Марки коллекционные

      Марки коллекционные — почтовые марки как предмет коллекционирования.

 

      Почтовые марки, являющиеся знаком почтовой оплаты, представляют собой миниатюрные художественные произведения. Коллекеционирование почтовых марок носит название "филаталия" (от греческого филео - люблю + телос - сбор, пошлина).

 

    Кроме марок, филателисты коллекционируют также конверты и почтовые открытки с отпечатанными марками и другие знаки оплаты почтовой корреспонденции. Собирание марок способствует приобретению полезных сведений в области географии, истории и т.д. На почтовой марке (прямоугольной, квадратной, ромбической, треугольной, круглой) проставлены стоимость сбора (номинал) и название страны, выпустившей данную марку.

 


Изображение подготавливается

 

 

 

 

 

      Каждая марка художественно оформлена специально сделанным для неё рисунком, который для коллекционеров является главным ценным элементом почтовой марки, т. к. в нём заключается политическая, идеологическая, культурная и познавательная тематика.

 

      Первая почтовая марка была выпущена в Англии 6 мая 1840 г., первая русская почтовая марка вышла 10 декабря 1857 г., первые советские почтовые марки появились 5 августа 1921 г. (в период с 1917 по 1921 г. для почтовых целей использовались марки дореволюционной России с советскими надпечатками и др.).

 

      Каждое государство выпускает свои почтовые марки. К 1957 г. вышло свыше 100000 марок основных типов. Они выпускаются одиночными марками, сериями, блоками.

 

       Серию составляет группа марок одного выпуска, приуроченного к определённому событию в стране. Марки, входящие в одну серию, объединены одной темой и большей частью оформлены по единому художественному замыслу. Блок представляет собой одну или несколько марок, напечатанных на отдельном специально оформленном листке.

 

 

 

Почтовые марки

 

 

 

 

 

      Коллекционирование марок несколько лет назад пошло на убыль. Серьёзный удар по коллекционированию маров в странах бывшего СССР нанёс развал державы. Многие коллекционеры не смогли приспособиться к новым названиям стран. Например страна РФ, стала наносить на марки загадочную надпись "ROSSIJA" (россиджа, россиха и т.п.), портящую восприятие даже очень талантливо выполненныхавторами миниатюр.

      Поэтому дальше будем писать в прошедшем времени. 

 

     Коллекционные марки классифицировались по странам, какими они были выпущены. В пределах каждой страны в свою очередь они классифицировались в хронологическом порядке, т. е. в порядке последовательности выпуска в свет, или по тематике рисунка. Кроме того, марки различались в зависимости от особенностей каждого элемента марки — способа воспроизведения рисунка, расцветки и оттенков цветов, вида, цвета и качества бумаги, зубцовки, номинальной стоимости, надпечаток и т. д.

 

     Тематика рисунков марок бывали самой разнообразной. Рисунки бывали строго официальные — государственные гербы, портреты государственных деятелей или просто цифры номинала марки, — а также отображающие политический строй, географические и этнографические особенности, язык, монетную систему, военные и политические события, юбилейные даты, спорт, народное хозяйство и научные открытия, фауну, флору и т. д. Разнообразие тематики марок, художественное исполнение, богатство расцветок способствовали особенной популярности собирательства коллекционных марок.

 

      Рисунки на марках воспроизводились различными полиграфическими способами. При изготовлении первых почтовых марок применялись три способа печати: гравюра на металле, типографский и литографский способы. Используются и другие способы печати: фототипия, меццотинто, офсет и др. Кроме рисунков, на некоторых марках бывали надпечатки, вызванные необходимостью очень быстро создать новую почтовую марку (в связи с изменением почтового тарифа, падением стоимости денег, сменой правительства, ознаменованием какого-либо события и т. д.), если по техническим причинам выпуск специальных марок запаздывал.

       Надпечатки обычно указывали новый номинал марки, памятную дату, новое название государства или изображали новый герб.

       В зависимости от способа оформления края марки бывали зубцовые и беззубцовые. До изобретения перфорационной машины (1852 г.) выпускались только беззубцовые марки (без перфорации). После 1852 г. выпускали беззубцовые марки наряду с зубцовыми. Нередко одну и ту же серию выпускали с зубцами и без зубцов. Филателистически они рассматривались как две самостоятельные серии и оба выпуска являлись обязательными в ассортименте сети, торгующей коллекционными марками. Зубцы по краям марки образовывались при отделении перфорированных марок от листа или одной марки от другой. В зависимости от устройства перфорационной машины зубцы могли быть крупные или мелкие.

 

 

Зубцемер

 

 

 

      Единицей измерения зубцовки принято считать количество зубцов, помещающихся на отрезке длиной в 2 см. Например, если говорят зубцовка 10 — это значит, что на каждые 2 см края марки приходится 10 зубцов. Зубцовка бывает от 7 до 16½. Число зубцов на каждой стороне марки могло быть различным. Определялось количество зубцов при помощи филателистического зубцемера. Зубцемеры изготовлялись из плотного непрозрачного или прозрачного материала, на него были нанесены шкалы с возможными вариантами зубцов. Край марки накладывался на зубцемер и передвигался со шкалы на шкалу до полного совпадения зубцов марки с зубцами на соответствующем отрезке шкалы зубцемера. Прозрачным зубцемером можно было пользоваться для измерения зубцовки марок, уже наклеенных в альбом; такой зубцемер накладывали на марку. Измерение производилось на каждой стороне; оно велось в определённом порядке — по часовой стрелке, начиная от верхнего горизонтального края марки.

 

     Коллекционные марки бывали чистые и гашёные. Гашёные отличались от чистых тем, что на них имелся штемпель гашения и они уже не могли служить знаком почтовой оплаты. Гашёные марки являлись полноценными для коллекционирования, будучи одновременно значительно дешевле чистых (негашёных) марок. При тематическом коллекционировании предпочитали чистые марки, т. к. в этом случае важно было полностью сохранить изображение, что не всегда было возможно при наличии почтового штемпеля.

 

      Штемпеля гашения бывали обычные и специального назначения. Последние являлись одновременно и памятными, т. к. они не только говорили о прохождении маркой почты, но и напоминали о событии, с которым был связан данный выпуск марок. Так, в 1923 году в СССР была выпущена серия марок, посвящённая Первой Всероссийской сельскохозяйственной выставке, почтовым отделением на территории выставки эти марки гасились специальным штемпелем. Аналогично гасились коллекционные марки, посвящённые Первой Всесоюзной филателистической выставке в Москве (1932 г.), марки, выпущенные к столетию со дня смерти А. С. Пушкина (1937 г.), к стопятидесятилетию со дня рождения А. С. Пушкина (1949 г.) к Первому съезду архитекторов (1937 г.), к филателистической выставке во время VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957 г.), к Международной неделе письма (6—12 октября 1957 г.) и т. д.

 

      Коллекционные марки прикрепляли к листам альбома в подвесном состоянии, на специальных наклейках (шарнирах) из тонкой гуммированной (покрытой с одной с троны клеем) бумаги. Наклейку перегибали клеевой стороной вверх и аккуратно увлажняли при помощи пальца или губочки; 1/3 наклейки приклеивали к верхней части оборотной стороны марки, а 2/3 — к листу альбома. Такой способ прикрепления позволял изучать марки со всех сторон, определять способ печати, вид бумаги, зубцовку, повреждённые места и т. д., а также легко и без повреждения переклеивать марку с одного места на другое.

 

      Марки должны были иметь хороший внешний вид, быть в полной сохранности и отвечать следующим требованиям: не иметь грязных или жирных пятен ни с лицевой, ни с оборотной стороны, а также следов карандаша или чернил (за исключением марок, которые гасились только пером или карандашом). Рисунок зубцовой марки должен был быть хорошо центрирован и не пересекаться перфорацией (линией проколов), цвет рисунка должен был соответствовать цветам, в которых она была отпечатана; марка без зубцов должна была иметь вокруг рисунка поля (края) шириной 1,5—3,0 мм. Марки с зубцами должны были иметь все зубцы в полной сохранности (для этого при подготовке к продаже марок, получаемых в листах, их следовало предварительно 2—3 раза перегнуть по линии перфорации); штемпель на погашенных марках должен был быть не жирный, чёткий, занимать часть марки и не портить изображения; негашёные марки должны были иметь полноценную гуммировку (клей). Повреждёнными считались марки выцветшие, с повреждённым клеем или без клея (негашёные), с недостающими зубцами (для зубцовых марок) или с переломами, проколами, так называемыми тонкими местами (последние образовывались при неумелой или небрежной отмывке гашёных марок от конверта и в других случаях). Указанные дефекты делали марки неполноценным коллекционным материалом.

 

      Для предохранения марок от повреждений (сминания, склеивания) при продаже их следовало брать не пальцами, а специальным филателистическим пинцетом с гладкими плоскими концами.

 

    Хранили марки в сухом месте при нормальной комнатной температуре, т. к. от сырости они склеивались друг с другом, а от жары и сухости пересыхали, свёртывались, ломались. Коллекционные марки следовало оберегать от выцветания, не держать на открытом воздухе, особенно на солнечном свете, т. к. краски обычно легко выгорали и меняли свой нормальный цвет.

 

      Ассортимент марок должен был систематически и своевременно пополняться. Важным фактором торговли являлся показ марок, они выставлялись во внутримагазинных и оконных витринах для обозрения. О новых выпусках марок и имевшихся в продаже потребитель информировался различными способами, в т. ч. путём рассылки информационных бланков с перечнем ассортимента и цен, устройства филателистических выставок в школах, домах пионеров и в других общественных местах, организации консультаций по филателии при специальных магазинах с привлечением для этого филателистической общественности, выпуска художественных рекламных плакатов и т. д.

 

 

      Тематические альбомы кляссеры — альбомы с кармашками из прозрачной бумаги. Продажа филателистической продукции организуется в магазинах специального назначения, книжных и школьно-письменных принадлежностей, универмагах, киосках Союзпечати, школьных киосках, на книжных базарах и т. д. Наклейки, каталоги, альбомы для марок, кляссеры, тетради, зубцемеры, альбомные листы с сеткой для наклейки коллекционных марок, каталоги.

 

      Коллекционные марки продавались отдельными экземплярами, сериями, наборами, тематическими коллекциями. Серии и наборы фасовались в специальные прозрачные бумажные пакетики. В каждый пакетик вкладывался ярлык с указанием наименования выпуска, количества марок и цены. Для удобства обслуживания покупателя коллекционные марки в пакетах рекомендовалось держать у прилавка в специально приспособленных ящиках (типа картотечных), расположив их по восходящим номерам пакетов. Коллекционные марки в виде тематических коллекций поступали в продажу наклеенными в специальные красочные альбомчики.

      Наборы из разрозненных коллекционных марок продавались также наклеенными на отрывные листки специальных тетрадок, вставленными в кляс-

 

прейскуранты, методические листовки, рекламный материал, пинцеты и др. являлись обязательной принадлежностью при коллекционировании и обязательным сопутствующим товаром сети.

      Снабжением торговой сети коллекционных марок и филателистическими пособиями ведала филателистическая контора. Потребности иностранных филателистов удовлетворяла внешнеторговая всесоюзная организация «Международная книга».

 

Лит.: Каталог почтовых марок РСФСР и СССР 1917—1933, М., 1933; Почтовые марки СССР 1955. Каталог с иллюстрациями, М., 1955; Lipsla Briefmarken — Katalog, 1952; Ubersee, Bd 1—3, Lpz. (1951—1953); Llpsia Briefmarken — Katalog, 1954— 1955; Europa, Bd 1—2, Lpz. (1954—1955).

 

 

 

Почтовые марки СССР

 

 

 

Альбом для марок, кляссер

Конверты почтовые

Открытки