, обращая особое внимание на появление влажных пятен на мешках. Если они обнаружены, сахар должен был быть пересыпан в другие мешки. Табачные изделия, табак и махорка должны были храниться в отдельных помещениях, чистых и хорошо проветриваемых с температурой воздуха в помещении от +10 до +14°, относительная влажность воздуха 60—70%. Хранение табачных изделий и махорки в кладовых с повышенной или пониженной влажностью не допускалось. Нельзя их хранить и в одном помещении с другими, имеющими острый специфический запах, товарами (сельдь, мыло и др.), а также с такими товарами, как чай, кондитерские изделия, сахар и т.п. Ящики с табачными изделиями или махоркой укладывали в штабели на сухих и чистых деревянных подтоварниках. Высота штабелей ящиков с папиросами, сигаретами и табаком — не более шести, для махорки — семи ящиков. Размещали штабели не ближе чем 0,3 м от стен, а от окон, печей и радиаторов не ближе 1 м. Отдельно от других товаров должны были храниться также кофе и чай.

     Продолжительность хранения и реализации бакалейных товаров в магазине была обусловлена сроками, установленными государственной инспекцией по качеству; эти сроки указываются в сертификате. В бакалейных магазинах (отделах) должна была вестись систематическая борьба с грызунами (крысами, мышами) и вредителями товара.

    

     Подготовка товаров к продаже. Для быстрого обслуживания покупателей особое значение имела торговля бакалейными товарами в предварительно фасованном виде. Пакеты с фасованными товарами устанавливали на полки шкафов и прилавков по видам, сортам и отвесам. Весовой товар, кроме макаронных изделий, должен был быть высыпан в выдвижные ящики и лари с крышками. Держать крупу, сахар и соль на рабочих местах продавцов в мешках или ящиках запрещалось. Макаронные изделия, во избежание их ломки, могли продаваться из тары, в которой поступили от поставщика (фабричные ящики). Ящики с макаронными изделиями, как правило, располагали на внутренних полках прилавков.

     На прилавках должны были быть выставлены образцы всех имеющихся в продаже видов и сортов товара (крупы и макаронные изделия, сахар и соль), снабжённые ярлыками с указанием наименования, сорта и цены товара. Крупу, макаронные изделия, сахар и соль насыпали в пакеты (кульки) совками, предназначенными исключительно для данного товара. Пользование одними и теми же совками для отпуска разных товаров воспрещалось. Отпуск соли должен был производиться исключительно деревянными совками. Отпуск сахарной мелочи (кусков сахара весом менее 5 г каждый) при продаже сахара-рафинада допускается не свыше 1,5% в колотом сахаре и не свыше 3% в кусковом сахаре. Продажа отходов сахара (крошка и пыль) и макаронных изделий (крошка) воспрещалось. Эти отходы должны сдаваться для переработки. Министерством торговли СССР были установлены нормы убыли бакалейных товаров, поступающих в магазины в фасованном виде, при и продаже в магазинах без продавцов и в магазинах, торгующих штучными (фасованными) товарами (в % к обороту по продаже).

     Практика работы магазинов без продавцов показывала, что в этих магазинах широко должны были быть представлены следующие бакаленные и близко им сопутствующие товары: крупа и бобовые, мука, макаронные изделия, сахар, соль, чай, кофе, чае-кофейные напитки (в сухом виде), пищевые концентраты, крахмал, овсяные, кукурузные и пшеничные хлопья, толокно, детская питательная мука «Геркулес», панировочные сухари, сухофрукты, сухой кисель, дрожжи, специи, хрен, горчица, уксус, масло растительное, питьевая сода, мыло хозяйственное, стиральные порошки, табаки, табачные изделия — папиросы, сигареты, а также и спички.

 

     Упаковка бакалейных товаров при отпуске покупателям производилась в обёрточную бумагу, но лучше в пакеты, которые должны были быть подготовлены заранее; бумагу надо было предварительно нарезать листами. Однако большое разнообразие размеров замедляло пользование ими при отпуске товаров. Рекомендовались следующие размеры пакетов и бумаги для их склеивания.

 

 

 

 

     Завёртка товаров — довольно трудоёмкая работа, на нее затрачивалось 25—30% (а нередко даже более) всего времени отпуска товаров. Хорошая завёртка предохраняла продукты от загрязнения и потерь при переноске и даже при хранении в домашних условиях. Поэтому продавцы обязаны были уделять особое внимание технике завёртки товаров, стремясь сделать её быстро, аккуратно и красиво, возможно лучше обслужить покупателей, соблюдая экономию обёрточных материалов.

 

 

Гастрономические товары

Пряности

 

Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме