Бельё

 

 

     Бельё - группа швейных изделий, изготовляемых из тканей (Бельё тканевое) и из трикотажного полотна (Бельё трикотажное).

Основные положения оптовой и розничной торговли бельё относились одинаково ко всем видам этих товаров.


Оптовая торговля тканевым и трикотажным бельём
производилась в основном торговыми организациями Министерства торговли СССР и потребкооперации. Министерство торговли СССР осуществляло оптовую торговлю всеми видами белья через Главное управление оптовой торговли швейными, трикотажными, чулочно-носочными, меховыми товарами и головными уборами - Главторгодежду. Основные положения по оптовой торговле тканевым и трикотажным бельём такие же, как для всех швейных товаров и трикотажных изделий (Швейные изделия). Исключение составляли лишь строчевышитые швейные товары, поставка которых торгующим организациям производилась через специализированные республиканские, краевые, межобластные торговые базы Главгалантереи. Особенность оптовой торговли тканевым и трикотажным бельём заключалась в согласовании ассортимента между поставщиками и торгующими организациями. Главторгодежда давала государственной промышленности заказ на поставку тканевого белья в числе швейных товаров. Сводный заказ составлялся на год с поквартальной разбивкой на основе заказов розничных торгующих организаций в соответствии с суммой выделенных фондов.



Розничная торговля тканевым и трикотажным бельём
производилась узкоспециализированными секциями универмагов и магазинами "Бельё", специализированными галантерейно-трикотажно парфюмерными магазинами, трикотажными отделами (секциями) промтоварных магазинов и универмагов (городских и сельских), а также магазинами сельпо, палатками и киосками. Строчевышитое тканевое бельё реализовывалось через узкоспециализированные магазины и секции универмагов или через галантерейные отделы (секции) магазинов. Спортивное трикотажное бельё - через отделы спорттоваров или специализированные магазины спорттоваров.

Торговля бельём в розничных торговых предприятиях осуществлялась в соответствии с Основными правилами работы магазина, утверждёнными приказом Министра торговли СССР № 107 от 14 февраля 1951 г. и Правилами розничной торговли швейными товарами и трикотажем, утверждёнными приказом № 896 от 22 октября 1951 г. Ассортимент белья для каждого магазина определяется в зависимости от особенностей спроса покупателей, типа магазина, объёма товарооборота. Для каждого типа магазина разных городов по белью был установлен обязательный ассортиментный минимум.



Устройство и оборудование специализированного магазина для белья
или секции промтоварного магазина должны были обеспечить нормальные условия для продажи и хранения белья, облегчить широкий и всесторонний показ товаров покупателям, способствовать повышению производительности труда работников прилавка. Рабочее место продавца белья и трикотажа оборудовалось шкафом с выступом. Высота выступа 210 см, глубина полок в верхней части шкафа 40 см, в нижней - 60 см. В зависимости от потребности в верхней части шкафа устанавливались две или три выдвижные полки. Эта часть шкафа могла быть открытой или иметь раздвижные застеклённые дверцы, а нижняя имела глухие дверцы или 6-9 ящиков. Для организации показа товара часть полок в верхней части шкафа, как правило, снимались, и в образовавшейся нише устанавливалась витрина для выставки образцов товаров, имевшихся в продаже.

 

Прилавки - витрины для товара делались высотой в 90 см и глубиной в 70 см. Внутри прилавка могло быть устроено электроосвещение для лучшего показа выставленных образцов. Верхняя часть прилавка представляла собой застеклённую витрину (пульт) с выдвижными лотками. Нижнюю часть его оборудовали выдвижными на роликах ящиками (6 или 9, в зависимости от длины секции). Шкафы и прилавки рекомендовалось изготовлять в виде отдельных секций длиной 1,0 и 1,5 м. Количество необходимых шкафов и прилавков определялось из расчёта 2,0-2,5 м на одного продавца.

 

Организация рабочего места. К шестидесятым годам прогрессивной формой торговли белья являлась торговля в узкоспециализированных магазинах "Бельё" и в отделениях (боксах) по продаже отдельных видов белья по размерам. При этом наиболее правильно и целесообразно был разрешён вопрос культурного обслуживания покупателей. Изолированные отделения салонного типа по продаже мужских сорочек оборудовались в больших универмагах. Размеры сорочек, продаваемых в каждом отделении, указазывались крупным шрифтом на верхних частях шкафов. При наличии четырёх отделений в первом продавали сорочки размеров 36-38, во втором - сорочки 39-го размера, в третьем - 40-го, в четвёртом - от 41-го до 48-го. Размеры 39 и 40 выделялись как наиболее ходовые. Каждое отделение снабжалось кассовым аппаратом.

 

Продавцы консультировали покупателей по качеству сорочек, помогали в их выборе. Покупателям была представлена широкая возможность выбора товара, т. к. на полках-витринах выставлялся весь ассортимент, имевшийся в продаже. Если покупатель затруднялся в определении размера сорочки, он мог сам его узнать, воспользовавшись индивидуальным бумажным полуметром, который обычно вкладывался в покупку. На оборотной стороне полуметра была напечатана памятка по уходу за изделиями из искусственного шёлка, в то же время он служил средством рекламы. В шкафах-витринах и застеклённом прилавке, кроме сорочек, показывался сопутствующий ассортимент: галстуки, носовые платки, носки, а также запонки, пластмассовые косточки для воротничка сорочек, рукаводержатели и т. д. За выбранную сорочку деньги получал продавец, тут же пробивал в кассе чек, накалывал его на наколку и вручал покупателю упакованную покупку. В крупных универмагах имелись также киоски по продаже наиболее ходовых сорочек. Как правило, их устраивали рядом с прилавками по продаже тканей.

 

 


Продажа сорочек в секции

 

 

Организация секций по продаже тканевого и трикотажного белья проводилась в разных вариантах в зависимости от типа магазина и удельного веса бельевых товаров в его товарообороте. За основу было принято размещение белья по поло-возрастному признаку, т. е. отдельно мужское, женское и детское. Особо выделялось бельё для новорожденных. В секциях, имевших более трёх рабочих мест, бельевые товары могли быть размещены по назначению, отдельным видам, фасонам и размерам. Мужское тканевое бельё при выкладке на полках обычно подразделяли на верхнее и нижнее; трикотажное бельё - по видам изделий (фуфайки, кальсоны). Верхние сорочки размещали по фасонам (фантазии, с двумя воротничками и т. д.). Каждый фасон подразделяется по материалу (зефировые, поплиновые и т. д.). В отличие от верхнего нижнее мужское бельё размещали сначала по виду, а затем уже по фасону.
 



Женское бельё как тканевое, так и трикотажное размещалось сначала по видам (гарнитуры, комбинации, сорочки, панталоны), а внутри каждого вида по фасону и размерам. Женские дневные сорочки отделялись от ночных. Их раскладывали отдельными стопками в зависимости от характера отделки. Например, отдельно сорочки с кружевами, сорочки с аппликацией, с тюлем. Бюстгальтеры было удобно размещать отдельно по цвету, а затем уже по материалу и размерам.
 

 

Детское бельё, а также постельное (простыни, наволочки, пододеяльники и пр.) рекомендовалось выкладывать рядом с женским. Бельё для детей школьного возраста выкладывалось отдельно от бельё для детей дошкольного возраста. Внутри этих групп бельё для мальчиков отделялось от белья для девочек. Отдельные виды изделий выкладывались на рабочем месте по размерам. Самые ходовые размеры укладывались на полки отдельными стопками, менее ходовые - по нескольку размеров в одной стопке, причем наиболее ходовой из этих размеров должен быть наверху. При складывании белья нескольких размеров в одну стопку между изделиями каждого размера обязательно вставляют  картонную  или бумажную прокладку с обозначением размера. Выложенные стопки должны были размещаться правильными рядами; изделия разных цветов должны бли чередоваться, что придавало привлекательный вид рабочему месту. Наиболее рациональное хранение белья на рабочем месте осуществлялось в специальных местовых картонных коробках, оклеенных дерматином, ледерином или гранитолем.
 

 

 

Местовая коробка для белья с прозрачной передней стенкой

 

 

Товар, находившийся в коробке, был виден покупателю через целлофановую или стеклянную торцовую стенку, не пылился, был удобен для показа, т. к. можно было снять с полки всю коробку. В коробку не рекомендовалось класть изделия более двух размеров. Тканевое бельё на полках не следовало укладывать высокими стопками: во-первых, из такой стопки неудобно брать изделия; во-вторых, бельё мнется, теряет свой вид и грязнится от частого прикосновения к нему руками. В особенности неудобна и недопустима укладка в высокие стопки сорочек с двумя пристёгивающимися воротничками, сорочек с грудью пике и др. В одну стопку целесообразно укладывать определённое количество изделий.

 

 

Бельё в стопках

 

 

Для наглядности показа на полках шкафа товары одного вида выкладывались на подставках вместе с сопутствующим ассортиментом. Все выставленные образцы снабжались ярлыками с указанием наименования, сорта и цены товара.

 


Подготовка товаров к продаже. Тканевое и трикотажное бельё до подачи в торговый зал должно быть подготовлено к продаже.

К подготовке относились следующие операции: 1) рассортировка товаров по половозрастному признаку, назначению, фасонам и размерам; 2) маркировка - снабжение ярлыками магазина; 3) придание изделиям товарного вида - очистка от пыли и загрязнений, глажение некоторых видов, аккуратное складывание; 4) отборка и подача товара на рабочее место в торговый зал. Рабочее место продавца должно было быть обеспечено достаточным количеством изделий в полном ассортименте, имевшемся в подсобных помещениях магазина.
 

 

Местовая коробка для белья (в закрытом виде)

 

 

Местовая коробка для белья (в открытом виде)

 

 

Инвентарь. В магазинах и секциях, торговавших бельём, полагалось иметь следующий инвентарь: торговый (сантиметры, зеркала для примерки пижам), хозяйственный (счёты, наколки для чеков, щетки для удаления пыли, плечики), витринно-выставочный (подставки для мужских сорочек и для женского белья). Для показа мужских сорочек можно применять вращающийся стенд. Он состоял из лестнички, укреплённой на вращающемся круге. С помощью упора и винта обеспечивалась устойчивость подставки. Сорочки закреплялись с двух сторон лестнички. На подставке можно было красиво расположить до 10 различных сорочек одновременно.



Приёмы показа белья. Мужские сорочки с двумя пристегивающимися воротничками при показе раскладывались на прилавке перед покупателем в фабричной укладке. Не рекомендовалось выкладывать сразу большое количество рубашек. При более детальном показе на сорочку надевался воротничок, освобождались и показывались манжеты рукавов.

При показе сорочки "спорт" воротник обязательно следовало развернуть и расправить. При показе женских сорочек и комбинаций основное внимание следовало обратить на отделку груди и верха. Для этого выкладывалось несколько сорочек на прилавке.

Комбинацию при показе следовало развернуть во всю длину. Показывая пижамы, продавец был обязан предложить покупателю примерить её и помочь при примерке. Трикотажное бельё при показе должно было быть развёрнуто во всю длину.

 

Хранение. Запасы белья необходимо было хранить в сухих отапливаемых и хорошо вентилируемых помещениях с постоянной температурой. Бельё следовало хранить в закрытых шкафах или на полках стеллажей на расстоянии не ближе 20 см от стен и пола, не ближе 50 см от точек электроосвещения и 1 м от приборов отопления. На полках бельё должно было находиться либо в специальных коробках, либо в пачках, сложенных стопками. В случае хранения без коробок полки с товаром должны были закрываться занавесками.

Бельё размещалось вначале по половозрастному признаку - мужское, женское, детское; затем по видам изделий - сорочки, комбинации, кальсоны, панталоны и т. д.; потом по размерам. Для чёткой и правильной работы кладовой необходимо было за каждым товаром закрепить постоянное место. Во избежание залеживания товаров в торговый зал всегда подавался ранее поступивший в кладовую товар.

Изделия должны были периодически просматриваться, перекладываться и очищаться от пыли.


Лит.: Строгов Н. И., Оргтехника торговли промтоварами, М., 1953; Виноградов В. И. и Каминский Я. А., Оргтехника торговли промтоварами, М., 1954: Краюшкин В. В. и 3олотаревский И. Я., Торговля галантерейными товарами, М., 1952; Новости торговой техники № 1, 1955.

 



Ассортиментный минимум

Контрольно-кассовый аппарат

Бельевые ткани

Бельё для новорожденных

Бельё тканевое

Бельё трикотажное

 

 

Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме