Д.И. Харитонов

Купец Дмитрий Харитонов

Процитируем статью Натальи Линник, где упоминается об этом человеке.


Наталья ЛИННИК,

«Одесский вестник»

Для жителей Одессы конца 19-го столетия новое чудо техники - движущиеся картинки на белом полотнище стало грандиозным событием.

Впрочем, слово «кинотеатр» пришло в наш обиход значительно позже. А тогда его именовали иллюзион.

И действительно, происходящее на экране казалось сказкой, сном.

Первый иллюзион в Одессе открылся в 1896 году. В деревянном павильоне Александровского парка (ныне парк имени Т.Г. Шевченко) представитель братьев Люмьер продемонстрировал горожанам кинофильм. Немногим позже, к 1904 году, предприниматели Готлиб и Розенблит открыли первые стационарные, в отличие от прежних передвижных, иллюзионы. Они располагались на улицах Гаванной, Большой Арнаутской, Херсонской. К концу года в городе их насчитывалось уже пять. В Городском саду появился иллюзион под названием «Экспресс». В каждом непременно имелся свой тапер, наигрывавший мелодии, которые соответствовали эпизодам фильма.

В 1908 году рождается научный кинематограф Русского технического общества. Открывается иллюзион Шварца (позднее, кинотеатр имени Котовского). Десятки иллюзионов разместились на Молдаванке. В 1910-х годах там играл сбежавший из «Гамбринуса» от слишком уж громкой славы Сашка-скрипач, герой одноименной повести Александра Куприна.

А в 1916 году на экранах иллюзионов Молдаванки появилась... сама Молдаванка. Сенсационная драма в трех частях была кинематографической версией нашумевшей повести нашего земляка Семена Юшкевича «Улица».

В мае 1910 года в Александровском парке во время проведения торгово-промышленной выставки посетителей встретил новый иллюзион «Гигант», вполне соответствующий своему названию. В нем размещались 600 зрителей. Большой Ришельевский театр-иллюзион (кинотеатр имени Шевченко, затем Короленко) открылся в 1911 году. Там в 1912-м зрители могли посмотреть криминальную драму «Одесские катакомбы». Это был первый художественный фильм, снятый в Одессе. Постановку осуществило кинотоварищество «Миро-граф», которое возглавлял фотограф и оператор М. Гросман. Впрочем, «Мирограф» и раньше занимался съемками одесской хроники.

В 1913 году братья Уточкины открывают в доме Исаковича на Дерибасовской улице иллюзион «Кино-Уточкино» (позднее, кинотеатр имени Маяковского), именуемый в народе «На лестничке». Накануне революции он превратился в фешенебельный кинотеатр, вмещавший 330 зрителей. А на улице Кузнечной в 1914 году начинает работать театр-иллюзион «Комета» («Зеркало жизни», имени Троцкого, Ворошилова). Спустя два года на улице Екатерининской, 6, открылся театр-иллюзион «Урания» на 90 зрителей, где демонстрировались художественные, а также научно-популярные фильмы для учащихся. Здесь литераторы и профессора читали лекции о русской культуре. Бывали там А. Н. Толстой, И. А. Бунин, А.И. Куприн. Цены на билеты в иллюзион были самые разные: от 12 копеек где-нибудь на Дальницкой, до 50 на Ришельевской. Всего в Одессе до революции действовало не менее сорока стационарных кинозалов.

В городе стали открываться конторы по прокату фильмов: братьев Борнштейн, Купермана, Маркевича, Ханжонкова и другие.

Владельцем иллюзиона «Аполло» и прокатной конторы был известный харьковский купец Дмитрий Харитонов. Именно он, умело используя свои связи с французской фирмой «Пате», приобретя опыт и капитал, занялся выпуском собственных фильмов. С этой целью предприниматель купил на Французском бульваре, 33, поместье, принадлежавшее княгине Демидовой - Сан-Донато и построил там кинофабрику. Д. Харитонов заключил контракты со звездами немого кино первой величины.

Фабрика кинематографических картин кинопромышленника, увы, просуществовала недолго. Создать мощную отечественную киноиндустрию помешали известные революционные события. И вместо мелодрам, исторических картин тут начался выпуск агитфильмов.

Так начиналась эпоха кино, признанного впоследствии важнейшим из искусств.