Автомобили повышенной проходимости

      Автомобили повышенной проходимости - автомобили, у которых для большей проходимости по плохим дорогам и бездорожью все колеса являются ведущими.
 
 
 

Автомобиль повышенной проходимости ГА3-69

 

 
 
 
 
       Автомобильной проходимостью к шестидесятым годам для нужд народного хозяйства выпускались четыре типа колёсных легковых и грузовых автомобилей повышенной проходимости малой и средней грузоподъёмности - ГАЗ-69, М-72, ГАЗ-63 и ЗИС-151, - унифицированных по ряду основных агрегатов соответственно с автомобилями ГАЗ-М-20, ГАЗ-51 и ЗИС-150 (Автомобили легковые и Автомобили грузовые). Ниже приводятся данные по автомобилю повышенной проходимостью отечественного производства.
 
 
 

Автомобиль повышенной проходимости ГА3-69

 

 
 
 
      Автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-69 выпускался с кузовами двух видов: восьмиместным двухдверным металлическим с продольными откидывающимися сидениями (ГАЗ-69); пятиместным четырёхдверным металлическим с поперечными сидениями (ГАЗ-69А). Автомобиль предназначался для перевозки людей и небольших грузов на твёрдом грунте и мог преодолевать подъём до 30°. Автомобиль ГАЗ-69 унифицирован с легковым автомобилем ГАЗ-М-20 "Победа" по следующим основным агрегатам: двигатель, сцепление, коробка перемены передач, задний мост, тормозная система, электрооборудование и др. Автомобиль ГАЗ-69 отличается от автомобиля ГАЗ-М-20 "Победа" наличием рамы, переднего ведущего моста, раздаточной коробки, масляного радиатора, а также типом кузова, передней подвески и др. На автомобиле ГАЗ-69 установлена раздаточная коробка, назначение которой передать усилие от коробки передач на передний и задний ведущие мосты. В раздаточной коробке имеются две передачи с передаточными отношениями 2,78 и 1,15, которые позволяют увеличивать усилие, передаваемое к ведущим колесам. Переключение раздаточной коробки осуществляется отдельным рычагом. Кроме того, в раздаточной коробке имеется муфта, позволяющая включать и выключать передний мост. Муфта включения переднего моста имеет отдельный рычаг управления. Рычаги раздаточной коробки и муфты переднего моста сблокированы таким образом, что включение первой передачи раздаточной коробки не может быть произведено при выключенном переднем мосте, что предохраняет задний мост от перегрузки. От раздаточной коробки вращение передаётся к переднему и заднему мостам карданными валами. Передний ведущий мост имеет передачу, аналогичную заднему мосту. Для осуществления поворота передних колес последние соединены с полуосями моста с помощью шарниров, позволяющих одновременно передавать к колесам вращающее усилие и повёртывать их вокруг шкворней при изменении направления движения автомобиля. Подвеска передних и задних колес автомобиля осуществляется на продольных рессорах. Для гашения колебаний установлены четыре гидравлических поршневых амортизатора двойного действия. Кузов автомобиля снабжён брезентовым тентом с металлическим каркасом, имеет вентиляцию, обогрев, два электрических стеклоочистителя, зеркало заднего вида, противосолнечные козырьки, обогреватель стекла, четыре ящика для инструмента и другое вспомогательное оборудование. Для контроля за работой автомобиля на щитке кабины установлены следующие приборы: спидометр, указатель уровня бензина, масляный манометр, амперметр и указатель температуры воды в головке блока двигателя. На щитке также установлены сигнальные лампочки: зелёная - перегрев воды в радиаторе и красная - включение дальнего света в фарах. Автомобиль снабжён пусковым подогревателем, запасным шестилитровым бачком для масла и двумя бензобаками.
 
 
 

Автомобиль повышенной проходимости М-72

 

 
 
 
     Автомобиль повышенной проходимости М-72 - легковой пятиместный автомобиль, модификация легкового автомобиля М-20 (Автомобили легковые). Отличается от него изменённым передним мостом, обеспечивающим привод на передние колёса, дополнительной раздаточной коробкой и изменённой передней подвеской. Автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-63 по основным агрегатам унифицирован с грузовым автомобилем ГАЗ-51 (Автомобили грузовые).
 
 
     В отличие от автомобиля ГАЗ-51 на нём за коробкой передач установлена двухступенчатая раздаточная коробка, аналогичная коробке автомобиля ГАЗ-69, и, кроме того, передний мост является ведущим. Раздаточная коробка имеет две передачи: прямую (с передаточным отношением 1) и понижающую (с передаточным отношением 1,96). Управление раздаточной коробкой осуществляется двумя рычагами: одним - переключающим передачи и другим - включающим передний мост. Оба рычага сблокированы, не допускают включения понижающей передачи при выключенном переднем мосте. Передний ведущий мост имеет передачу, аналогичную заднему мосту, и шарнирное соединение колёс с ведущими полуосями. Подвеска передних и задних колёс автомобиля выполнена на продольных рессорах. Задние рессоры двойные (с подрессорниками). Для гашения колебаний на передних рессорах установлены два гидравлических поршневых амортизатора двойного действия. Кабина металлическая, оборудована двухместным пружинным сидением, двумя вакуумными стеклоочистителями, зеркалом, стеклоподъёмником и другим вспомогательным оборудованием. Для контроля за работой автомобиля на щитке кабины установлена комбинация приборов, состоящая из спидометра, указателя уровня бензина, масляного манометра, амперметра и указателя температуры воды в головке блока. Автомобиль ГАЗ-69 снабжён пусковым подогревателем, аналогичным пусковому подогревателю ГАЗ-51, запасным масляным бачком ёмкостью 6 л и двумя бензобаками.
 
 
 

Автомобиль повышенной проходимости ЗИС-151

 

 
 
 
       Автомобиль повышенной проходимости ЗИС-151 по основным агрегатам унифицирован с автомобилем ЗИС-150 (Автомобили грузовые) и по некоторым деталям с автомобилем ГАЗ-63. За коробкой передач установлена двухступенчатая раздаточная коробка. Усилие, подводимое к раздаточной коробке от коробки передач, разделяется между двумя задними и передним мостами. Каждый мост соединён с раздаточной коробкой карданным валом (второй задний мост соединён двумя карданными валами с промежуточной опорой). В раздаточной коробке имеется две передачи: первая с передаточным отношением 2,44 и вторая с передаточным отношением 1,24. Раздаточная коробка управляется двумя рычагами, позволяющими включать первую или вторую передачу на два задних моста и включать или выключать передний мост. Рычаги раздаточной коробки сблокированы, чем исключается включение первой передачи при выключенном переднем мосте. Все три моста автомобиля ЗИС-151 имеют одинаковую одноступенчатую передачу, аналогичную по устройству главной передаче автомобиля ГАЗ-51. Передний ведущий мост имеет, кроме того, шарнирное соединение колёс с полуосями. Подвеска передних и задних колёс осуществлена на продольных рессорах. Задние рессоры двойные (с подрессорниками). На передних рессорах установлены два гидравлических поршневых амортизатора двойного действия. Кабина цельнометаллическая с теплоизоляцией, оборудована трёхместными пружинными регулируемыми сидениями, стеклоочистителями, зеркалом, стеклоподъёмником и другим вспомогательным оборудованием.
 
 
     Для контроля за работой автомобиля на щитке кабины установлены приборы: указатель уровня бензина, указатель давления масла в двигателе, спидометр, указатель температуры воды в головке блока, амперметр и манометр, указывающий давление воздуха в баллоне тормозной системы.
 
 
 

Автомобили повышенной проходимости

 

 

Автомобили повышенной проходимости

 

 
 
Автомобили
 
Автомобили грузовые 
 
Автомобили легковые
 
Автомобили СССР