Эмалевые художественные изделия

Эмалевые художественные изделия

     Эмалевые художественные изделия — изделия из металла с эмалевым декоративным покрытием.

 

 

    В производстве эмалевых художественных изделий применяются горячие эмали различных цветов и бесцветные (фондоны); последние используются чаще всего в качестве прозрачных грунтов, подкладываемых под цветную эмаль.

 

     Цветные эмали бывают прозрачными, полупрозрачными — опаловыми и непрозрачными — глухими. Глухие эмали полностью скрывают металлическую основу изделия; при использовании прозрачных и опаловых эмалей просвечивает обработанная поверхность металла. Прозрачные и глухие эмалевые покрытия накладываются на высокопробное серебро, медь, томпак или биметалл (сталь, плакированная томпаком).

 

     При изготовлении эмалевых художественных изделий (главным образом массовых сувениров и значков) применяются также т. н. холодные эмали, при наложении которых на металл обжиг не требуется. В качестве холодных эмалей используются мочевинно-формальдегидные составы — органические соединения (смолы), окрашенные стойкими красителями.

    В  эмалевых художественных изделиях применяются выемчатая, перегородчатая эмаль; эмаль по скани, по штамповке; оконная, расписная эмаль и др. Наиболее древней является техника выемчатой эмали, при которой эмаль помещается в углубления, вырезанные или оттиснутые на металле. В изделиях с перегородчатой эмалью на их поверхность напаиваются тонкие перегородки, разделяющие эмалевое покрытие. В одних случаях перегородки выступают над поверхностью эмали, в других — заполировываются заподлицо с эмалевым покрытием и образуют на нём тонкий линейный узор (техника cloissone). В некоторых эмалевых художественных изделиях эмаль сочетается с т. н. сканным узором, выполненным из кручёных и провальцованных проволочек (см. Филигранные художественные изделия). Углубления и перегородки под эмаль обычно делаются при помощи штамповки. Иногда штамповка имитирует сканный рисунок. В оконных эмалях прозрачная эмаль заполняет сквозные отверстия или ячейки, причем цветной эмалевый узор может рассматриваться напросвет. Особый вид эмальерного искусства представляет роспись по эмали, которая выполняется специальными керамическими красками.

     Изделия с эмалью по штамповке с гладкошлифованной перегородчатой эмалью (типа cloissone) выпускались Ленинградской и Таллинской ювелирными фабриками. Ленинградская ювелирная фабрика изготовляла эмалевые винные приборы, чашки с блюдцами, стопки, портсигары, флаконы для духов, броши и кольца; Таллинская — кувшинчики, солонки, судки, чайные и десертные ложки, броши, браслеты, отличающиеся своеобразием орнаментального оформления, в котором используются мотивы народного эстонского искусства. Превосходными по качеству и художественным достоинствам изделиями с гладкошлифованной перегородчатой эмалью (декоративные вазы, чаши) славилась Китайская Народная Республика.

     Изделия со сканной и перегородчатой эмалью или эмалью по штамповке, главным образом ларцы, вазочки, мелкие ювелирные украшения, выпускались артелью «Московский ювелир» и некоторыми артелями Красносельского ювелирного промысла.

     Штампованные изделия с горячей и холодной эмалью (сувениры, значки, воинские знаки различия) производились многими предприятиями Москвы и Ленинграда, в т. ч. мастерскими Гознака, московской артелью «Победа», Щербинским заводом штампованных изделий.

      Изделия с расписной эмалью изготовляли Ленинградская фабрика № 2 (бывшая артель «Ленэмальер») и артель «Ростовская финифть» (г. Ростов-Ярославский). Изделия фабрики № 2 — туалетные коробочки, пудреницы и др. — имеют сувенирный характер и оформлялись в большинстве случаев живописными изображениями архитектурных памятников Ленинграда. Распространенными мотивами росписи по эмали в изделиях артели «Ростовская финифть» (туалетные коробочки, броши, сумочные зеркала) являются изображения цветов, пейзажи. В уникальных образцах встречаются изображения архитектурных памятников, портреты деятелей культуры и искусства. Роспись производится на модных пластинках, покрытых белой фоновой эмалью. На поверхность пластинки по трафарету переносится контурный рисунок. Живопись выполняется в несколько этапов, каждый из которых завершается обжигом для закрепления красочного слоя. Краски накладываются мелкими мазками и врастирку — тонким слоем. Наряду с этим применяется техника наложения красок мелкими точками, благодаря которой достигаются равномерная прокладка тона и постепенные переходы от одного тона к другому. Оригинальные и уникальные изделия подписываются мастером-живописцем. Подпись мастера обычно помещается с краю на лицевой стороне пластинки.

    Изделия артели «Ростовская финифть» экспонировались на Брюссельской международной промышленной выставке 1958 года. Артели была присуждена золотая медаль.

 

 

    Эмалевые художественные изделия должны обладать чистотой и яркостью цвета и гармоническим сочетанием цветов (блеклость и потемнение цвета обычно являются результатом пережога эмали). Эмалевое покрытие должно иметь гладкую блестящую поверхность, без неровностей, потеков, трещин, царапин, инородных вкраплений (в виде темных точек), пузырьков, матовых пятен. В изделиях с выемчатой, перегородчатой и сканной эмалью эмалевое покрытие не должно выходить за пределы рисунка; границы эмалевого покрытия должны быть чёткими.

 

      Общие сведения, упаковка, маркировка, хранение эмалевых художественных изделий, технология приготовления и виды эмалей  — см. Металлические художественные изделия.

 

 

 

 

 

 

Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме