Типовые правила обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети государственной и кооперативной торговли

от 01.02.1974

Типовые правила обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети государственной и кооперативной торговли

(утв. Приказом Минторга СССР № 19, Госстандарта СССР № 19 от 01.02.1974)

 

Утверждены
Приказом Министерства торговли СССР
и Государственного комитета
стандартов Совета Министров СССР
от 1 февраля 1974 г. N 19/19

 

 

ТИПОВЫЕ ПРАВИЛА

ОБМЕНА ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ, КУПЛЕННЫХ В РОЗНИЧНОЙ

ТОРГОВОЙ СЕТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И КООПЕРАТИВНОЙ ТОРГОВЛИ

(с изм. и доп., внесенными Приказами Минторга СССР,

Госстандарта СССР от 26.05.1978 N 132/165;

от 19.12.1978 N 294/381)


I. Порядок обмена промышленных товаров, для которых
установлены гарантийные сроки


1. Приобретенные в розничной торговой сети промышленные товары, для которых установлены гарантийные сроки, при обнаружении в них скрытых недостатков до истечения этих сроков по требованию покупателя обмениваются на новые в магазине по месту покупки или в другом магазине государственной или кооперативной торговли по месту жительства покупателя (в случае, если товары приобретены за пределами населенного пункта, в котором проживает покупатель) в следующем порядке:


а) телевизоры черно-белого изображения, комбинированные радиоустановки, радиолы, радиоприемники, магнитофоны, электрофоны и другие радиоаппараты в случаях:
если предприятие-изготовитель или мастерская гарантийного ремонта в течение 10 дней после обращения покупателя не смогут устранить выявленные неисправности по месту установки изделия или в мастерской;
если после одного сложного ремонта, не связанного с неисправностью вакуумных изделий (радиоламп, кинескопов и др., полупроводниковых приборов, конденсаторов и резисторов), эти товары нуждаются в повторном ремонте подобной сложности;
если после двух ремонтов, связанных с заменой или ремонтом недоброкачественных вакуумных изделий, конденсаторов, резисторов и полупроводниковых приборов, эти товары вновь нуждаются в ремонте.
Замена предохранителей ремонтом аппарата не считается;


б) пианино, рояли, велосипеды, стиральные машины, универсальные кухонные машины, швейные машины, кондиционеры и другие крупногабаритные изделия и электросчетчики - если предприятие-изготовитель или мастерская гарантийного ремонта не устранят недостатки в течение 10 дней после обращения покупателя, а также если после одного ремонта эти изделия вновь нуждаются в ремонте;


в) баяны, аккордеоны, гармони, кинокамеры, кинопроекторы, фотоаппараты, часы, пылесосы, полотеры, стабилизаторы напряжения, автотрансформаторы, электробритвы и другие электроприборы - если предприятие-изготовитель или мастерская гарантийного ремонта не устранят недостатки в течение 7 дней после обращения покупателя, а также если после одного ремонта эти товары вновь нуждаются в ремонте.
При неисправности часов в золотом корпусе обмену подлежит только механизм часов с выдачей на замененный механизм нового паспорта;


г) мотоциклы, мотороллеры, мопеды, цветные телевизоры, видеомагнитофоны, видеоприставки, видеокамеры, бытовые холодильники, моторы лодочные - если предприятие-изготовитель или мастерская гарантийного ремонта не приведут эти изделия в технически исправное состояние в двухнедельный срок после получения от покупателя заявки о необходимости ремонта, а также если после двух сложных ремонтов эти изделия вновь нуждаются в ремонте.
Обмен легковых автомобилей, рассмотрение и удовлетворение рекламаций их владельцев производятся в соответствии с Правилами продажи населению легковых автомобилей и мотоциклов с колясками;
(с изм. и доп., внесенными Приказами Минторга СССР, Госстандарта СССР от 26.05.1978 N 132/165; от 19.12.1978 N 294/381)


д) мебель - если магазин не устранит недостатки в недельный срок после заявки покупателя.
Магазин обязан произвести обмен мебели на изделия того же артикула, либо с согласия покупателя заменить мебель изделиями других артикулов, либо возвратить покупателю уплаченную им денежную сумму.
При необходимости обмена отдельных предметов, входящих в гарнитур мебели, производится замена всего гарнитура. Замена отдельных предметов гарнитура мебели может быть произведена с согласия покупателя.
Магазин может с согласия покупателя на основании заключения бюро товарных экспертиз уценить недоброкачественную мебель и выплатить покупателю розницу в цене с отнесением суммы уценки за счет предприятия-изготовителя.


2. Товары, перечисленные в подпунктах "а" (кроме выхода из строя товаров, связанного с неисправностью вакуумных изделий, полупроводниковых приборов, конденсаторов и резисторов), "б", "в" п. 1, обмениваются в течение первых 30 дней с момента приобретения без соблюдения условий, указанных в этих подпунктах, если в них выявлены недостатки, которые возникли не по вине покупателя и удостоверены справкой мастерской гарантийного ремонта.


3. Товары, перечисленные в п. 1 настоящих Правил, по выбору покупателя обмениваются на новые изделия той же марки (артикула), либо на такие же изделия другой марки с соответствующим перерасчетом денежной суммы, либо покупателю возмещается уплаченная им денежная сумма. Расчеты в этих случаях производятся исходя из денежной суммы, уплаченной при покупке товара.
Покупателям, которым товар был продан в кредит, денежная сумма возмещается в размере погашенного кредита к моменту возврата товара.


4. Если в магазине на момент возврата недоброкачественного товара не имеется необходимых изделий для обмена, а покупатель отказывается от получения денежной суммы, магазин обязан принять товар, выдав покупателю квитанцию. При первом поступлении соответствующего товара магазин обязан известить об этом покупателя, а при отказе покупателя получить товар ему возвращаются деньги.


5. В случаях, предусмотренных подпунктами "а", "б", "в", "г" п. 1 настоящих Правил, мастерская гарантийного ремонта выдает справку на замену неисправного изделия на новое (кроме легкового автомобиля) в трех экземплярах, два из которых вручаются покупателю, а один остается в мастерской (форма справки прилагается).


6. Для учета претензий покупателей по качеству указанных выше товаров мастерские гарантийного ремонта ведут специальный журнал, в который вносятся следующие данные: фамилия и местожительство покупателя, существо и дата поступления претензии, принятое решение по претензии.


7. Обмен недоброкачественных товаров, для которых установлены гарантийные сроки, производится магазином немедленно (исключения допускаются с согласия покупателя). При этом покупатель должен представить паспорт (гарантийный талон) на изделие и два экземпляра справки мастерской гарантийного ремонта. Магазин после обмена товаров высылает указанные документы заводу-изготовителю. Один экземпляр справки мастерской гарантийного ремонта остается в магазине.


8. Начало гарантийного срока исчисляется со дня продажи изделия через розничную торговую сеть. При обмене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня обмена.
Время нахождения изделия в ремонте в установленный гарантийный срок не включается.
По изделиям с гарантийным сроком, ремонт которых по каким-либо причинам в данной местности не производится (отсутствие мастерской гарантийного ремонта), основанием для обмена недоброкачественных товаров является заключение эксперта бюро товарных экспертиз. Вызов эксперта производит магазин в течение 5 дней с момента поступления заявки покупателя.


9. Доставка крупногабаритных изделий (весом свыше 10 кг) для ремонта и обмена на предприятия-изготовители, в мастерские гарантийного ремонта или магазины и обратно в пределах населенного пункта, а в сельской местности-района, в котором проживает покупатель, осуществляется мастерскими или магазинами без взимания с покупателя платы за перевозку этих изделий. Эти расходы возмещаются магазинам или мастерским гарантийного ремонта предприятиями-изготовителями. Такие перевозки по договоренности могут быть произведены и покупателями; в этом случае им возмещаются расходы по перевозке по установленным на месте тарифам.


10. Изделия с гарантийным сроком, в которых возникли недостатки вследствие нарушения покупателем правил пользования изделием или его хранения, обмену и гарантийному ремонту не подлежат. При наличии разногласий между покупателем и мастерской гарантийного ремонта о причинах происхождения недостатков в купленной вещи окончательное заключение дается бюро товарных экспертиз (за исключением легковых автомобилей, по которым принимается решение экспертной комиссией).
Вызов эксперта производит мастерская гарантийного ремонта. Расходы по экспертизе относятся на виновную сторону.


II. Порядок обмена промышленных товаров, на которые
не установлены гарантийные сроки


11. Покупатель, обнаруживший недостатки в купленном им товаре, для которого не установлены гарантийные сроки (одежда, ткани, меха, ковры и др.), имеет право по своему выбору на обмен этого товара по месту покупки в течение 14 дней (не считая дня покупки) либо на получение денежной суммы за возвращенную вещь по уплаченной им цене.


12. Обмен недоброкачественных товаров производится при предъявлении вместе с товаром кассового или товарного чека магазина и при наличии на товаре фабричного ярлыка (если товары продаются с таким ярлыком).
Обмен товаров, продаваемых без товарного или кассового чека и без фабричного ярлыка, производится по разрешению администрации магазина. Решение администрации может быть обжаловано в торговую организацию, которой подчинен магазин.


13. Покупателю предоставляется право в течение 14 дней (не считая дня покупки) обменять в магазине на аналогичный товар приобретенные в нем доброкачественные верхние швейные и трикотажные изделия, головные уборы, штучный текстиль, женские сумки и другие, если купленный товар не подошел по форме, фасону, расцветке или по размеру. Чулочно-носочные изделия, белье и постельные принадлежности обмену по этим основаниям не подлежат. Обмен производится только в том случае, если вещь не была в употреблении, возвращена в неповрежденном и незагрязненном виде, при ней сохранились фабричный ярлык и товарный или кассовый чек, выданный магазином вместе с проданным товаром.


14. Если товар продается в порядке выездной торговли, то магазин обязан указать на ярлыке каждой продаваемой вещи наименование и адрес торгового предприятия.


15. При обнаружении в купленной вещи скрытых недостатков, подтвержденных лабораторным анализом или бюро товарных экспертиз, покупатель имеет право на ее обмен в магазине в течение 6 месяцев со дня покупки в розничной торговой сети. Направление вещи на лабораторный анализ или экспертизу производится магазином в 5-дневный срок с момента заявки покупателя о недоброкачественности вещи.


16. Для сезонных товаров (одежды, меховых и других изделий) сроки заявления претензий исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, определяемого министерством торговли союзной республики исходя из местных климатических условий.


III. Общие положения


17. Установленные настоящими Правилами условия и порядок обмена распространяются на отечественные и импортные товары, за исключением уцененных товаров, а также товаров, купленных в комиссионных магазинах.
Товары, гарантийный срок на которые не истек, подлежат обмену или возврату на общих основаниях и в случае их покупки в комиссионных магазинах.


18. Полученные магазинами от покупателей недоброкачественные товары возвращаются предприятию-изготовителю или в адрес по его указанию. Возврат предприятию-изготовителю недоброкачественных товаров производится в порядке, предусмотренном Положением о поставках товаров народного потребления.


19. Обмен товаров в магазине в порядке, установленном в соответствии с настоящими Типовыми правилами, производится заведующим отделом, секцией, а в небольших магазинах - заведующим магазином.


20. Порядок обмена обуви и импортной мебели регулируется особыми правилами.


21. Изделия из золота, платины и серебра обмену и возврату не подлежат.


22. При решении вопроса об обмене товаров и выплате денег запрещается требовать от покупателя предъявления документов, удостоверяющих личность.


23. Правила обмена товаров, купленных в розничной торговой сети, в целях информации покупателей вывешиваются в торговых залах магазинов и мастерских гарантийного ремонта.


24. Соответствующие извлечения из Правил обмена товаров помещаются предприятиями-изготовителями товаров в документации (паспорте, гарантии, проспекте), прилагаемой к изделиям.

 

Приложение
к Типовым правилам обмена
промышленных товаров, купленных
в розничной торговой сети,
утвержденным Приказом Министерства
торговли СССР и Государственного комитета
стандартов Совета Министров СССР
от 1 февраля 1974 г. N 19/19

СПРАВКА

Наименование и тип изделия _______________________________________
N шасси ____________________ N кинескопа __________________________
Дата выпуска _______________ Дата приобретения ___________________
Гарантийный N ____________________________________________________
принадлежащий гражданину _________________________________________
проживающему _____________________________________________________
Адрес предприятия-изготовителя и его платежные реквизиты _________
__________________________________________________________________
Производился ремонт: _____________________________________________
Наименование отсутствующих в мастерской деталей __________________
Справка выдана ___________________________________________________
(наименование, ведомство и адрес мастерской)
на замену неисправного изделия на новое
Причина замены ___________________________________________________

Место печати
Заведующий мастерской гарантийного
ремонта (подпись)
"___" _______________ 198_ г.

Записи о ремонтах в настоящей справке делаются в соответствии с записями в учетной документации.
При записи ремонтов (проверки) указывается время нахождения изделия в ремонте или в проверке.

Примечание. Для обмена автомобилей представляется решение экспертной комиссии.