Линкруст

Линкруст

     Линкруст (лат. linum полотно + crusta корка) — отделочный материал с рельефным рисунком для покрытия внутренних стен помещений.

 

     Линкруст советского производства состоял из бумажной основы плотностью 180—200 г/м², с напрессованным на него слоем пластмассы. Пластмасса бывала различной и изготовлялась из растительных масел, жиров и их заменителей либо из синтетических смол, либо из пластифицированной нитроклетчатки с наполнителями (гипс сырец, асбестовая мука и т. п.). Наиболее распространённый в СССР был вид линкруста — глифталевый — изготовлявшийся из оксидированного кашалотового жира или из его смеси с соевым, хлопковым и тунговым маслом с добавкой наполнителей, пигментов и пластификатора (древесной муки, мела, литононных белил, парафина).

     Линкруст отличается прочностью и высокими гигиеническими свойствами — водостойкостью и гнилостойкостью. Обладая хорошей эластичностью, не разрывается и не коробится при усадке стены или перегородки.

 

      В зависимости от назначения линкруст подразделялся на стеновой и бордюрный.


     Полотнище линкруста по ширине с обеих сторон имеет гладкую, без узора, кромку шириной 3—10 мм, покрытую покровной массой. В соответствии с техническими условиями (ГОСТ 5724—51) поверхность линкруста должна была быть однородной и не иметь посторонних включений, разрывов, трещин, раковин, складок, дыр и царапин; лицевой слой не должен был отслаиваться от бумажной основы; полотно линкруста в рулоне не должно было слипаться и при температуре +5° должно легко раскручиваться без образования трещин. Если линкруст хотя бы кратковременно находится на холоде ниже 0°, необходимо было до развёртывания рулонов выдерживать их в течение 2 суток при температуре 15—17° (комнатной).

 

 

 

      Перед наклейкой полотнища линкруста, свёрнутые в тугие рулоны, расслаблялись и ставились стоймя в ванну с теплой водой (50—60°), где выдерживаются 3—5 минут. Вынутые рулоны ставились торцом на пол на 1 час для отекания воды. Затем рулоны разворачивали по частям на раскройном столе и разрезали на требуемые размеры. Заготовленные куски линкруста складывали в стопки лицевой стороной вниз и вылеживаются в таком виде не менее б часов до равномерного их расширения. Оклейка производится по хорошо просушенным оштукатуренным или деревянным стенам с влажностью не более 6—8%, при температуре не ниже +10°.

      Рецептура клея была примерно следующая (в %) декстрин от 40 до 46 вес. ч., мука пеклеванная от 18 до 12, карболовая кислота 0,25, алюминиево-калиевые квасцы 0,5, вода 41,3. Декстрин засыпался и размешивался в нагретой до 35—40° воде до получения однообразной массы, без комков. В воде предварительно растворялась карболовая кислота и квасцы. Приготовленному клею давали отстояться в течение 1 часа для полного набухания и снова тщательно перемешивали его в течение 10 мин. Пеклеванную муку смешивали с тёплой водой (25—30°) из расчета 1,2 л воды на 1 кг муки. В смесь добавляли при энергичном перемешивании еще 1 л кипящей воды. Затем клейстер кипятили 15 минут при перемешивании, после чего отцеживали через сито, имеющее 400 отверстий на 1см³, и давали остыть до комнатной температуры. Приготовленный клейстер вливали в декстриновый клей в количестве от 12 до 18% и тщательно перемешивали в течение 10 минут.

     Приклейку линкруста следовало производить свежеприготовленным клеем.

      Чтобы удержать полотнище во время приклейки от сползания вниз, его прижимали вверху деревянной планкой, прибиваемой к стене после выравнивания полотнища. Для лучшего прикрепления линкруста он окаймлялся по верхнему краю деревянными фигурными багетами, прибиваемыми гвоздями. Правильная приклейка линкруста обеспечивала его долголетнюю службу.

      В целях декоративности и для сохранности линкруста на стене его покрывали через несколько дней после наклейки (после высыхания клейстера) масляными красками. Покраску линкруста производили следующим образом: сначала линкруст покрывали более светлой краской; когда последняя совершенно высохнет, линкруст покрывали более тёмной, но сильно разжиженной краской; делалось это для того, чтобы, стерев посредством мягких неволокнистых тряпок с выступающих мест более тёмную краску, оставить ее только в углублениях узора, придать ему больше рельефности.

 

 

Линкруст

 

 

 

     Линкруст моется мылом и тёплой водой, не требуя больше за собой никакого ухода. При желании линктуст мог быть заново перекрашен масляной краской, однако надо иметь в виду, что при многократной перекраске линкруста тонкие детали рельефного рисунка затягиваются наплывами масляной краски, эффективность рисунка снизижается.

 

     Линкруст свёртывали в рулон с внутренним диаметром не менее 50 мм, без сердечника, лицевым слоем внутрь, обёртывали бумагой и упаковывали в деревянные тесовые ящики. После распаковки из ящиков линкруст должен был храниться в рулонах, обёрнутых упаковочной бумагой, поставленных на торец, в сухом помещении, желательно при температуре не выше 18° и не ниже 0°; при низких темпертурах линкруст становился ломким, при температуре выше 18° могло произойти слипание полотна линкруста внутри рулона. При транспортировании ящики или рулоны не следовало бросать; особенную осторожность необходимо было соблюдать при транспортировании линкруста на холоде.

 

 

Линкруст

 

 

    

 

      Линкруст использовали при оформлении стен советских вагонов метрополитена. Последние вагоны подобного исполнения можно было видеть в Москве на Арбатско-Покровской линии. Естественно, изготовить подобные вагоны с соответствующим покрытием нельзя, т.к. на линкруст плохо приклеиваются рекламные наклейки, которыми украшены современные вагоны. Да и предствить новомодные вагоны 81-720 "Яуза", напоминающие цинковые гробы, с линкрустом на стенах, невозможно. И новый 81-740 с дурным для метро названием "Русич", также будет достойно выглядеть, но без ажурных стен.

 

 

 

Серия юбилейных нагрудных значков "Именные поезда Московского метро"

 

 

 

 

 

 

Эскизы к серии значков "Именные поезда московского метро"
(Разработка оформления серии и изготовление эскизов - "Музей торговли")

 

 

 

 

 

     Достаточно широкое использование линкруста в быту прекратилось после начала использования моющихся обоев, которые стали изготавливаться с подобными линкрусту узорами. Сегодня линкруст при отделке помещений используется лишь профессионалами, готовыми приобреталь данный материал за рубежом, где также есть конкурирующий с линкрустом материал - Анаглипта (Anaglypta). 

 

Кстати, если говорить о метрополитене, то обязательно посетите проект наших друзей "Музей Киевского метро"! (2015.08.25 - почему-то ссылка не работает...)

 

 

 

Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме