Шляпы

 

 

       Шляпы - ранее популярный и незаменимый головной убор. В настоящее время используется, к сожалению, очень редко, например, на пляжах отдыхающими, или артистами, иной раз превращающими ношение шляп в балаган из-за отсутствия навыка ношения. А уж зачем нужен на шляпе бантик - вообще мало кто знает!

     Запомните: на мужской шляпе банкик на ленте должен быть только слева! Он показывает, где перед, а где задняя часть. Это во-првых. А во-вторых, даёт всем понять, культурный человек или просто "шляпу надел"!

       А что как не шляпа может подчеркнуть нужное и скрыть лишние детали? Шляпа может добавить мужественности, бесшабашности, загадочности. Она показывает стремление как быть самим собой, так и стать кем-то другим. Говоря о шляпах для иллюстраций возьмём изображения отличных актёров в этом головном уборе.

 

 

Донатас Банионис в шляпе смотрится великолепно!

 

 

 

       Шляпы подразделяются на мужские, женские и детские. По назначению бывают бытовые, или общего назначения, и специальные. К бытовым относятся обычные шляпы, независимо от их материалов, фасонов и сезонов носки, национальные, характерные для отдельных народов (фески, гуцульские шляпы с пёстрыми украшениями, грузинские круглые женские шапочки и т. п.), курортные (рассчитанные на защиту головы от солнца), охотничьи (небольшие фетровые шляпы с торчащим пером) и прочие. К специальным относятся шляпы, применяемые в специальных производственных условиях (форменные — защитные военные для службы в жарком климате, шахтёрские, для горячих цехов и др.).

 

        Конечно, бывают отклонения от этих подразделений. Так, женские фетровые английские шляпы почти в точности совпадают с некоторыми фасонами мужских; национальная шляпа кавказских горцев, широкополая из белой шерсти с оторочкой из козьего меха, очень распространена в качестве курортной шляпы как мужской, так и женской; национальная мужская шляпа албанцев и многих арабских народов — феска, применяется как модная женская шляпа, мужская шляпа страны басков (баскская шапочка) — берёт ныне повсеместно применяется как мужская и как женская.

 

 

      Шляпы изготовляются: фетровые (пуховые и шерстяные), войлочные, поярковые, меховые, кожаные, перьевые, тканевые, трикотажные, кружевные, из древесной стружки, листьев, трав, корней, соломы, крученой бумаги, синтетических материалов и комбинаций нескольких материалов.
 
 
 
Фетровые шляпы изготовляются из фетровых колпаков (см. Колпаки для шляп, Фетр).
 
 
 
Войлочные и поярковые шляпы — из колпаков кустарного производства из грубой или поярковой шерсти.
 
 
 
Меховые шляпы изготовляются из выделанных натуральных или крашеных шкурок (см. Пушно-меховые товары) с коротким плоским волосяным покровом: каракуля (преимущественно с мелким завитком), каракульчи, мерлушки, котика, мехов, выделанных под котик; женские шляпы — также из крота, белька (детёныши тюленя), белки, нерпы; детские — из беличьих черев и из искусственных (см. Мех искусственный).
 
 
 

Ростислав Плятт в строгой шляпе

 

 

 

Кожаные шляпы изготовляются из галантерейной кожи (шеврет и др.); шахтёрские защитные — из плотных кожтоваров.
 
 
 

Пример грамотного подбора шляпы (Harrison Ford)

 

 

 

 

Перьевые шляпы бывают только женские, изготовляются из целых птичьих шкурок (Пушно-меховые товары) и из отдельных перьев (Пухо-перовое сырьё). В последнем случае перья нашивают на ткань или фетр, наиболее крупные и красивые располагают в виде декоративной отделки.

 

 

Шляпы из тканей изготовляются мягкие из плотных (шерстяных, льняных) и лёгких (х.-б. пике, рогожки) шёлковых тканей и полужёсткие (из таких же тканей) — мужские формованные и проклеенные, женские на каркасах и прокладках. Шляпы из трикотажных полотен, кружев, тюля сходны со шляпами из тканей; трикотажные вырабатываются мужские и женские, остальные — только женские. Шляпы из древесной стружки спартри, представляющей собой рогожку, сплетённую из очень узкой стружки древесины мягких пород, изготовляются главным образом детские. Кроме обычных белых рогожек простого переплетения бывают узорчатые, сплетённые из стружек белых и крашеных. Мужские и женские шляпы из спартри распространены мало из-за непрочности и быстрого загрязнения. Изготовлялись в Белоруссии и северных областях РСФСР.

 

 

Шляпы из листьев, трав, корней, главным образом тропических растений, изготовляются из цельноплетеных конических заготовок (колпаков), завозимых в готовом виде из тропических стран. Основную массу их составляют рафия и манильская пенька.
 
Рафия — собирательное наименование материалов из кожицы гигантских листьев многих пальм. Качество рафии различно в зависимости от вида пальмы и способа изготовления заготовки; она бывает от нежной шелковистой до грубой жёсткой. Рафия применяется для мужских и женских шляп. В увлажнённом виде колпаки из рафии легко формуются в шляпы любого фасона. Размер поступающих заготовок позволяет получить любую шляпу.
 
Американские шляпы-панамы, плетённые из местных растений Центральной и Южной Америки, отличаются красивым видом, высоким качеством, прочностью, эластичностью и долголетней носкостью.
 
 
 
Соломенные шляпы изготовляются главным образом из китайской соломки-тесьмы, сплетённой из пшеничной соломы ручным способом. Китайская соломка бывает различной по качеству исходного материала, способу и рисунку переплетения, ширине и толщине тесьмы. Наиболее распространена тесьма шириной 3—7 мм. Лучшая соломка, из которой получаются тонкие и лёгкие шляпы, сплит — очень тонкая и узкая тесьма, её сплетают из разрезанных вдоль соломинок, взятых из участка стебля между колосом и первым коленом. Широко известна соломка фиу-киу, сплетённая из блестящих стеблей. Основное значение для качества соломенной тесьмы имеет равномерность по толщине, ширине и цвету.
 
     Неровная и пёстрая соломка даёт дефектные по пестроте шляпы. Соломку можно применять натуральной и окрашенной. Крашеная идет на женские и детские шляпы. Применяется также двухцветная соломка, сплетённая из стеблей разных цветов (итальянская соломенная тесьма-бриццоли). Соломенная тесьма отечественного производства используется в основном для национальных шляп. Из соломенной тесьмы шляпы изготовляются главным образом методом концентрической сшивки тесьмы. Соломенную тесьму в куфтах перед шитьём увлажняют, т. к. сухая солома ломка и в шитьё расщепляется. Пошив начинают с макушки, укладывая соломку параллельными витками спирали. Каждый виток накладывается на предыдущий, выступая на одинаковую ширину, и прошивается цепным швом на однониточной тамбурной машине либо пришивается впритык на специальной машине. Последний способ («флорентийский») даёт шляпы более тонкие и лёгкие. Нужная форма готовой шляпы достигается регулированием натяжения тесьмы при шитье, надеванием на фасонную болванку и сушкой на ней, после чего окончательно закрепляется проклейкой шеллаком и нитролаковым покрытием (проклейка столярным клеем или желатиной недоброкачественна и допускаться не должна). Женские и детские соломенные шляпы часто окрашиваются; окраска производится обычно перед проклейкой либо во время проклейки введением красителей в проклеивающий состав. Женские соломенные шляпы иногда изготовляют из фасонных полос, сшитых или сплетённых из соломенной тесьмы, а также комбинированные из соломы с шёлком, с фетром и т. д.

 

 

Шляпы из кручёной бумаги, являющейся заменителем соломки, плетутся по рисунку настоящих панам; основной материал — тонкий белый бумажный шпагат с водостойкой обработкой. Эти шляпы красивы, доброкачественны и хорошо имитируют дорогие центрально- и южноамериканские панамы, но срок их носки ниже.

 

 

Шляпы из синтетических материалов имитируют шляпы из разных материалов, сходных по виду: шляпы из тагаля (тесьмы, сплетённой из цветных целлофановых полосок) делают подобно соломенным, из искусственного меха с ворсом из синтетических волокон — подобно меховым и т. д.

 

        По выделке различают шляпы мягкие, полужёсткие, жёсткие и каркасные.
 
Мягкие шляпы характеризуются тем, что их форму можно относительно легко изменять; однако они должны обладать такой степенью устойчивости, чтобы форма, которую придают им, не изменялась при носке самопроизвольно. К этому виду относятся мягкие мужские фетровые шляпы.
 
Полужёсткие шляпы сохраняют форму, приданную им при изготовлении, но поддаются некоторым изменениям; таковы почти все виды соломенных шляп.
 
Жёсткие шляпы имеют постоянную форму, изменить которую трудно и нарушение которой ведёт к порче шляпы; к этому виду относятся: цилиндр, котелок, канотье.
 
Каркасные шляпы изготовляются из мягких материалов, обладают постоянной формой, которая создаётся скрытым внутри каркасом или жёсткой прокладкой; это шляпа типа широкополых женских шляп из мягких тканей на вшитом проволочном каркасе в полях и крахмальной марлевой прокладке в головке.
 
 
 

Пример правильного подбора шляпы и умения её носить (Gene Kelly)

 

 
 

Странная манера ношения шляп (Johnny Depp)

 

 

 

        По сезонному применению шляпы делятся чаще всего на три группы: летние, демисезонные и зимние, иногда на две группы: весенне-летние и осенне-зимние. К летним относятся шляпы из соломки, бумаги, листьев, лёгких тканей; к демисезонным — из фетра и шерстяных тканей; к зимним — меховые, перьевые, некоторые сорта фетровых (главным образом ворсовые), бархатные, плюшевые, из шерстяных тканей с утепляющей прокладкой из ваты или ватина. На сезонное деление влияют климатические условия местности.
 
 
 

Софико Чиаурели ловко сделала шляпу из боа

 

 

 

 

Требования к качеству

 

        Общими для всех видов шляп требованиями являются: правильная и устойчивая при носке форма, соответствующая задуманному фасону, правильное, надёжное и аккуратное, без видимых на поверхности швов, укрепление фурнитуры, подкладки и налобника, равномерная и правильная окраска без пятен, белесоватости, крапин и других дефектов; гармоничность подбора по расцветке материалов шляпы и отделки; правильность маркировки, устойчивость размера шляпы в носке (почти все шляпы в процессе носки несколько садятся, усадка не должна превышать 0,5 см по окружности), прочность окраски к воде и свету, отсутствие местных механических повреждений.

 

        В зависимости от материала и фасона шляп к ним предъявляются, кроме того, и другие, дополнительные, требования. Для фетровых шляп: равномерная окраска не только по поверхности, но и по толщине, отсутствие дефектов валки (однобокости, слабин, завалов, рубцов, местных утонений и утолщений, засечек, зарезов и задиров), плотность и упругость фетра на ощупь, чистая отделка поверхности — неравный ворс должен быть равномерно снят, а остатки его концентрически уложены вокруг головки и заглажены (затурованы); на велюровых должен быть густой стоячий ворс, равномерно подстриженный на высоте от 1,5 до 2,0 мм на ворсовых такой же ворс, уложенный вокруг головки; на длинноворсовых — подстриженный ворс, равномерно начёсанный по всей поверхности; на отделанных под замшу — коротко срезанный, малозаметный, нежный ворс, создающий на ощупь подобие замши. В меланжевых шляпах и с примесью синтетических волокон волокна разных цветов должны быть распределены равномерно по всей поверхности, создавая на расстоянии впечатление одноцветности. Подкладка должна быть пришита потайным швом или приклеена под налобником.

 

        Для шляп из соломки, трав, листьев и корней обязательны: отсутствие разноцветности и пестроты по цвету и оттенку; правильность и однородность цветового узора при намеренно разноцветном материале; строгая параллельность строчки и одинаковая по всей шляпе ширина соломки, тесьмы или полоски, образующей шляпу; водостойкость проклейки шляпы; воздухопроницаемость за счёт проницаемости самого материала либо за счёт просечки специальных вентиляционных отверстий в головке.
 
       Для шляп из тканей необходимы: правильность всех швов, параллельность строчки полей хорошо подобранными по цвету нитками, аккуратность заделки.

 

        Для шляп на каркасах и жёстких прокладках требуется, чтобы жёсткие части были хорошо закрыты, а мягкие ткани уложены так, чтобы шляпа производила впечатление мягкой и присутствие жёстких частей без прощупывания не обнаруживалось.

 

        Для меховых шляп необходимы: правильный подбор отдельных кусков меха с незаметными линиями их стыка; отсутствие заметных на поверхности швов (шитости); правильное распределение мягкой прокладки (ваты и др.) не только для утепления, но и для создания впечатления наполненности формы.

 

        Для национальных шляп обязательно соблюдение не только национального фасона, но и цветов, рисунков и расположения отделок в соответствии с национальными вкусами и обычаями.

 

 

Немного странная шляпа, но отлично подходит к роли (Олег Даль - Принц Флоризель)

 

 

 

       Приёмка шляп производилась со сплошным осмотром всех 100% предъявленных шляп и проверкой качества и состояния фурнитуры. Лабораторная проверка отобранных образцов производилась в порядке, установленном ТУ на отдельные виды.

 

        Подбор шляпы и умение её носить имеют большое значение. Одна и та же шляпа в зависимости от того, как она надета, может быть или не быть к лицу, оттенять выгодные или невыгодные стороны внешности. Весьма важно, чтобы работники прилавка изучили этот вопрос и, предлагая шляпу покупателю, умели подобрать подходящую к его наружности и дать совет, как лучше надеть её. От правильности обращения со шляпой зависит срок её носки.

 

        Особенно быстро теряется вид и фасон шляпа от небрежного обращения ссо шляпой, намокшей от дождя. Очень многие шляпы, в т. ч. все фетровые, соломенные и др., проклеивались при изготовлении; от влаги проклейка размягчалается, и шляпа приобретает ту форму, при которой она сохнет, поэтому мокрой шляпе надо перед сушкой придать нужную форму. В противном случае вполне доброкачественная, новая шляпа может потерять фасон, особенно это относится к полям.

 

Общие сведения — см. Головные уборы.

 

Колпаки для шляп
 
Мех искусственный
 
Пушно-меховые товары
 
Шляпы мужские

Фетр

 

Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме