Московская практическая академия (МПА)

Московская практическая академия коммерческих наук (МПА)

     Академия коммерческих наук (Московская практическая) — Специальная цель заведения, как видно из устава и программы учебного курса, — доставление детям почетных граждан, купцов, мещан и иностранцев общего (реального) и специального образования, подготовляющего к коммерческой деятельности.

          Заведение возникло из частного коммерческого пансиона, открытого в 1804 году при участии некоторых лиц из московского купечества иностранцем К. И. Арнольдом. В 1806 году переименовано в «Практическую Коммерческую Академию», не будучи как при основании, так и впоследствии обеспечено никаким фондом и специальным источником дохода и находя как в первые годы своего существования, так и позже поддержку в пожертвованиях частных благотворителей. В 1810 г., в царствование Александра I, заведению даровано «учреждение» и положено начало «Обществу любителей коммерческих знаний», которому вверено попечение о поддержании и преуспеянии заведения — задача, которую названное Общество исполняет и доселе. Цель и состав Общества указаны ниже, а равно и участие, ими принимаемое (через посредство избираемого из членов Общества Совета) в управлении заведением как вообще, так и в частности — по хозяйственной части.

      Названием заведения «практическая», усвоенным заведению при самом его основании, вероятно, имели в виду оттенить то самое, что стало выражаться выражается терминами «реальный, реальное образование» в отличие от «классической» школы, приготовляющей к университету.

     Именование «Академия» заимствовано, можно думать, у немецкой школы — существовавшей, например, в начале столетия в Гамбурге «Handelsakademie». Как по правам, так и по объему и продолжительности учебного курса заведение наравне с другими русскими коммерческими училищами (исключая только одно коммерческое отделение Рижского технического училища) относилось к разряду средних учебных заведений, хотя оно в уставе (1851 г.) и поименовано (§ 12) принадлежащим «к разряду высших реальных и специальных училищ», находящихся в ведомстве министерства финансов.

     Состав курса: приготовительный, шесть общих или общеобразовательных и два специальных класса. Что касается учебного плана, то краткость специального курса (2 года) сравнительно с числом предметов (12 как в первом, так и во втором специальном классах, считая в том числе и языки) не позволяло уделить на каждый столько времени, сколько было бы желательно, и оставляет ученикам очень немного досуга для более самостоятельных занятий вне добросовестного приготовления к урокам и репетициям. Достаточно указать, например, на историю торговли и политическую экономию — два предмета, занимавшие, конечно, важное место в составе коммерческого образования. История торговли, помимо своего специального интереса и содержания, представляла прекрасный случай для повторения (с специальной точки зрения и при специальном освещении) всего существенного из пройденного общего курса истории (особенно по истории нового времени, которая в общем курсе по самому возрасту учеников не может быть пройдена с достаточной полнотою) и для довершения таким образом исторического образования учащихся соответственно более зрелому возрасту, в котором они находились в специальных классах.

     Политическая экономия: 1) наиболее отвлеченная из круга так называемых «коммерческих наук» и уже по одному этому способна иметь — конечно, при условии разумного и живого преподавания — важное образовательное значение, также в старшем возрасте; 2) представляет учащимся (преимущественно во II-м специальном классе) особенно много материала для чтения, для письменных работ, для бесед по поводу этих работ с разбирающим оные в классе преподавателем (как это практиковалось, например, в Рижском техническом училище на третьем, старшем курсе коммерческого отделения). Прошло почти сорок лет с 1851 года, когда состоялась последняя редакция устава Практической академии, а между тем до 1917 года вышепоименованные предметы — те самые, которые входили в программы большей части или почти всех коммерческих училищ, русских и иностранных, как более давнего происхождения, так и возникших в ближайшее время. Названная академия имела только одним предметом более. Это — механика.

     Что касается состава учебных сил, т. е. преподавателей, то, помимо вообще чувствующегося повсеместно недостатка в преподавателях — специалистах по «коммерческим наукам», Практическая академия по отношению к специальным классам находилась в не вполне благоприятных условиях еще и потому, что служба при ней, не дающая, между прочим, прав на государственную пенсию, при небольшом сравнительно числе уроков по специальным предметам, хотя бы и хорошо оплачиваемым, не могла представляться настолько выгодной и обеспечивающей, чтобы у многих вызывать желание посвятить свои силы и время одному заведению. Из всего состава преподавателей и профессоров на действительной службе при заведении, без прав, однако, на пенсию, состояли лишь инспектор (директора по штату не полагается), его помощник, законоучитель (он же священник при домовой церкви заведения) и преподаватель химии. Остальные лица преподавали по найму.

     Из бюджета академии было видно, что сумм на содержание от города, земства или купеческой управы не поступало. Источники сбережения составляли: а) плата за воспитанников (своекоштных и стипендиатов); б) 30-рублевый взнос членов Общества любителей коммерческих знаний, общий итог коего изменялся в зависимости от числа членов; в) пособие, которым с 1871 г. заведение пользовалось от Московского купеческого общества в размере 5% от чистой годовой прибыли. Этому пособию заведение наиболее и преимущественно обязано: 1) прекращением до того времени почти ежегодно повторявшихся дефицитов в своем бюджете (такими дефицитами и ввиду вообще возрастающей дороговизны содержания было вызвано, возвышение платы за воспитанников); 2) возможностью: а) положить начало запасному капиталу, которого прежде академия не имела; б) произвести некоторые необходимейшие постройки, вызванные постепенно возрастающим числом учеников, и в) уделить некоторые средства для поддержания учрежденной при заведении эмеритальной кассы для служащих и пр.

     Воспитанники разделялись на живущих в заведении — интернов (полных пансионеров) и экстернов (приходящих полупансионеров и слушателей). К числу полных пансионеров принадлежали стипендиаты (стипендий для приходящих заведение не имело). Замещение стипендий, смотря по желанию учредителей (Общества или частных лиц), производилось или сими последними, или Советом заведения. Общежитий и ученических квартир при заведении не имелось.

     (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)

Изображение предоставил большой друг нашего проекта Михаил Беленький. Спасибо!