Бюро обслуживания
Бюро обслуживания организовывались в крупных торговых предприятиях с целью создания удобств для покупателей. Услуги, оказывавшиеся бюро обслуживания покупателям, весьма разнообразны и сводились главным образом к облегчению покупателю условий приобретения товаров и экономии его времени. Примером может служить бюро обслуживания, организованное при Государственном универсальном магазине (ГУМе) в Москве.
Бюро обслуживания ГУМа имело в своем составе:
1) справочную, связанную телефонами со всеми секциями универмага и быстро выдававшую справки о наличии в них товаров;
2) сборную кассу, дававшую возможность покупателям все покупки, сделанные ими в разных секциях, оплатить и получить сразу в одном месте - бюро обслуживания;
3) стол упаковок и оформления подарков;
4) камеру хранения, куда можно было сдать на краткосрочное хранение (3-4 часа) всякие вещи, кроме продовольственных товаров;
5) комнату матери и ребёнка;
6) стол находок утерянных посетителями вещей (здесь вещи хранились в течение 3 месяцев);
7) стол ответов на вопросы потребителей о товарах.
Кроме того, при бюро обслуживания ГУМа на договорных началах функционировали:
1) стол доставки товаров на дом;
2) гравёрная и ювелирная мастерские;
3) киоск справки;
4) пункт приёма заказов на такси;
5) киоск Союзпечати;
6) концертная и театральная кассы, продававшие билеты во все концертные залы и театры столицы.